дело № 5-394/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
13 июня 2017 года г. Нефтеюганск
Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
юридического лица Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад «Ёлочка» (НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка»), расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <...>, ИНН <***>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В период с 03 апреля по (дата) на основании приказа руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры (Обрнадзор Югры) от (дата)№-ОД-437, проведена плановая документарная проверка по выполнению лицензионных требований в отношении юридического лица НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка», расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <...>, в ходе которой были выявлены грубые нарушения действующего законодательства: п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно у старшего воспитателя ФИО4 отсутствует высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», а так же у инструктора по физической культуре ФИО2 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо дополнительное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.
В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО3 факт совершения административного правонарушения не признала, пояснив, что старший воспитатель и инструктор по физической культуре аттестованы, в связи с чем, дошкольное учреждение воспользовалось п.9 Единого квалификационного справочника и по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, назначила на соответствующие должности указанных лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы. Кроме этого оба работника имеют педагогическое образование и педагогический стаж работы. Вся образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями. Данное нарушение носит формальный характер и не может послужить возникновению угрозы жизни, здоровью и не влечет человеческие жертвы. Ответственность по ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ наступает за грубые нарушения лицензионных требований, что в действии дошкольного учреждения и должностного лица не доказано. Имеющиеся санитарно-эпидемиологическое заключение у дошкольного учреждения, подтверждают наличие у него безопасных условий обучения, воспитания воспитанников, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательной организации. Просит признать, что по данному факту отсутствует событие административного правонарушения со стороны юридического лица, просит признать данное правонарушение малозначительным, снизить наказание.
Представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Судья, выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, считает, что вина НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка» в совершении правонарушения полностью доказана и подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от (дата), согласно которому в период с 03 апреля по (дата) на основании приказа руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры (Обрнадзор Югры) от (дата)№-ОД-437, проведена плановая документарная проверка по выполнению лицензионных требований в отношении юридического лица НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка», расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <...>, в ходе которой были выявлены грубые нарушения действующего законодательства: п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры о проведении плановой документарной проверки НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка» от (дата)№-ОД-437;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, согласно которому в ходе плановой документарной проверки, установлено, что юридическое лицо НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка», расположенное по адресу: ХМАО – Югра, <...>, допустило грубые нарушения действующего законодательства, а именно: п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- лицензией на осуществление образовательной деятельности № от (дата);
- штатным расписанием на период 2016-2017 учебный год;
- документами из личного дела ФИО4: трудовым договором № от (дата), заключенным между НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка» и ФИО4, копией дополнительного соглашения № от (дата), копией диплома о высшем профессиональном образовании по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление (квалификация «Менеджер»), копией диплома о среднем профессиональном образовании по специальности «Дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»), копией удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка профессиональной деятельности педагога (подготовка педагога к процедуре аттестации на квалификационную категорию»), копией удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реализация принципа государственно-общественного управления образованием в условиях ведения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», копией удостоверения о повышении уровня квалификации по образовательной программе «Дошкольное образовательное учреждение-управление по результатам», копией трудовой книжки;
- документами из личного дела ФИО2: трудовым договором № от (дата), заключенным между НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка» и ФИО2, копией дополнительного соглашения № от (дата), копией диплома о высшем профессиональном образовании по направлению подготовки «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» (квалификация «Организатор – методист дошкольного образования и педагог-дефектолог для работы с детьми с отклонениями в развитии»), копией диплома о среднем профессиональном образовании по специальности «Дошкольное воспитание» (квалификация «Воспитатель дошкольного учреждения»), копией удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные инновационные технологии в дошкольном образовательном пространстве в условиях введения ФГОС ДО», копией удостоверения о повышении квалификации по программе «Модернизация дошкольного образования в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы», копией трудовой книжки;
-объяснительной заведующего НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка», из которой следует, что, в связи с недостатком квалифицированных педагогических кадров в сельской местности ФИО4 была переведена на должность старшего воспитателя с должности педагога дополнительного образования; на должность инструктора по физической культуре ФИО2 переведена с должности воспитателя.
Часть 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. В статье 12 этого же Федерального закона определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, к одному из которых, в частности, относится образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности регулируются утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 Положением о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности).
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
Подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в качестве лицензионного требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности предусмотрено наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Действия НРМДОБУ «Д/С «Ёлочка» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)».
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не находит.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не находит.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что старший воспитатель и инструктор по физической культуре аттестованы, в связи с чем дошкольное учреждение воспользовалось п.9 Единого квалификационного справочника и по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, назначила на соответствующие должности указанных лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы, судья считает не состоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», установлены требования к квалификации «воспитателя (включая старшего)», в соответствии с которыми работник должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет; инструктор по физической культуре» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт) установлены следующие требования к образованию:
высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Пункт 9 Общих положений Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, лица, не имеющие вышеуказанного уровня профессиональной подготовки, могут быть приняты на должность старшего воспитателя, на должность инструктора по физической культуре лишь в исключительных случаях и по рекомендации аттестационной комиссии, которая в материалах дела отсутствует. Данное же условие является обязательным.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Доводы законного представителя юридического лица о малозначительности административного правонарушения, являются необоснованными, поскольку факт наличия выявленных в ходе проверки грубых нарушений требований законодательства подтвержден, достаточных оснований полагать, что данное правонарушение не создало угрозу нарушения охраняемых общественных отношений, не усматривается, в связи с чем, правовых оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Вместе с тем, учитывая отсутствие тяжких последствий, финансовое положение учреждения, социальную значимость учреждения, судья считает возможным подвергнуть правонарушителя наказанию в виде административного штрафа, с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.1, 29.10, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Ёлочка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет - получатель штрафа: УФК по ХМАО-Югре (Обрнадзор Югры л/сч 04871W08270) ИНН <***>, КПП 860101001, р/с № <***> Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск БИК 047162000 ОКТМО муниципального образования (по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскании (штрафа) КБК 07711607000016000140.
В случае неуплаты административного штрафа по истечении шестидесяти дней, лицо будет привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в течение десяти суток со дня получения копии постановления, через Нефтеюганский районный суд. В этот же срок постановление может быть опротестовано прокурором.
Судья: подпись
Копия верна: судья Р.Г. Ганеев