ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-374/2016 от 14.06.2016 Боровичского районного суда (Новгородская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 14 июня 2016 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Савкина М.В.,

рассмотрев административный материал об административном правонарушении, совершённом

юридическим лицом – открытым акционерным общество «Российские железные дороги», <данные изъяты>

установил:

Новгородской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области в период с 10 марта 2016 года по 31 марта 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия на объектах культурного наследия регионального значения «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. XX в.» (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности - здание локомотивного депо Бологовского локомотивного депо), «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» (согласно свидетельству о государственной регистрации права - здание дома отдыха локомотивных бригад), расположенных по адресу: Новгородская область г. Боровичи Привокзальная площадь. Указанные объекты культурного наследия регионального значения находятся в собственности ОАО «РЖД». Данные объекты культурного наследия отнесены к памятникам истории и культуры регионально значения на основании постановления Администрации Новгородской области от 23 января 1997 года № 21 «О памятниках истории и культуры». В ходе проверки объекта культурного наследия «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. XX в.» выявлено, что ОАО «РЖД» - собственником указанного объекта, на протяжении длительного времени не принимаются достаточные и всеобъемлющие меры, направленные на сохранение данного объекта культурного наследия, чем не выполняется обязанность собственника по его сохранению и содержанию, что привело к ухудшению его состояния до аварийного.

В ходе проверки объекта культурного наследия «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» выявлено, что ОАО «РЖД» проведены работы, изменяющие облик объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Установлено, что фасады здания объекта культурного наследия «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» обшиты сайдинговыми панелями.

На момент проверки ОАО «РЖД» работы по сохранению вышеуказанных объектов культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в Комитете государственной охраны культурного наследия Новгородской области научно-проектной документацией и выданным разрешением и заданием собственником не проводились.

И.о. Новгородского транспортного прокурора 14 апреля 2016 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Материалы дела переданы на рассмотрение в Боровичский районный суд Новгородской области.

В судебном заседании помощник Новгородского транспортного прокурора Ошкина О.А. поддержала обстоятельства, изложенные в постановлении в полном объёме.

Представитель юридического лица ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, при этом пояснил, что по их сведениям в Списке объектов культурного наследия, утвержденного Комитетом государственной охраны культурного наследия Новгородской области, объектов с точным наименованием: «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. XX в.» и «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» не значится. Полагают, что Новгородской транспортной прокуратурой не доказан факт того, что проверенные объекты являются объектами культурного наследия. Кроме того, свидетельства о праве собственности на проверенные объекты не содержат обременений, в том числе обременения «объект культурного наследия». Проверяемые объекты перешли в собственность ОАО «РЖД» в рамках Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД». Обременений согласно Сводному акту не имеется. Не доказан факт наличия охранного обязательства на проверенные объекты, следовательно, не доказана обязанность ОАО «РЖД» по соблюдению в отношении проверенных объектов законодательства об объектах культурного наследия. В связи с изложенным, полагают, что состав административного правонарушения не установлен.

Судья, выслушав помощника Новгородского транспортного прокурора, представителя ОАО «РЖД», исследовав письменные материалы дела приходит к следующему:

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу

В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Совмином СССР от 16 сентября 1982 года N 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» следует, что Новгородской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области в период с 10 марта 2016 года по 31 марта 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия на объектах культурного наследия регионального значения «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. XX в.» (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности - здание локомотивного депо Бологовского локомотивного депо), «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» (согласно свидетельству о государственной регистрации права - здание дома отдыха локомотивных бригад), расположенных по адресу: Новгородская область г. Боровичи Привокзальная площадь.

В ходе указанной проверки установлено, что собственником данных объектов с 24 марта 2004 года является ОАО «РЖД» на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р.

10 марта 2016 года составлены акты осмотра технического состояния вышеназванных объектов культурного наследия регионального значения. Согласно им на момент обследования общее состояние объекта, «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. XX в.», в настоящее время является аварийным: местами нарушена кирпичная кладка стен, в части оконных проемов отсутствует остекление. Кровельное покрытие также находится в аварийном состоянии, в некоторых местах наблюдается его обрушение. В отношении объекта «Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. XIX - нач. XX в.в.» установлено, что в настоящее время фасады здания обшиты сайдинговыми фасадными панелями, то есть проведены работы, изменяющие облик объекта культурного наследия.

По смыслу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственной охране подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр.

Из положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 8 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд.

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п. 9 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

Согласно справке Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 27.01.2016 здания, расположенные по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, Привокзальная площадь, являются объектами культурного наследия регионального значения на основании Постановления Администрации Новгородской области «О памятниках истории и культуры» от 23.01.1997 № 21. Охранные обязательства на указанные объекты культурного наследия не оформлены, но имеются исторические паспорта на данные объекты. Указанные объекты поименованы за №№ 499 и 500 в Списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Новгородской области, который размещен на официальном сайте Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

Таким образом, факт правонарушения и вина ОАО «РЖД» в его совершении подтверждаются: рапортом об обнаружении признаков правонарушения помощника Новгородского транспортного прокурора Ошкиной О.А. от 14 апреля 2016 года, справкой Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 27 января 2016 года, актами проверок исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия от 31 марта 2016 года, актами осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 10 марта 2016 года, справкой о балансовой принадлежности объекта недвижимого имущества на 18 марта 2016 года, паспортами памятников истории и культуры СССР.

Действия ОАО «Российские железные дороги» следует квалифицировать по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Санкция ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

При назначении наказания в соответствии со ст.ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Российские железные дороги», суд не усматривает.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение ОАО «Российские железные дороги», судья считает необходимым определить ОАО «Российские железные дороги» наказание в виде административного штрафа в пределах нижнего размера санкции статьи, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Руководствуясь ст. 3.5, ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст.29.9, ч. 1.1 ст. 29.10, ст. 32.2 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей, который следует перечислить: Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западная транспортная прокуратура) л/с <***> ИНН <***> КПП 783801001 Получатель: БИК 044030001, р/с <***> в Северо-Западное ГУ Банк России, г. Санкт-Петербург, юридический адрес: 190000, <...>, фактический адрес: 191036, <...>, ОКТМО 40303000 КБК 41511690010016000140.

Разъяснить ОАО «РЖД», что срок для добровольной уплаты штрафа, назначенного постановлением судьи, составляет 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Предупредить ОАО «РЖД» об административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: М.В. Савкина