ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-366/2017 от 11.12.2017 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Материал №5-366 /2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

11 декабря 2017 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего – судьи Лиджаевой Д.Х.,

при секретаре судебного заседания Минаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Наркологический диспансер», расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Правды, д. 6 «а», «б»,

установил:

16 ноября 2017 года прокуратурой г. Элисты вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении БУ РК «Наркологический диспансер».

Из вышеуказанного постановления следует, что в ходе проведения прокуратурой города по поручению прокуратуры республики проверки деятельности БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» установлено следующее.

БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» на основании лицензии №ЛО-08-03-000027 от 25.06.2014 г., выданной Министерством здравоохранения РК, осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Приказом главного врача от 09.01.2017 г. №23-пр утвержден список лиц, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, всего 44 работника.

Между тем проверкой установлено, что соответствующее положительное заключение МВД по РК от 15.02.2017 г. №20 о допуске 24 работников получено медицинским учреждением только 20.02.2017 г. Заключения на остальных 20 работников в ходе проверки не представлены.

Таким образом, в нарушение закона при отсутствии соответствующих заключений (в период с 09.01.2017 г. по 20.02.2017 г.) с наркотическими средствами и психотропными веществами работали как минимум 24 специалиста, среди которых ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и другие.

Изучением представленных актов инвентаризации остатков прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и актов проверки Отделения неотложной помощи по проверке целесообразности назначения и оборота наркотических средств и психотропных веществ за 2017 год установлено, что в БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ (на соответствие фактического остатка книжному) проводится только в Отделении неотложной помощи учреждения. Помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, ответственность за которое несет ФИО5, не проверялось, между тем в нем согласно журналу регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в июле- октябре 2017 года имелся книжный остаток, который составлял 40 (30 и 20) ампул психотропного вещества «реланиум 0,5%-2,0 мл.».

В нарушение Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 644, в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ответственная ФИО5) внесены сведения об инвентаризации наркотических средств в Отделении неотложной помощи учреждения, которое также ведет свой журнал.

В нарушение п. 13 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1148, в учреждении отсутствует приказ о порядке хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств.

Приказом главного врача от 09.01.2017 №23-пр утверждена Инструкция по уничтожению использованных ампул (флаконов, шприц-тюбиков) из-под психотропных веществ (приложение №7). Согласно абз. 4 указанной инструкции комиссия по уничтожению использованных ампул собирается 1, 11 и 21 числа каждого месяца для уничтожения использованных ампул за предыдущие 10 дней. Если эти числа выпадают на выходные или праздничные дни, то комиссия собирается в рабочий день, следующий после выходных.

Между тем при сопоставлении сведений из журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Отделения неотложной наркологической помощи и актов уничтожения использованных ампул установлено, что 1 ампула из-под психотропного вещества «реланиум 0,5%-2,0 мл.» использована 19.06.2017 года на больного ФИО6. Однако комиссия по уничтожению использованных ампул собралась 23.06.2017, т.е спустя 2 дня после предусмотренного срока, о чем свидетельствует акт № 6 от указанной даты. Использованные 15 и 19 июля 2017г. 2 ампулы психотропного вещества- уничтожены 24.07.2017.

Более того, в ходе проверки не представлены акты уничтожения использованных ампул за период с 02.10.2017 г. по 02.11.2017 г., хотя из журнала следует, что в указанный период были использованы 14 ампул из-под психотропного вещества «реланиум 0,5%-2,0 мл.». На момент проверки наличие неуничтоженных использованных ампул не установлено.

В ходе проверки также выявлен факт участия в уничтожении использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ неуполномоченного лица.

Так, согласно приложению №8 к приказу главного врача от 09.01.2017 №23-пр в состав комиссии по уничтожению использованных ампул (флаконов, шприц-тюбиков) из-под психотропных веществ входят ФИО7 - председатель комиссии (дублер - ФИО8), ФИО9 (дублер - ФИО10), ФИО5 (дублер — ФИО1).

Между тем, согласно акту № 12 от 02.10.2017 г. членом комиссии по уничтожению являлся ФИО11, не входящий в состав указанной комиссии. Сведения о внесении в приложение №8 соответствующих изменений, касающихся состава комиссии, не представлены.

Помощник прокурора г. Элисты Нидеева Э.В. поддержала доводы, изложенные в постановлении, пояснив, что большинство нарушений уже устранено, представила письменное объяснение.

В судебном заседании представитель БУ РК «РНД» Асанов К.Б., действующий от имени юридического лица, вину в совершенном правонарушении признал частично и пояснил, что в настоящее время допущенные нарушения устраняются, просил учесть, что БУ РК «РНД» является бюджетным учреждением, его финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Просил применить в отношении БУ РК «РНД» административное наказание в виде приостановления деятельности БУ РК «РНД» на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотикосодержащих растений.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в Список I и таблицу I Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

Статьей 1 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определено понятие прекурсоров, т.е. прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств психотропных веществ 1988 года.

Согласно п.3 ст. 10 Закона №3-Ф3 юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров при наличии в том числе заключения органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.

Аналогичное требование содержится в п.4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. №892.

Статьей 38 ФЗ N 3-ФЗ регламентировано, что юридические лица -владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.

Аналогичное требование содержится в п. 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644.

Хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона №3-Ф3).

Пунктом 13 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1148, предусмотрено, что приказом руководителя юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, допущенные к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств.

Согласно п. 15 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1148, специальные требования к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных, экспертных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами - устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.5. Правил хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 (далее Правила), лечащие или дежурные врачи обязаны сдавать использованные ампулы из-под наркотических средств и психотропных веществ в этот же день, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части, а в учреждениях, где он отсутствует - руководителю лечебно-профилактического учреждения. Уничтожение использованных ампул производить не реже одного раза в 10 дней комиссией под председательством руководителя с оформлением соответствующего акта по установленной форме.

Приказом главного врача от 09.01.2017 г. №23-пр утверждена Инструкция по уничтожению использованных ампул (флаконов, шприц-тюбиков) из-под психотропных веществ (приложение №7).

Согласно абз. 4 указанной инструкции комиссия по уничтожению использованных ампул собирается 1, 11 и 21 числа каждого месяца для уничтожения использованных ампул за предыдущие 10 дней. Если эти числа выпадают на выходные или праздничные дни, то комиссия собирается в рабочий день, следующий после выходных.

Согласно ч.1 ст. 31 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 №3-Ф3 в медицинских целях могут использоваться наркотические средства психотропные вещества, внесенные в списки II и III и зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательстве об обращении лекарственных средств.

В список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации международными договорами Российской Федерации (список III), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", включен диазепам- международное непатентованное наименование таких лекарственных препаратов как: Апаурин, Валиум, Диапам, Реланиум, Седуксен, Сибазон (Государственный реестр лекарственных средств -http://grls.rosminzdrav. ru/ grls.aspx).

Согласно пояснениям помощника прокурора г. Элисты Нидеевой Э.В. в период с 02 ноября 2017 года по 03 ноября 2017 года на основании решения заместителя прокурора г. Элисты Горяевой Л.Н. от 02 ноября 2017 года № 224 была проведена проверка БУ РК «РНД», задачей, которой являлись проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки в период с 02 по 03 ноября 2017 года в отношении БУ РК «РНД» выявлены нарушения законов за период с 01 января по 03 ноября 2017 года, что отражено в акте проверки от 03 ноября 2017 года, на основании которого в отношении БУ РК «РНД» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ.

Данные акт и постановление содержат сведения о том, что БУ РК «РНД» осуществляет медицинскую деятельность с нарушением правил хранения, учета, использования либо уничтожения психотропных веществ.

Таким образом, факт совершения БУ РК «РНД» административного правонарушения подтверждается: актом проверки от 03 ноября 2017 года, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.11.2017 года, ксерокопиями журналов регистраций операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и другими материалами административного дела.

Судом установлено, что юридическим лицом не была соблюдена та степень осмотрительности, которая была необходима для предотвращения нарушения правил оборота, хранения, учета наркотических средств и психотропных веществ, доказательств обратного не представлено.

Факт совершения административного правонарушения БУ РК «РНД» не оспаривается.

Таким образом, суд считает, что вина БУ РК «РНД» нашла полное подтверждение в судебном заседании, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ.

Вина юридического лица подтверждается письменными материалами дела, объяснениями представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, предусмотренным ст. 4.3 КоАП РФ, суд признает то, что вступившим в законную силу постановлением Элистинского городского суда от 10 июля 2017 г. БУ РК «РНД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Санкция ч.1 ст. 6.16 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года (ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действия (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.

При назначении наказания юридическому лицу в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих ответственность БУ РК «РНД», судом не установлено.

Суд считает, что в целях предупреждения совершения со стороны БУ РК «РНД» новых правонарушений наказание ему должно быть назначено в виде в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, для юридических лиц в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Признать Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Республиканский наркологический диспансер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде приостановления деятельности на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотикосодержащих растений сроком на 10 (десять) суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Председательствующий Д.Х. Лиджаева