ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кириши 07 апреля 2017 г.
Ленинградской области
Дело № 5–37/2017
Судья Киришского городского суда Ленинградской области - Городничева Т. В.,
с участием защитника юридического лица - Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (далее – МУ «КРУ») Лебедевой И.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», расположенного по адресу: <...>, ОГРН <***> от 29 января 2009 г., ИНН <***>,
установил:
Муниципального учреждение «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (далее – МУ «КРУ» ) совершило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанное выше правонарушение Муниципальное учреждение совершило при следующих обстоятельствах.
Предметом деятельности МУ «КРУ» является организация похорон и представление связанных с ними услуг.
Согласно договору безвозмездного пользования от 01.06.2004 №166/2004 с МО «Киришский район», МУ «КРУ» принято в безвозмездное временное пользование нежилое помещение площадью 86,6 кв.м, расположенное по адресу: <...>, которое используется под офис. Освещение в офисе организовано с использованием люминесцентных ламп и ламп накаливания. Отходы (мусор) от офисных и бытовых помещений накапливается в корзинах, установленных у рабочих мест.
В оперативном управлении у МУ «КРУ» находятся следующие объекты:
- зал траурных церемоний, площадью 79, 6 кв.м., расположенный по адресу: <...> ;
-часть здания корпуса патологоанатомического отделения МУЗ «ЦРБ» площадью 90,4 кв.м, расположенного по адресу: <...> ;
- административное здание гражданского кладбища традиционного захоронения площадью 164,30 кв.м, расположенное по адресу: <...>;
-административно- бытовое здание городского кладбища «Черная речка» площадью 45,10 кв.м., расположенное по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Пчевское сельское послеление ;
-здание склада-мастерской городского кладбища «Черная речка» площадью 65,60 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Пчевское сельское поселение.
Земельные участки кладбищ «Мерятино» и «Черная речка» выделены в постоянное бессрочное пользование по распоряжению Комитета имущества Администрации Киришского муниципального района.
На территории кладбищ «Черная речка» и «Мерятино» установлены металлические контейнеры для временного накопления отходов. В накоплении около 2,0 куб.м отходов и 1,2 куб. м. отходов (ТБО, отходы от кладбищ) соответственно. В зданиях на территории указанных кладбищ установлены две выгребные ямы, отходы от которых вывозятся на обезвреживание специализированной организацией.
МУ «КРУ» заключены муниципальные контракты с МП «Жилищное хозяйство» на вывоз и передачу на размещение на специализированный полигон твердых коммунальных отходов от кладбищ «Мерятино» и «Черная речка»: от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ
МУ «КРУ» заключен договор возмездного оказания услуг на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп от ДД.ММ.ГГГГ. №ДД.ММ.ГГГГ (между МУ «КРУ», МП «Жилищное хозяйство» и ООО «ЭП «Меркурий», имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 и 4 класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ г. №<данные изъяты>). Место временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп установлено в отдельно стоящем металлическом контейнере, расположенном по адресу: Ленинградская область, Киришский район, площадка кладбище «Мерятино».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», обращение с отходами- это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов- это временное складирование отходов ( на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», применительно к юридическим лицам в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ; юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы ( за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 №50.
Согласно п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, и на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства потребления»:
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета;
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011г. №17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и установален срок – 01 февраля после отчетного периода.
На основании распоряжения председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее –Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ №№ при проведении Комитетом плановой выездной проверки Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» (далее – МУ «КРУ»), расположенного по адресу: <...>, было выявлено 20 марта 2017 года в 11 часов 00 минут нарушение Муниципальным учреждением требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В 2016 году в результате деятельности МУ «КРУ» образовались отходы в объеме 786,00 куб.м. Временное складирование (накопление) отходов осуществляется на территории кладбищ в металлических контейнерах, в корзинах офисных помещений, и таким образом МУ «КРУ» осуществляет деятельность по обращению с отходами.
Паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности и документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, у МУ «КРУ» отсутствуют.
Отчетность по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год у МУ «КРУ» отсутствует.
В рамках плановой проверки проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), действующий на 2016-2017 годы, МУ «КРУ» не представлен. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 2016 -2017 годы у МУ «КРУ» отсутствуют.
Таким образом установлено, что у МУ «КРУ» в нарушение требований, установленных п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. №712, отсутствует подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, и не составлены паспорта отходов 1-4 классов опасности.
Кроме того, МУ «КРУ» в нарушение требований, установленных ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», до 20 марта 2017 года не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 2016, 2017 годы.
МУ «КРУ» также в нарушение требований, установленных частями 1,2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января2011 №17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», не представлена отчетность по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а именно: до 01 февраля 2017 года.
Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности МУ «КРУ» не соблюдены экологические и санитарно –эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В судебном заседании защитнику МУ «КРУ») Лебедевой И.И судом были разъяснены права, предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ, а также положения ст.51 Конституции РФ.
Отводов и ходатайств защитник не заявил.
По существу вменяемого МУ «КРУ» защитник Лебедева И.И. пояснила, что МУ «КРУ» не оспаривает совершение учреждением правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вместе с тем, по мнению защитника, отходы, которые образуются на кладбищах, происходят не только от деятельности МУ «КРУ», а также от деятельности граждан, которые посещают кладбища, поэтому о части таких отходов нельзя говорить, что они являются собственностью МУ «КРУ».
Защитник Лебедева И.И. также обратила внимание суда на то, что в настоящее время МУ «КРУ» предпринимаются меры по разработке и оформлению паспортов опасных отходов. В обоснование своих доводов защитник предоставил суду копию коммерческого предложения от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО «ЭКОЛИБРА» по разработке и оформлению паспортов опасных отходов и обоснований отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей среды для администрации МУ «КРУ» и наименования стоимости соответствующих услуг.
По мнению защитника, перечисленные выше нарушения, установленные в ходе проверки МУ «КРУ», не повлекли за собой существенной опасности для окружающей среды, в связи с чем правонарушение, совершенное МУ «КРУ» возможно признать малозначительным в силу требований ст. 2.9 КоАП РФ,, освободив МУ «КРУ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО1, которая в полном объеме подтвердила изложенные в протоколе об административном правонарушении от 20 марта 2017 г. обстоятельства и пояснила, что вина юридического лица МУ «КРУ» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, установлена и подтверждается представленными в суд материалами дела.
В соответствии с положением пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В ходе проведения проверки Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ленинградской области в области обращения с отходами и в области охраны атмосферного воздуха был выявлен ряд нарушений требований законодательства в области экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и (или) иными опасными веществами.
Вину юридического лица- МУ «КРУ» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, помимо вышеприведенных объяснений защитника юридического лица Лебедевой И.И., объяснений государственного инспектора ФИО1 суд находит установленной и доказанной следующими доказательствами:
- распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ года №№ председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица - МУ «КРУ» в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности;
-актом проверки от 20 марта 2017 г. 11 ч. 00 м., согласно которому была проведена плановая, выездная проверка в отношении Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», в ходе которой установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности МУ «КРУ» не соблюдены экологические и санитарно- эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: отсутствуют паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности, документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти; отсутствует отчетность по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год; не представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(ПНООЛР), действующий на 2016-2017 годы;
-актом осмотра территории от 09 марта 2017 г. объектов МУ «КРУ» : -зала траурных церемоний, площадью 79, 6 кв.м., расположенного по адресу: <...> ; части здания корпуса патологоанатомического отделения МУЗ «ЦРБ» площадью 90,4 кв.м, расположенной по адресу: <...> ; административного здания гражданского кладбища традиционного захоронения площадью 164,30 кв.м, расположенного по адресу: <...>; административно- бытового здания городского кладбища «Черная речка» площадью 45,10 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Пчевское сельское поселение ; здания склада-мастерской городского кладбища «Черная речка» площадью 65,60 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Пчевское сельское поселение, фото таблицей к данному акту осмотра;
- выпиской из Единого Государственного реестра юридических лиц относительно юридического лица- Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области»;
-копией Устава Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области», согласно которому учреждение осуществляет свою деятельность в сфере ритуальных услуг; виды основной деятельности учреждения: организация ритуальных услуг для граждан, содержание городских кладбищ, вывоз умерших граждан из внебольничных условий ;
-кипиями свидетельств о государственной регистрации права Муниципального учреждения «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» от 05 марта 2015 г., от 17 июня 2013 г., от 17 января 2012 г., от 29 февраля 2012 г., от 29 февраля 2012 г.;
- копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ г. временного безвозмездного пользования недвижимым имуществом;
-копией договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ
- копией муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ
- копией муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ;
- копией муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ..;
-копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ г.;
-актами выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ г..
Суд оценивает перечисленные выше доказательства как объективные и достоверные, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением всех необходимых требований КоАП РФ, не противоречат друг другу, не являются взаимоисключающими.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Суд полагает, что приведенные выше доказательства по делу устанавливают и подтверждают факт совершения МУ «КРУ» указанного выше административного правонарушения, и квалифицирует действия МУ «КРУ» по ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой. или иными опасными веществами.
Совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
При назначении административного наказания суд не усматривает обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, а также не усматривает обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренные ст. 4.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание, что администрацией МУ «КРУ» принимаются меры по устранению указанных нарушений, суд полагает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде штрафа, в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 30.1, 30. 3 КоАП РФ, суд
постановил:
Муниципальное учреждение «Комбинат ритуальных услуг» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа :
Получатель - УФК по Ленинградской области (Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области лицевой счет <***>), Банк получателя-Отеделение Ленинградское г. Санкт- Петербург, БИК 044106001; ИНН <***>; КПП 781401001; ОКТМО 41 624 101; КБК 982 116 25050 01 0000 140; наименование платежа- денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.В. Городничева