ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-38/20 от 12.05.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Конаково 12 мая 2020 года

Судья Конаковского городского суда Тверской области Колесникова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал, представленный ГУ по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Археологические исследования», расположенного по адресу: г. <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>;

у с т а н о в и л:

ООО «Археологические исследования» нарушило требования ч.1 ст.7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 17 декабря 2019 года административное правонарушение совершено 26 ноября 2019 года в 15 часов 00 минут при следующих обстоятельствах:

в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) поступила информация о проведении работ по строительству газопровода по адресу: Тверская область, Конаковский район, деревня Синцово. План проведения спасательных археологических полевых работ при строительстве объекта «Распределительный газопровод среднего давления по д. Синцово Конаковского района Тверской области» согласован Главным управлением от 22 сентября 2016г. № 122/03-07.

Планом предполагалось при строительстве газопровода в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: заключение договора на проведение археологических исследований на участке строительства со специализированной организацией; получение археологом разрешения (открытого листа) на проведение археологических исследований в Министерстве культуры РФ и направление в адрес Главного управления уведомления с копией открытого листа (в соответствии с п. 6 ст. 45.1 указанного выше федерального закона).

АО «Газпром газораспределение Тверь» заключило договор с ООО «Археологические исследования» от 16 декабря 2016 года № ТОГ-КОН-Р-03526 на выполнение работ по археологическому обследованию «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Синцово Конаковского района Тверской области; распределительного газопровода среднего давления по д. Синцово Конаковского района Тверской области», а также дополнительные соглашения от 16 февраля 2017 и от 20 ноября 2017 года.

В силу договора подряда № ТОГ-Кон-Р-03526 от 16 декабря 2016 года ООО «Археологические исследования» принял на себя обязательства выполнить работы по археологическому обследованию на объекте «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Синцово в Конаковском районе Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Синцово в Конаковского район Тверской области».

В соответствии с п. 3 Приложения № 2 к договору начало выполнения работ - дата подписания договора. Окончания выполнения работ - в течение 65 (шестидесяти пяти) календарных дней с даты заключения договора. Дополнительным соглашением к договору от 16 февраля 2017 года указанные сроки выполнения работ были изменены: «Начало выполнения работ — дата заключения договора. Окончание выполнение работ - до полного исполнения сторонами принятых ими обязательств». Также дополнительным соглашением от 20 ноября 2017 года сроки окончания выполнения работ были изменены: «по 30 марта 2018г.».

Пунктом 5 Приложения № 2 к договору предусмотрено, что исполнитель – ООО «Археологические исследования» обязан до начала работ получить разрешение (Открытый лист) на проведение работ по археологическому обследованию.

Согласно пункту 4.3 Договора подряда работ считается выполненным после подписания акта о приемке выполненных работ обеими сторонами.

Из письма АО «Газпром газораспределение Тверь» от 3 декабря 2019 №020/7557 установлено, что археологические полевые работы проведены ООО «Археологические исследования» в полном объеме в срок до 29 марта 2019 года, акт выполненных работ подписан 26 ноября 2019 года.

Однако на момент составления протокола в Главное управление не поступало уведомление с копией разрешения (Открытого листа) о проведении археологических спасательных работ по согласованному плану спасательных работ при строительстве газопровода от 22 сентября 2016г. № 122/03-07.

Таким образом, ООО «Археологические исследования» проведены археологические спасательные работы на выявленном объекте археологии «Поселение Синцово» без полученного в установленном порядке разрешения (Открытого листа).

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Археологические исследования» и представитель ГУ по государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела они извещались надлежащим образом, при этом 28 апреля 2020 года с места фактического нахождения ООО «Археологические исследования» вернулся конверт в суд с отметкой "истек срок хранения".

Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда "Судебное"), установленная Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года N 234, а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденном Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 года N 114-п, и в Особых условиях приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от 05.12.2014 года N 423-п (в редакции от 15.06.2015 года), соблюдена. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявляло. Данные обстоятельства суд расценивает, как нежелание адресатов явиться в судебное заседание и возникновение у суда права рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения.

При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.

В соответствии с п. 10. ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Как следует из Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.

Статьей 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) (ч. 1).

Из материалов дела следует, что в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области поступила информация о проведении работ по строительству газопровода по адресу: Тверская область, Конаковский район, д.Синцово. Проект по данному объекту был согласован Главным управлением от 22 сентября 2016г. № 122/03-07.

Из сообщения АО «Газпром газораспределение Тверь» от 21 ноября 2019г. установлено, что данное акционерное общество заключило договор с ООО «Археологические исследования» от 16 декабря 2016 года № ТОГ-КОН-Р-03526 на выполнение работ по археологическому обследованию «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Синцово, Конаковского района, Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Синцово, Конаковского района, Тверской области», а также дополнительные соглашения от 16 февраля 2017 и от 20 ноября 2017 года (л.д. 91).

Как следует из договора подряда № ТОГ-Кон-Р-03526 от 16 декабря 2016 года заказчик работ - АО «Газпром газораспределение Тверь» принял обязательства оплатить работы по археологическому обследованию на объекте «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Синцово в Конаковского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Синцово в Конаковского район Тверской области», а исполнитель - ООО «Археологические исследования» обязался выполнить данные исследования на указанном объекте. Заключенный договор вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 11.1 договора). В соответствии с п. 3 Приложения № 2 к договору начало выполнения работ - дата подписания договора. Окончания выполнения работ - в течение 65 (шестидесяти пяти) календарных дней с даты заключения договора. Дополнительным соглашением от 20 ноября 2017 года сроки окончания выполнения работ были изменены: «по 30 марта 2018г.». Согласно п. 4.3 данного договора работы считаются выполненными после подписания акта о приемке выполненных работ (Приложение № 4 к настоящему договору) обеими сторонами и передачи заказчику результата выполненных работ, предусмотренного Техническим заданием (Приложение №2 к настоящему договору) (л.д. 101-106).

Согласно ст. 45.1 Закона археологические полевые работы проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Пунктом 6 ст. 45.1 Закона предусмотрено обязательное информирование органа охраны объектов культурного наследия о предстоящих археологических работах не позднее, чем за 5 рабочих дней до их начала.

Материалами дела установлено, что приказом ГУ по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 09 сентября 2016г. № 195 утвержден перечень выявленных объектов культурного наследия, находящегося на территории муниципальных образований Тверской области, в который вошло и поселение Синцово (л.д. 84-85), расположенное по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Синцово.

Согласно плана проведения спасательных археологических полевых работ при строительстве работ распределительного газопровода среднего давления по д. Синцово в <адрес>, выданного ООО «Археология и реставрация», указанное поселение датировано 18-19-началом 20 веков, установлены границы археологического наследия (л.д. 86-90).Таким образом, "Поселение Синцово" является объектом археологического наследия, поставленным на государственную охрану.

ООО «Археологические исследования» необходимо было получить разрешение (открытый лист) на имя физического лица, состоящего в трудовых отношениях с обществом до начала проведения археологических полевых работ, как следует из Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро отделения историко-филологических наук РАН от 27 ноября 2013г. № 85, а также уведомить о предстоящих археологических работах Министерство культуры Тверской области.

Из сообщения АО «Газпром газораспределение Тверь» от 03 декабря 2019г. № 020/7557 следует, что археологические обследования на объекте «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Синцово в Конаковского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Синцово в Конаковского район Тверской области» выполнены ООО «Археологические исследования» в соответствии с вышеназванным договором, полевые работы проведены в полном объеме в срок до 29 марта 2019г., но отчет по выполненным работам в АО «Газпром газораспределение Тверь» не представлен. В связи с необходимостью ввода объекта в эксплуатацию в 2019г. с ООО «Археологические исследования» подписан акт выполненных работ 29 ноября 2019г. (л.д. 34, 93).

Принимая во внимание, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ (л.д. 3-8) основным видом деятельности ООО «Археологические исследования» являются научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, то общество знало о необходимости осуществления работ только на основании разрешения - открытого листа.

В соответствии с положением ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их обеспечению.

ООО «Археологические исследования» является юридическим лицом, взявшим на себя обязательства по организации археологических исследований на территории Тверской области, Конаковского района, д. Синцово. У ООО «Археологические исследования» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «Археологические исследования» вело археологические разведки и раскопки без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт административного правонарушения и вина ООО «Археологические исследования» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, договором подряда № ТОГ-Кон-Р-03526 от 16 декабря 2016г. между АО «Газпром распределение Тверь»" (заказчик) и ООО «Археологические исследования»; перечнем объектов из которого видно, что адресом ведения работ является: Тверская область, Конаковский район, д. Синцово, техническим заданием, актом о приемке выполненных работ от 26 ноября 2019г. (л.д. 93), дополнительным соглашением к договору № ТОГ-Кон-Р-03526 от 20 ноября 2017г.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению выявленного правонарушения, не представлено.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дважды извещалось телеграммами № 966/98409 и № 966/54515 (уведомление от 5 декабря 2019 № 7796/03-13, уведомление от 13 декабря 2019 № 7981/03-13).

Извещения о вручении телеграмм вернулись с отметками «не доставлено, у организации не заключен договор на обслуживание» (л.д. 36, 38). Также копия уведомления от 13 декабря 2019 года № 7981/03-13 была направлена телеграмма № 966/45615 по адресу жительства генерального директора ФИО2 (л.д. 39).

Исходя из разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

В назначенное время на составление протокола об административном правонарушении представитель ООО «Археологические исследования» не явился. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя юридического лица в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Нарушений норм процессуального права при составлении административного материала не усматривается. Все процессуальные действия были осуществлены должностным лицом, которому предоставлено право контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности объектов культурного наследия Тверской области.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судом не установлено.

Учитывая при определении вида и размера административного наказания характер и степень опасности правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, данные о ООО «Археологические исследования», судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в соответствии с санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

признать ООО «Археологические исследования» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей в доход государства (р/с № <***>, БИК 042809001, получатель средств - УФК по Тверской области (Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области), ИНН/КПП <***>/695001001, ОКТМО 28701000, л/счет <***>, назначение платежа - штраф за административное правонарушение по делу № 5-38/2020, протокол об административном правонарушении от 17 декабря 2019 года.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, будет привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неуплату штрафа в указанный выше срок.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Колесникова

1версия для печатиДело № 5-38/2020 (Постановление)