ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-387/2021 от 19.04.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-07

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«19» апреля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Министра социального развития и труда Камчатского края ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 3003 выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Елизовского РМО Камчатской области), уроженца <адрес> области, проживающего в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Министром социального развития и труда Камчатского края (далее – Министр) ФИО2 в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Камчатского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации , в соответствии с п. 4.3.7 которого, не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии подлежал возвращению в федеральный бюджет в сроки, установленные п. 5 ст. 242 БК РФ, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, включительно. Заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставлении регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав дальневосточного федерального округа, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в сумме 41 178 руб. 15 коп. подписана Министром ФИО2 и направлена в УФК по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ, остатки субсидии в указанном размере возвращены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, остатки неиспользованных средств субсидии возвращены на 1 (один) день позже срока, установленного п. 5 ст. 242 БК РФ.

В судебном заседании ФИО2 поддержал письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ, поданные при составлении протокола, указал, в частности, следующее. В соответс-твии с п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. В данном случае, срок истекал ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день была подписана и направлена в УФК заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии в сумме 41 178 руб. 15 коп. В ходе проверки и обсуждения Акта проверки не приняты во внимание доводы о том, что обязанность Министерством исполнена в установленный п. 5 ст. 242 БК РФ срок, заявка сформирована и направлена в казначейство ДД.ММ.ГГГГ, в последний день срока, поскольку поступление заявки не означает возврат средств, орган казначейства должен по этой заявке провести необходимые проверочные мероприятия, после чего формируется платежное поручение. Им, как должностным лицом, было обеспечено выполнение Министерством требуемых действий в установленный законодательством срок, а формирование платежного поручения ДД.ММ.ГГГГ не является действиями Министерства и его осуществление за пределами установленного срока не может служить основанием для привлечения к административной ответственности. Возврат остатков неиспользованных средств субсидии осуществлен в последний день срока путем направления в казначейство ДД.ММ.ГГГГ заявки на возврат, что зафиксировано в протоколе, в связи с чем, обязанность Министерством исполнена в установленный срок. Первоначально заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии направлялась ДД.ММ.ГГГГ, однако не была принята казначейством и возвращена в Министерство, поскольку отсутствовал код бюджетной классификации в соответствии с правилами Минфина России, по которым эти средства должны зачисляться в бюджет, то есть, фактически отсутствовала возможность по исполнению обязательства, код дохода отсутствовал и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявки на возврат субсидии подавались не один раз, но все были возвращены казначейством. В п. 5.2. Соглашения предусмотрена ответственность субъекта РФ в случае неисполнения обязанности по перечислению не использованного остатка субсидии в доход федерального бюджета - взыскание указанных средств в доход федерального бюджета. Данная мера принудительного характера предусмотрена также п. 5 ст. 242 БК РФ, иной ответственности за данное нарушение Соглашением и БК РФ не предусмотрено. В Министерство не поступали претензии со стороны Минтруда России и Минфина России в части ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению, свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) средств рассматриваемой субсидии. Административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. При этом порядок и условия предоставления рассматриваемой субсидии установлены Разделом III Соглашения, поэтому вменяемое нарушение не образует состав административного правонарушения.

Как пояснила свидетель ФИО3, начальник контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, при проведении контрольных мероприятий по вопросу анализа исполнения расходной части бюджета Камчатского края установлено наличие остатка в сумме 245 000 руб. по пяти направлениям, в том числе, субсидия на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставлении регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, остаток неиспользованных средств был возвращен платежным поручением ДД.ММ.ГГГГ, то есть, позже установленного срока на один день, что явилось нарушением и основанием к возбуждению дела. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сформирован реестр администрируемых доходов ., на основании которого ДД.ММ.ГГГГ формировались и подавались в УФК две заявки на возврат и ., которые были отклонены соответствующими протоколами ПРТ3800-510395 и ПРТ3800-510537, в связи с неправильным оформлением, поскольку суммы, указанные в этих заявках не совпадали. Если бы в заявках КБК был иной, это обстоятельство не являлось основанием к отклонению заявок, денежные средства все равно бы поступили. УФК приняло к исполнению заявку от ДД.ММ.ГГГГ, которая содержала иной КБК, но сумма поступила ДД.ММ.ГГГГ, так как заявка была сформирована без ошибок. Министерство не уложилось в срок только по этой субсидии. Министерство сначала формирует реестр администрируемых доходов, в данном случае он был сформирован поздно, затем оформляет заявку на возврат субсидии и направляет ее в УФК, которое формирует платежное поручение, если заявка оформлена правильно, либо составляет протокол об отклонении заявки. Подписание и подача заявки в УФК не свидетельствует о возвращении в доход бюджета остатков субсидии, на основании заявки формируется платежное поручение, которым субсидия поступает в бюджет. Поскольку нарушение срока составило один день, его можно признать малозначительным.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно поступившие документы, выслушав ФИО2, свидетеля ФИО3, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В силу п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Пунктом 5 ст. 242 БК РФ установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В соответствии с п. 6 Порядка завершения операций по исполнению краевого бюджета в текущем финансовом году и обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (утв. приказом Министерства финансов Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Порядок ) установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, подлежат зачислению на лицевые счета администраторов доходов, открытые на балансовом счете «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», в течение первых пятнадцати рабочих дней очередного финансового года.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Министерство труда РФ) и Правительством Камчатского края (Субъект) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение ) (л.д. 40).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Камчатского края субсидии на софинансирование расходных обязательств Субъекта, возникающих при назначении единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставлении регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству труда РФ, как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 149, раздел 10, подраздел 04, целевая статья 03 3 Р1 56400, вид расходов 521 в рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография».

Пунктом 4.3.7 Соглашения установлено, что Субъект обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательство Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве социального развития и труда Камчатского края (утв. Постановлением Правительства Камчатского края -П от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство социального развития и труда Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере социального развития и труда Камчатского края.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ назначена плановая выездная проверка Министерства социального развития и труда Камчатского края, с целью проверки годовых отчетов об исполнении в 2019 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (л.д. 10-11).

По результатам плановой выездной проверки составлен Акт выездной проверки Министерства социального развития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проверкой установлены нарушения п. 5 ст. 242 БК РФ, п. 4.3.7 Соглашения , Министерством социального развития и труда Камчатского края возвращены остатки неиспользованных средств субсидии на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, в сумме 41 178,15 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) позже установленного срока на 1 день (л.д. 12-39).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирована и направлена в УФК по Камчатскому краю заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав дальневосточного федерального округа, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, на сумму 41 178 руб. 15 коп., которые возвращены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-55).

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с целью всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, в Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края и УФК по Камчатскому краю истребованы дополнительные документы, отсутствующие в деле, для установления всех юридически значимых обстоятельств совершения Министром социального развития и труда Камчатского края ФИО2 административного правонарушения.

Из дополнительно поступивших документов установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ, в целях подтверждения суммы неиспользованного остатка субсидии на начало финансового года, Министерством социального развития и труда Камчатского края сформировано Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам , в соответствии с которым неиспользованный остаток субсидии в сумме 41 178 руб. 15 коп. подлежит возврату в федеральный бюджет.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирован реестр администрируемых доходов , который аннулирован УФК по Камчатскому краю, согласно протоколу № ПРТ3800-340395 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирован реестр администрируемых доходов , который аннулирован УФК по Камчатскому краю, согласно протоколу № ПРТ3800-455171 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирован реестр администрируемых доходов ., который принят УФК по Камчатскому краю, согласно отметке от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирована заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии в размере 41 178 руб. 15 коп., которая аннулирована УФК по Камчатскому краю, согласно протоколу № ПРТ3800-510395 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирована заявка на возврат . остатков неиспользованных средств субсидии в размере 41 178 руб. 15 коп., которая аннулирована УФК по Камчатскому краю, согласно протоколу № ПРТ3800-510537 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития и труда Камчатского края сформирована заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии в размере 41 178 руб. 15 коп., которая принята УФК по Камчатскому краю.

УФК по Камчатскому краю на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ осуществило возврат в доход бюджета остатков неиспользованных средств субсидии ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением .

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями

осуществляющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции.

На основании распоряжения Губернатора Камчатского края -Р от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на государственную должность Камчатского края в Правительстве Камчатского края - Министром социального развития и труда Камчатского края на период до отставки Правительства Камчатского края в порядке, установ-ленном законодательством Российской Федерации и Камчатского края.

Как усматривается из Контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Камчатского края в Правительстве Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, Министр обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральный конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Устав Камчатского края, законы и иные нормативные правовые акты Камчатского края и обеспечивать их исполнение в пределах своих полномочий; добросовестно исполнять должностные обязанности, предусмотренные Регламентом Правительства Камчатского края в соответствии с Положением о Министерстве социального развития и труда Камчатского края (подп. 1, 2 п. 3 Контракта).

В рассматриваемом случае, ДД.ММ.ГГГГ, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела, ФИО2 являлся субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку исполнял свои должностные обязанности Министра социального развития и труда Камчатского края, которые прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министра социального развития и труда Камчатского края ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ФИО4 с протоколом ознакомлен, с возбуждением дела не согласен, приложил письменные возражения (л.д. 2).

При составлении протокола об административном правонарушении ФИО2 подано письменное пояснение, в котором, со ссылкой на изложенные доводы, выразил несогла-сие с привлечением к административной ответственности, указав следующее. УФК в ходе плановой выездной проверки годовых отчетов об исполнении в 2019 году бюджетов субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в деятельности Министерства социального развития и труда Камчатского края (далее - Министерство) выявлены нарушения п. 5 ст. 242 БК РФ, п. 4.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Факт нарушения выразился в возвращении Министерством остатков неиспользованных средств субсидии на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в сумме 41 178,15 руб. (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) позже установленного срока на 1 день. При этом, согласно п. 4.3.7 Соглашения неиспользованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии должен быть возвращен в федеральный бюджет в сроки, установленные бюджетным законодательством. Согласно п. 5 ст. 242 БК РФ в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Как было указано в письменных пояснениях к Представлению начальника отдела планирования и финансирования Министерства последним (т.е. пятнадцатым) рабочим днем для исполнения указанной обязанности являлось ДД.ММ.ГГГГ. В указанную дату в УФК направлена заявка на возврат, платежные поручения Министерство самостоятельно не формирует. Таким образом, им, как должностным лицом, было обеспечено выполнение Министерством требуемых действий в установленные сроки, а формирование платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ не является действиями Министерства и его осуществление за пределами установленного срока не может служить основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица Министерства. Указанные действия выполнены Министерством при отсутствии утвержденного Порядка возврата неиспользованных средств субсидии и кода дохода, на который необходимо было вернуть средства (на

сайте Минтруда России реквизиты для возврата средств этой субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали). Это также свидетельствует о необоснованности вывода о наличии нарушения в его действиях. Часть 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностного лица за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. При этом, порядок и условия предоставления рассматриваемой субсидии установлены Разделом III Соглашения. Требований о возврате остатка неиспользованных средств в указанном разделе не содержится, что соответствует общей логике обязательств сторон Соглашения: требования о возврате неиспользованных средств не являются частью порядка и (или) условий предоставления (расходования). Таким образом, вменяемое нарушение не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3ст.15.15.3 КоАП РФ. В п. 5.2. Соглашения предусмотрена ответственность субъекта РФ, в случае неисполнения обязанности по перечислению не использованного остатка субсидии в доход федерального бюджета, взыскание указанных средств в доход федерального бюджета. Данная мера принудительного характера предусмотрена и п. 5 ст. 242 БК РФ. Какой-либо иной ответственности за данное нарушение Соглашением и БК РФ не предусмотрено. Никаких претензий со стороны Минтруда России и Минфина России в части ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению, свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) средств рассматриваемой субсидии, в адрес Министерства не поступало.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Министром социального развития и труда Камчатского края ФИО2 остатки неиспользованных средств субсидии на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка возвращены ДД.ММ.ГГГГ, на 1 (один) день позже срока, установленного п. 5 ст. 242 БК РФ, поскольку последним днем срока являлось ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину Министром социального развития и труда Камчатского края ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Доводы ФИО2 о том, что Министерством социального развития и труда Камчатского края неоднократно, до истечения установленного срока, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, в УФК по Камчатскому краю направлялись заявки на возврат остатков неиспользованных средств субсидии, не могут повлечь прекращение производства по делу, поскольку, как указано выше, заявки аннулированы УФК по Камчатскому краю, в связи с допущенными нарушениями при оформлении.

Необоснованным нахожу довод ФИО2 об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку заявка на возврат остатков неиспользованных средств субсидии от ДД.ММ.ГГГГ подана в УФК по Камчатскому краю в установленный срок, а формирование платежного поручения ДД.ММ.ГГГГ не является действиями Министерства и его осуществление за пределами установленного срока не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 40 БК РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Такой Порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации н от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок н, действовавшего на момент рассматриваемого события).

Согласно п. 5 Порядка н орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации, выполняя последовательно указанный перечень действий, в том числе, оформляет расчетные документы на возврат (возмещение) средств плательщикам на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, а также на основании оформленных им Заявок на возврат.

Согласно п. 27 Порядка н, возврат подлежащих возмещению сумм, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

В соответствии с п. 27 указанного Порядка, после поступления ДД.ММ.ГГГГ из Министерства социального развития и труда Камчатского края заявки от ДД.ММ.ГГГГ, УФК по Камчатскому краю осуществило возврат в доход бюджета остатков неиспользованных средств субсидии ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением .

В соответствии с п. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Таким образом, поскольку остатки неиспользованных средств субсидии в сумме 41 178 руб. 15 коп. перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в доход бюджета, следовательно, субсидия возвращена на 1 (один) день позже установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ), чем нарушен срок, установленный п. 5 ст. 242 БК РФ.

Вопреки доводам ФИО2, нарушение срока возвращения остатков неиспользованных средств субсидии относится к порядку и условиям предоставления межбюджетных трансфертов, поскольку любое нарушение Порядка и Соглашения о предоставлении субсидии, включая установленное в нем условие о сроках возвращения в федеральный бюджет остатков неиспользованных средств субсидии, является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Министра социаль-ного развития и труда Камчатского края ФИО2, согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Министра социального развития и труда Камчатского края ФИО2 в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить

лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

В соответствии с абзацем третьим п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, для признания административного правонарушения малозначительным, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Малозначительность правонарушения является оценочным понятием и устанавливается на основании всей совокупности имеющихся данных и обстоятельств правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что совершенное Министром соци-ального развития и труда Камчатского края ФИО2 деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств данного дела и события административного правонарушения, учитывая, что нарушение срока составило один день, фактически отсутствует вред и какие-либо последствия, представляющие существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, полагаю возможным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях признать административное правонарушение малозначительным, объявить устное замечание и освободить от административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Министра социального развития и труда Камчатского края ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить, на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Освободить Министра социального развития и труда Камчатского края ФИО2 от административной ответственности, объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская