ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-380/20 от 03.11.2020 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 5-380/2020

УИД 43RS0018-01-2020-001196-75

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Котельнич 3 ноября 2020 года

Судья Котельничского районного суда Кировской области Злобин А.А.,

при секретаре Козловой М.Н.,

с участием лица, составившего протокол об административном правонарушении, председателя Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области К.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шишкова Д.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишкова Д. С., <дд.мм.гггг> г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.09.2020 глава администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишков Д.С. в течение 30 дней со дня получения 07.07.2020 представления председателя Контрольно-счетной комиссии Котельничского района Кировской области №11 от 15.06.2020 о рассмотрении и устранении причин и условий нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств – администрации Чистопольского сельского поселения», не сообщил о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, чем нарушил п.3 ст.16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.20 ст.19.5 КоАП РФ. Временем совершения правонарушения является 08.08.2020, местом совершения – адрес нахождения администрации сельского поселения: <адрес>.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шишков Д.С. вину в инкриминируемом ему правонарушении не признал, представил письменные пояснения и привел доводы о том, что представление Контрольно-счетной комиссии №11 от 15.06.2020 им рассмотрено, указанные в нем нарушения проанализированы и будут устранены главным бухгалтером. В то же время, считает, что проверка бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств – администрации Чистопольского сельского поселения за 2019 год проведена Контрольно-счетной комиссией с грубыми нарушениями законодательства, а именно: он не был ознакомлен с планом проверок на 2020 год (по состоянию на 27.02.2020, согласно скрин-копии с официального сайта, план проверок Контрольно-счетной комиссии Котельничского района опубликован не был), о проверке он не был уведомлен. Уведомление о проведении проверки было вручено главному бухгалтеру, а не ему, считает, что электронной почтой его незаконно уведомлять о проведении проверки. Просит признать данную проверку не действительной, с аналогичным заявлением, ссылаясь на нарушение ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, он обратился в суд, а также в прокуратуру. Кроме того, указывает, что в протоколе об административном правонарушении датой его совершения является 08.08.2020, местом совершения – здание администрации Чистопольского сельского поселения, однако 08.08.2020 он находился в официальном отпуске и совершить указанное правонарушение не мог. Считает, что в данном случае, поскольку он не отвечал на представление, его должны были ознакомить с предписанием, но такового он также не получал, с результатами проверки его ознакомили 07.07.2020. С 24.07.2020 по 13.09.2020 он находился в отпуске. Представление не обжаловал и не отвечал на него, т.к. не считал нужным, оспаривает нарушения, выявленные в ходе проверки.

Председатель Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области К., составившая протокол об административном правонарушении, с доводами Шишкова Д.С. не согласилась, пояснила, что контрольно-счетной комиссией проводилась внешняя ежегодная проверка бюджетной отчетности, которую им сдают сельские поселения до 01.04.2020, уведомление о проведении проверки посылала по электронной почте главе администрации Чистопольского сельского поселения, кроме того, 02.06.2020 такое уведомление было вручено главному бухгалтеру администрации поселения Корзоватых, которая впоследствии согласилась с выявленными нарушениями, план проверок был опубликован на сайте КСК 27.12.2019. Шишков Д.С. получил акт проверки, представление, за что расписался, однако, на протяжении длительного времени глава администрации Чистопольского сельского поселения не отвечает ни на одно представление. Сведений о рассмотрении представления от 15.06.2020 в КСК до настоящего времени не поступало, настаивала на законности их действий.

Свидетель Свидетель №1 показала, что с 06.11.2019 работает главным бухгалтером Чистопольского сельского поселения. Внешняя проверка бюджетной отчетности поселения представляет собой сверку отчетности с главной книгой, годовая бюджетная отчетность поселения сдается ежегодно до 01 апреля в КСК Котельничского района. Отчетность за 2019 год сдали до 01.04.2020, уведомление о проверке, проводимой с 04 по 16.06.2020 она получила до начала проверки, возможно 02.06.2020, не помнит, говорила ли о проверке главе администрации поселения. По результатам проверки был составлен акт с указанными нарушениями, который вместе с представлением получила от Шишкова Д.С. К устранению нарушений она приступила в октябре 2020 после привлечения её к административной ответственности мировым судьей. Считает внесенное представление законным.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.268.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.26 Устава муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области, принятого Решением Котельничской районной Думы Кировской области от 30.01.2018 №151 и ст.ст.1, 6 «Положения о контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области», утвержденного Решением Котельничской районной Думы Кировской области от 08.02.2017 №63 (далее – Положение о контрольно-счетной комиссии) - Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области является постоянно действующим контрольным счетным органом внешнего муниципального финансового контроля Котельничского района, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе органами местного самоуправления (главными администраторами бюджетных средств).

В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - ФЗ №6) к полномочиям Контрольно-счетных органов муниципальных образований относится, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

В силу ч.4 ст.9 указанного Закона внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертноаналитических мероприятий. (ч.1 ст.10).

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

При осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания (ч.2 ст.268.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.16 ФЗ №6, ст.14 Положения о контрольно-счетной комиссии).

В силу ч.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.04.2020) представление – это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля, содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с ч.3 ст.14 Положения о Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетную комиссию о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Согласно ч.20 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ является формальным, основанием для привлечения к административной ответственности является факт бездействия должностного лица, выражающийся в неисполнении законного представления или предписания. Правонарушение считается оконченным в момент истечения установленного представлением (предписанием) срока.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Чистопольского сельского поселения <№> от 05.10.2015 Шишков Д.С. с 05.10.2015 избран главой администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области.

Распоряжением председателя контрольно-счетной комиссии Котельничского района от 27.12.2019 № 20 утвержден план работы Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области на 2020 год, подпунктом 2.2.1 п.2.2 раздела 2, которого во II квартале 2020 года предусмотрено проведение внешней проверки бюджетной отчетности сельских поселений Котельничского муниципального района за 2019 год.

Во исполнение данного плана председателем Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Козловой Т.Г. издано распоряжение № 16 от 01.06.2020 «О проведении контрольного мероприятия» - внешней проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств – администрации Чистопольского сельского поселения за 2019 год со сроком проведения проверки с 04.06.2020 по 15.06.2020.

02.06.2020 Контрольно-счетная комиссия уведомила администрацию Чистопольского сельского поселения о проведении проверки путем направления уведомления на электронный адрес администрации сельского поселения и вручения его главному бухгалтеру администрации Чистопольского сельского поселения Свидетель №1

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности администрации Чистопольского сельского поселения за 2019 год аудитором Контрольно-счетной комиссии Г. 08.06.2020 составлен акт, согласно которому: 1) в нарушение ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №420-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп.3 п.70 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 №191н, главным бухгалтером администрации Чистопольского сельского поселения бюджетная (бухгалтерская) отчетность за 2019 год была составлена не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, что привело к грубым нарушениям требований к бюджетному (бухгалтерскому учету), в том числе к составлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности, несоответствию данных Отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2020 данным главной книги на 01.01.2020, а именно: не соответствие ф.0503169 Сведения о дебиторской и кредитной задолженности данным Главной книги; 2) в нарушение ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ для проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2019 год не представлены документы: отчеты об использовании бюджетных ассигнований резервного и дорожного фонда, сведений о недоимке по налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 01.01 и 31.12.2019, материалов годовой инвентаризации.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения председателем Контрольно-счетной комиссией Котельничского района К. 15.06.2020 в адрес главы администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишкова Д.С. представления с требованием принятия мер по устранению причин и условий несоответствия ф.0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» данным главной книги, рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших установленные нарушения, с установлением тридцатидневного срока со дня его получения для информирования автора представления о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Данное представление Шишковым Д.С. получено 07.07.2020, в установленном законом порядке обжаловано не было.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям и показаниям Шишкова Д.С. в судебном заседании ответ на указанное представление в Контрольно-счетную комиссию Котельничского муниципального района Кировской области в установленный срок направлен не был, требования представления не исполнены.

28.09.2020 председателем Контрольно-счетной комиссии в отношении главы администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишкова Д.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждается исследованными письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 28.09.2020 (л.д.2-3), постановлением о вступлении в должность главы администрации Чистопольского сельского поселения №44 от 05.10.2015 (л.д.5), представлением председателя Контрольно-счетной комиссии №11 от 15.06.2020 (л.д.6), актом по результатам внешней проверки бюджетной отчетности администрации Чистопольского сельского поселения за 2019 год от 08.06.2020 (л.д.7-8), уставом Чистопольского сельского поселения (л.д.9-19), планом работы Контрольно-счетной комиссии на 2020 год (л.д.22-23), распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии о проведении контрольного мероприятия №16 от 01.06.2020, уведомлением №17 о проведении контрольного мероприятия, копией из журнала регистрации уведомлений о проведении проверок, контрольных мероприятий за 02.06.2020, скриншотом страницы официального сайта Котельничского муниципального района об опубликовании плана работы Контрольно-счетной комиссии района на 2020 год.

Кроме того, наличие нарушений при составлении бюджетной отчетности администрацией Чистопольского сельского поселения за 2019 год подтверждено и вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского судебного района от 05.10.2020, которым к административной ответственности по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ привлечена главный бухгалтер администрации поселения.

В силу закона представление следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Соответствующие полномочия по выдаче представления Контрольно-счетной комиссии Котельничского района закреплены в ст.ст.268.1, 270.2 Бюджетного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.14 Положения о контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района Кировской области.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении представление органов, осуществляющих государственный (муниципальный) надзор, обязательно для исполнения, лица, игнорирующие такие представления, подлежат административной ответственности.

Представление Контрольно-счетной комиссии №11 от 15.06.2020 содержит соответствующие законодательные нормы, ссылки на конкретные части, пункты, статьи нормативных актов, существо выявленных нарушений и требование о принятии мер по устранению нарушений законодательства, внесено уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего муниципальный контроль (надзор), при этом оно не было признано незаконным и не отменено, в связи с чем, подлежало обязательному исполнению. Не находит оснований считать данное представление незаконным и суд при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам Шишкова Д.С. процессуальных нарушений при проведении контрольного мероприятия, судом не установлено.

План работы Контрольно-счетной комиссии Котельничского муниципального района на 2020 год был размещен на официальном сайте Котельничского муниципального района 27.12.2019 после его утверждения, что подтверждено пояснениями председателя КСК в судебном заседании и представленным ею скриншотом с данного сайта. Считать недостоверными данные сведения оснований у суда не имеется. План, предусматривающий проведение проверок в отношении всех сельских поселений Котельничского района во 2 квартале 2020 является публичной и доступной информацией. О дате проведения проверки администрация Чистопольского сельского поселения уведомлена до начала её проведения – 02.06.2020, что соответствует показаниям свидетеля Свидетель №1, скриншотом электронной почты о направлении на электронный адрес администрации Чистопольского сельского поселения уведомления о контрольном мероприятии, копией журнала регистрации уведомлений о проведении проверок.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, о нарушении контрольно-счетным органом ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ суд считает ошибочными, поскольку пунктом 3 ч.3.1 указанного Федерального закона определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере.

Не свидетельствует о незаконности представления и утверждение Шишкова Д.С. о не направлении ему предписания ввиду отсутствия ответа, что, по мнению суда, не имеет правового значения для данного дела.

Доводы Шишкова Д.С. о нахождении его 08.08.2020 в отпуске и невозможности в связи с этим обстоятельством совершить правонарушение, суд отклоняет, как несостоятельные, поскольку о поступлении представления он был уведомлен 07.07.2020, вместе с тем до ухода в отпуск 24.07.2020 не предпринял никаких мер для его исполнения, в том числе путем возложения его исполнения на должностных лиц администрации Чистопольского сельского поселения. Ненадлежащая организация работы по неукоснительному выполнению законных требований органов финансового контроля не может являться основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности.

Выполнение требований представления в силу ст.ст.22, 30, 35 Устава Чистопольского сельского поселения находится в пределах полномочий главы администрации Чистопольского сельского поселения Шишкова Д.С. и согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», является его обязанностью.

Согласно положениям ст.2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Анализируя исследованные доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности суд находит, что вина главы администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишкова Д.С. в совершении инкриминируемого правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Бездействие Шишкова Д.С. квалифицируется судом по ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного представления органа муниципального финансового контроля. Данное правонарушение стало возможным вследствие неисполнения главой администрации сельского поселения своих должностных обязанностей.

Так в период со дня получения представления (07.07.2020) до 08.08.2020 (т.е. в течение 30 суток) мер к реализации указанных в представлении требований главой Чистопольского сельского поселения Котельничского района Шишковым Д.С. предпринято не было. Достоверных данных о том, что представление было выполнено в установленный срок, материалы дела не содержат, не представлены они и в ходе судебного заседания. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению представления и на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Шишкова Д.С., судом не установлено.

Поскольку объектом совершенного административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере муниципального финансового контроля, невыполнение законного представления органа муниципального финансового контроля выражено в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, учитывая, что и на момент рассмотрения дела в контрольный орган не представлено сведений о рассмотрении представления, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным суд не находит.

Принимая во внимание характер правонарушения, учитывая личность Шишкова Д.С., ранее к административной ответственности не привлекавшегося, суд считает справедливым назначить ему наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, для должностных лиц, в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10, 30.1 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Главу администрации Чистопольского сельского поселения Котельничского района Кировской области Шишкова Д. С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: <...>.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Котельничский районный суд.

Судья А.А. Злобин