Дело №
УИД 41RS0№-15
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«22» августа 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Петропавловска-Камчатского, имеющего паспорт серии 3019 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Камчатскому краю, проживающего в г. Петропавловске-Камчатском по адресу <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
27 мая 2023 года в период времени с 18 часов 00 минут по 18 часов 30 минут гражданин ФИО2, находясь в общественном месте в камерном помещении № ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Камчатскому краю, расположенном по адресу: <адрес> городе Петропавловске-Камчатском, в присутствии посторонних граждан высказал свое негативное отношение в адрес военнослужащих Российской Федерации и проведения специальной военной операции на Украине, а именно говорил «Я против войны», «<адрес>не», «Российская Федерация развязала войну на Украине», «Российские войска оккупанты», «Российская армия слабая, Украина победит, а ФИО1 станет президентом Российской Федерации». Публичные действия ФИО2 направлены на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением №35-СФ ФС РФ от 22.02.2022 года «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного заседания, в суд не явился. В силу положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ судьёй принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ФИО2, поскольку его неявка не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств настоящего дела и разрешению его в соответствии с законом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ФИО2 и его вину в содеянном, полностью доказанными совокупностью следующих доказательств.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Однако осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
На основании ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране.
В силу п. «а» ст. 86 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71 и № 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
На основании ст. 1 Федерального закона от 22.02.2022 № 15-ФЗ, а также ст. 1 Федерального закона от 22.02.2022 № 16-ФЗ ратифицированы Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, а также между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой, подписанные в городе Москве 21 февраля 2022 года.
Согласно ст. 4 Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, а также между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
При этом статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций, ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 20.08.1945, установлено, что настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации.
Приведенное конституционное положение продублировано в подп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
Постановлением Совета Федерации от 16.12.2009 № 456-СФ «Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» Президенту РФ предоставлена возможность принимать решения об оперативном использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» для выполнения следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории РФ; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой; защита граждан РФ за пределами территории РФ от вооруженного нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
На основании п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой и Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой, 22.02.2022 Президент Российской Федерации внес предложение о принятии постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о согласии на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Рассмотрев обращение Президента Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права (ч. 1 Постановления СФ ФС РФ от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).
24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации со ссылкой на ст. 51 Устава ООН, санкцию Совета Федерации РФ и договоры с ДНР и ЛНР объявил о начале специальной военной операции на территории Украины.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В качестве доказательства совершения ФИО2 административного правонарушения в материалах дела представлены рапорты сотрудников полиции о том, что в период времени с 10 мая 2023 года по 09 июня 2023 года, ФИО5, содержащийся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, находясь в камере № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, систематически в присутствии находящихся под стражей не менее троих обвиняемых негативно высказывался в адрес Правительства Российской Федерации, а также в адрес Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Высказывания ФИО5 содержат информацию, дискредитирующую использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (л.д. 6, 7, 8, 9).
В указанных рапортах отражены фактические данные, относящиеся к событию выявленного указанными должностными лицами административного правонарушения и имеющие значение для разрешения дела. Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, суд признает указанные рапорты допустимыми и достоверными доказательствами по настоящему делу.
ФИО2 со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ от дачи объяснений по вменяемому ему административному правонарушению отказался (л.д. 10-11).
Согласно объяснениям свидетеля ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, он с ДД.ММ.ГГГГ находится в СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю. С ДД.ММ.ГГГГ он содержался в камере №, где уже находился ФИО2 С ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2023 ФИО2 высказывал своё негативное отношение к Вооруженным силам РФ и проводимой специальной военной операции на Украине. Так ДД.ММ.ГГГГ с 18:00 по 18:30 ФИО2, находясь в присутствии Ильюши и ещё не менее пяти посторонних граждан в камере №, высказывал негативное отношение в адрес военнослужащих РФ и проведения специальной военной операции на Украине, а именно говорил: «Я против войны», «<адрес>не», «Российская Федерация развязала войну на Украине», «Российские войска оккупанты», «Российская армия слабая, Украина победит, а ФИО1 станет президентом Российской Федерации». Ильюша был очень возмущен подобным противоправным поведением ФИО2 Последний также негативно высказывался в отношении Президента РФ ФИО7 Ильюше было очень неприятно слышать указанные слова, из-за чего с ФИО2 постоянно происходили конфликты в устной форме (л.д. 43-45).
Согласно объяснениям свидетеля ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, он с ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю. Ранее он содержался в камере № с ФИО2 С ДД.ММ.ГГГГФИО2 стал высказывал своё негативное отношение к проводимой СВО на территории Украины, в частности при его выводе из камеры выкрикивал лозунг «Слава Украине». Далее ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18:00 по 18:30, находясь в камере № в присутствии Буртний и ещё не менее трёх граждан, высказывал негативное отношение в адрес военнослужащих РФ и проведения специальной военной операции на Украине, в частности говорил: «Я против войны», «<адрес>не», «Российская Федерация развязала войну на Украине», «Российские войска оккупанты», «Российская армия слабая, Украина победит, а ФИО1 станет президентом Российской Федерации», чем дискредитировал использование вооруженных сил РФ. ФИО2 неоднократно высказывал аналогичные слова против СВО в течение мая 2023 года – июня 2023 года. Буртний был очень возмущен подобным противоправным поведением ФИО2, ему было неприятно слышать указанные слова, из-за которых с ФИО2 постоянно происходили конфликты в устной форме (л.д. 46-49).
Согласно объяснениям свидетеля ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, он содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю с ДД.ММ.ГГГГ. В середине мая был переведен в камеру №, где уже находился ФИО2, который систематически публично выскахзывал своё негативное отношение в адрес ВС РФ и Президента РФ ФИО7 Так ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18:00 по 18:30, находясь в камере № в присутствии ФИО3 и ещё не менее четырёх граждан, ФИО2 высказывал негативное отношение в адрес военнослужащих РФ и проведения специальной военной операции на Украине, в частности говорил: «Я против войны», «<адрес>не», «Российская Федерация развязала войну на Украине», «Российские войска оккупанты», «Российская армия слабая, Украина победит, а ФИО1 станет президентом Российской Федерации». ФИО3 был очень возмущен словами ФИО2. ФИО3 было неприятно слышать указанные слова, из-за которых с ФИО2 постоянно происходили конфликты в устной форме (л.д. 50-53).
Все свидетели перед отобранием у них объяснений были под роспись ознакомлены с положениями ст. 17.9, 25.6 КоАП РФ. Их объяснения не противоречат друг другу, согласуются между собой. Данных, указывающих на наличие у свидетелей личной либо иной заинтересованности в неблагоприятном для ФИО2 исходе дела, желании оговорить последнего, материалы дела не содержат. Наличие у указанных свидетелей неприязненных отношений к ФИО2 судом не установлено; ФИО2 также не приведены такие обстоятельства.
Учитывая изложенное, оснований не доверять объяснениям свидетелей у суда нет. Признаю их допустимыми доказательствами по делу.
Личность ФИО2 была установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации (л.д. 18-23).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 составлен протокол КЧ № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18 часов О минут по 18 часов 30 минут гражданин ФИО2, находясь з общественном месте в камерном помещении № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, расположенном по адресу: <адрес> городе Петропавловске-Камчатском, в присутствии посторонних граждан высказал свое негативное отношение в адрес военнослужащих Российской Федерации и проведения специальной военной операции на Украине, а именно: говорил о том, что «Я против войны», «Слава Украине», что «Российская Федерация развязала войну на Украине», что «Российские войска оккупанты», что «Российская армия слабая, Украина победит, а ФИО1 станет президентом Российской Федерации». ФИО2 в своих высказываниях осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением №35 -СФ ФС РФ от 22.02.2022 года «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». Своими высказываниями создал предпосылки для формирования граждан негативной оценки о проведении специальной военной операции по защите граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, утвержденной постановлением №35-СФ ФС РФ от 22.02.2022 года «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», искажал и дискредитировал задачи до использованию Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные Силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации (л.д. 1-4).
ФИО2 с протоколом ознакомлен, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ от дачи каких-либо объяснений отказался (л.д.55).
При проверке протокола об административном правонарушении и материалов административного дела установлено, что они составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве доказательств совершения ФИО2 административного правонарушения, в материалах дела представлены: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ КЧ №, рапорты сотрудников полиции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения свидетелей ФИО10, ФИО8, ФИО11 иные материалы дела.
Все имеющиеся по делу доказательства с точки зрения относимости и достаточности соответствуют правовым нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывают. Признаю приведенные выше доказательства допустимости по рассматриваемому делу об административном правонарушении.
Оценивая изложенные доказательства, прихожу к выводу, что вина ФИО2. В судебном заседании объективно установлено, что ФИО2 своими действиями искажал и дискредитировал задачи по использованию вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Таким образом, ФИО2 совершил умышленные действия, направленные на подрыв авторитета и доверия к Вооруженным силам Российской Федерации. Будучи совершеннолетним, дееспособным лицом, ФИО2 самостоятельно принял решение публично в негативной форме высказываться в адрес Вооруженных сил РФ в связи с проведением СВО, понимая возможность наступления для себя негативных последствий.
Действия ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Указанная квалификация полностью нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела на основании совокупности исследованных судом доказательств, которые согласуются между собой, являются непротиворечивыми и достаточными.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО2, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о виде и размере наказания, исходя из установленного законом принципа судебного усмотрения при назначении наказания за совершение административного правонарушения, и в целях предупреждения совершения новых правонарушений в области общественной безопасности, считаю возможным назначить ФИО2 административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: УФК по Камчатскому краю (УМВД России по Камчатскому краю)
ИНН <***>
КПП 410101001
Отделение Петропавловск-Камчатский БАНК РОССИИ/Управление
ОКТМО 30701000
номер счета получателя 03№
БИК 013002402
Кор./сч. 40№
КБК 18№
УИН 18№