ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3732/20 от 18.06.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 июня 2020 года <адрес>

Судья Промышленного районного суда <адрес> Санеев С.О.,

с участием: представителя юридического лица в отношении, которого ведется дело об административном правонарушении МУП «Водоканал» <адрес> по доверенности от датаФИО1,

представителя заинтересованного лица государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> – старшего инспектора ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по <адрес>) капитана внутренней службы ФИО2,

рассмотрев открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, в отношении юридического лица МУП «Водоканал» <адрес>, ИНН <***>, ОГРН , юридический адрес: <адрес>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,-

УСТАНОВИЛ:

В промышленный районный суд <адрес> поступил административный материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – МУП «Водоканал» <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Из Протокола об административном правонарушении от дата усматривается, что юридическое лицо МУП «Водоканал» <адрес>, без специального разрешения (лицензии) осуществляло деятельность по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) хозяйственным способом, за счет средств предприятия, выделенных на капитальный ремонт объектов водоснабжения, что подтверждается актами выполненных работ, составленными дата, дата. Тем самым нарушив требования пункта 15, части 1, статьи 12 Федерального закона РФ от дата №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», что предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель юридического лица в отношении, которого ведется дело об административном правонарушении МУП «Водоканал» <адрес> по доверенности от датаФИО1, в судебном заседании вину предприятия в совершенном правонарушении признала. Приобщила документы подтверждающие, тот факт, что в настоящее время допущенные нарушения устраняются. Просила суд назначить наказание по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в виде предупреждения.

Представитель заинтересованного лица государственный инспектор по пожарному надзору <адрес> – старший инспектор ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по <адрес>) капитан внутренней службы ФИО2, в судебном заседании поддержал основания составления протокола об административном правонарушении в отношении МУП

«Водоканал» <адрес>. Просил суд признать МУП «Водоканал» <адрес> виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции данной статьи.

Ходатайств о ведении протокола судебного заседания сторонами процесса не заявлено.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела и доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение, обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положения ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что в предмет доказывания по делу об административном правонарушении согласно статье 26.1 КоАП РФ входит, в том числе установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; его виновность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Следует отметить, что процесс оценки доказательств предполагает исследование их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимную связь. Принимаются к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу.

Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Судом установлено, что в соответствии с приказом от 31 марта
2020 года Главного управления МЧС России по <адрес> в период с
дата по дата на территории <адрес> проведена сезонная
профилактическая операция с условным наименованием «Водоисточник».

В период проведения указанной операции выявлено, что специалистами муниципального унитарного предприятия «Водоканал» <адрес>, в рамках соглашения о порядке взаимодействия с ФГКУ «3-й отряд ФПС по <адрес>» на постоянной основе осуществляются ремонтные работы неисправных пожарных
гидрантов, расположенных на городских водопроводных сетях и находящиеся на
балансе предприятия.

В соответствии с статьей 42 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) установлено, что пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы: первичные средства пожаротушения; мобильные средства пожаротушения; установки пожаротушения; средства пожарной автоматики; пожарное оборудование; средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре; пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный); пожарные сигнализация, связь и оповещение.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Технического регламента пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара.

Главой 29 Федерального закона от дата-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования к пожарному оборудованию.В соответствии со статьей 126 пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.

Статьей 127 указанного закона предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В соответствии с пунктом 3.1 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся в том числе, и наружные водопроводные сети с пожарным гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

Согласно ГОСТ дата-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения" (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от дата N 1982) пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию водопроводных сетей и являются устройствами для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.

Аналогичное определение пожарного гидранта содержится в ГОСТ Р 53961- 2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от дата).

Названный ГОСТ Р 53961-2010 предусматривает, что пожарные подземные гидранты устанавливаются в водопроводной сети и обслуживаются в соответствии с ГОСТ дата-75 "ССБТ. Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности".

В соответствии со статьей 12 ч.1 п. 15 Федерального закона РФ от дата №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Закона №99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1225, определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт 3 приложения к Положению).

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим законодательством деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию, используются в заборе воды при пожаре, вследствие чего, на производство ремонтных работ необходимо иметь лицензию.

Факт осуществления МУП «Водоканал» деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) подтверждается сводными актами составленными дата, дата, выполненных работ.

При этом муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» специального разрешения (лицензии) на техническое обслуживание и ремонт пожарных гидрантов не имеет, в Главное управление МЧС России по <адрес> за получением соответствующей лицензии не обращалось.

Имеющееся у МУП «Водоканал» соглашение от дата «О порядке взаимодействия с ФГКУ «3-й отряд ФПС по <адрес>» не предусматривает права предприятия осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения.

Согласно ответу от дата МУП «Водоканал» указанные работы выполнялись силами предприятия хозяйственным способом, за счет средств предприятия, выделенных на капитальный ремонт объектов водоснабжения.

Таким образом, юридическое лицо МУП «Водоканал» <адрес>, без специального разрешения (лицензии) осуществляло деятельность по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) хозяйственным способом, за счет средств предприятия, выделенных на капитальный ремонт объектов водоснабжения, что подтверждается актами выполненных работ, составленными дата, дата. Тем самым нарушив требования пункта 15, части 1, статьи 12 Федерального закона РФ от дата №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», что предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства правонарушения и вина МУП «Водоканал» <адрес> в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от дата; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> – старшего инспектора ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по <адрес>) капитана внутренней службы ФИО2 от дата; сводным актом от дата; сводным актом от дата, и другими материалами дела.

Приведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и являются достаточными для обоснования вывода о виновности МУП «Водоканал» <адрес> в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), и такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ.

Вина юрлица заключается в бездействии и выражается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований законодательства о лицензировании, им не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных законодательством обязанностей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отягчающие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность согласно ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Санкция статьи 19.20 ч. 1 КоАП предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В части 2 статьи 3.4 КоАП предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что вмененное юридическому лицу административное правонарушение было совершено им впервые, в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности назначения юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения, поскольку данный вид административного наказания сможет обеспечить достижение его цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 19.20, 29.10 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо МУП «Водоканал» <адрес>, ИНН <***>, ОГРН , юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить юридическому лицу МУП «Водоканал» <адрес>, ИНН <***>, ОГРН , юридический адрес: <адрес>, административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Санеев С.О.