Дело № 5-394/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Томск 11 октября 2016 года
Судья Советского районного суда г. Томска Кайгородов А.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсы» ...
у с т а н о в и л :
ООО «Сибирские ресурсы» нарушило правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.
Так, по результатам административного расследования, проведенного в период с 16.09.2016 по 29.09.2016 в отношении ООО «Сибирские ресурсы» (далее также – Общество, организация), осуществляющего деятельность в пункте приема металлолома по адресу: , - установлено, что Общество допустило нарушения обязательных требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
1. в нарушении ст. ст.11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст.4, 11, 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п.п.3.2, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.10, 6.1, 6.2 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома», п.8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, п.п.4.2, 4.3, 5 методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома», – не обеспечено при проведении производственного радиационного контроля лома и отходов металлов достоверное выявление всех находящихся в партии металлолома локальных источников, создающих МЭД гамма-излучения на расстоянии 10 см от поверхности партии (транспортного средства) более 0,2 мкЗв/час, вследствие чего в партии отправленного ООО «Сибирские ресурсы» металлолома был обнаружен источник излучения (письмо Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 09.09.2016 № 10596-3-гт «Об обнаружении источника ионизирующего излучения в партии металлолома») и что привлекло к радиационной аварии (письмо о мероприятиях по ликвидации радиационной аварии от 19.09.2016 № 10998-3-гт «Дополнение к информации об обнаружении источника ионизирующего излучения в партии металлолома»). Нарушение совершено 08.09.2016 в 14.40 часов, обнаружено 16.09.2016 в 12.00 часов;
2. партия металлолома, в которой был обнаружен источник ионизирующего излучения, сопровождалась протоколом радиационного контроля от 27.08.2016 ООО «Сибирские ресурсы», в котором указаны значения максимальной мощности эквивалентной дозы (МЭД), не превышающие 0,1 мкЗв/ч (норматив 0,2 мкЗв/ч), а фактически в партии металлолома находился источник, дающий превышение норматива в 8 раз, что подтверждает неудовлетворительное формальное проведение производственного радиационного контроля в ООО «Сибирские ресурсы» (нарушение п.п.4.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома») и содержит недостоверные данные производственного контроля (нарушение ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.7 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома»).
Представлен также протокол производственного радиационного контроля ООО «Сибирские ресурсы» от 25.08.2016 № 60 на партию 207 тонн – 4 полувагона, в том числе и полувагон № 56668684, в котором обнаружен источник; в протоколе указано, что измерения проводились дозиметром ДКГ-03Д с истекшим сроком гос. поверки - свидетельство о поверки дозиметра до 16.04.2016.
Нарушение совершено и обнаружено 20.09.2016 в 12.00 часов при представлении ООО «Сибирские ресурсы» истребуемой документации;
3. в «Журнале производственного радиационного контроля черного металлолома», где регистрируются результаты радиационного контроля принимаемого ООО «Сибирские ресурсы» металлолома, в соответствующей графе не указаны единицы измерения, что является невыполнением п.п.4.4, 4.6 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» и не дает возможность оценить соответствие лома металлов требованиям п.п.3.4, 3.7 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (нарушение ст. ст.4, 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п.п.4.6, 6.2 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома», п.8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369). Нарушение совершено и обнаружено 27.09.2016 в 12.00 часов.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, директор ООО «Сибирские ресурсы» Ч. в суд не явился, об отложении не просил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Фаллер С.В. указал, что Общество согласно с указанными первым и последним нарушениями, однако с оставшимся – не согласно, поскольку обнаружение источника ионизирующего излучения не свидетельствует о том, что само обнаружение у них не проводится. Источник в вагоне был обнаружен только со второго раза, и имеются предположения, что его могли подкинуть, поскольку у Общества имеется много недобросовестных конкурентов, но доказательств этому нет. В протоколе производственного радиационного контроля дозиметристом по ошибке было указано на старое свидетельство о поверке дозиметра.
Выслушав защитника, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Статья 14.26 КоАП РФ устанавливает административную ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст.22 того же Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
В силу ч.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Согласно ч.3 названной статьи лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее - Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ) радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности.
Статья 11 того же Закона обязывает организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводить производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
В статье 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ перечислены требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, в частности обязанность организации соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ.
Пункт 3.2 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (далее - СанПиН 2.6.1.993-00) обязывает юридических лиц, занимающихся заготовкой и реализацией металлолома, в целях выявления радиоактивного загрязнения металлолома или наличия локальных источников ионизирующего излучения осуществлять его производственный радиационный контроль с использованием дозиметрических и радиометрических методов исследования.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.993-00 радиационный контроль заготавливаемого на территории РФ и ввозимого на ее территорию металлолома осуществляется для своевременного обнаружения его радиоактивного загрязнения: при приемке металлолома, в том числе на пунктах сбора металлолома, при подготовке партии металлолома к реализации, перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств (п.4.1).
В организациях, занимающихся заготовкой металлолома, проводится производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным порядком. Производственному радиационному контролю подлежит весь поступающий в организацию металлолом (п.4.2).
Площадки и помещения, предназначенные для размещения металлолома, перед началом их эксплуатации подлежат радиационному контролю с целью исключения радиоактивного загрязнения (п.4.4).
Производственный радиационный контроль металлолома проводится по уровню гамма-излучения и должен обеспечивать выявление в металлоломе локальных источников или его радиоактивного загрязнения гамма-излучающими радионуклидами. Для проведения производственного радиационного контроля металлолома могут использоваться как автоматические стационарные средства непрерывного радиационного контроля (ворота, стойки и т.п.), так и переносные средства радиационного контроля (гамма-дозиметры, поисковые радиометры и т.п.) в зависимости от объема заготавливаемого металлолома (п.4.5).
Результаты производственного радиационного контроля заносятся в специальный журнал, по результатам которого оформляются протоколы радиационного контроля на партию металлолома. Допускается вносить данные измерений в специальную графу журнала приемки металлолома (п.4.6).
Лица, осуществляющие производственный радиационный контроль металлолома, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4.7).
Согласно п.п.4.10, 4.11 СанПиН 2.6.1.993-00 перед погрузкой партии металлолома в транспортное средство проводится его радиационный контроль для проверки отсутствия локальных источников гамма-излучения, а также выборочная проверка отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами.
Из п.п.6.1, 6.2 СанПиН 2.6.1.993-00 следует, что производственный радиационный контроль металлолома включает: радиационный контроль всего поступающего в заготовительную организацию металлолома с целью выявления его радиоактивного загрязнения либо наличия в нем локальных источников гамма-излучения, измерение мощности дозы гамма-излучения при обнаружении превышения радиационного фона вблизи партии или фрагмента металлолома. Методика производственного радиационного контроля должна обеспечивать достоверное выявление случаев превышения уровней гамма-излучения вблизи поверхности партии металлолома над природным фоном более чем на 0,05 мкЗв/ч, выявление всех находящихся в партии металлолома локальных источников, создающих МЭД гамма-излучения на расстоянии 10 см от поверхности партии (транспортного средства) более 0,2 мкЗв/ч, гарантированное выявление всех содержащихся в партии металлолома локальных источников, создающих МЭД гамма-излучения на расстоянии 10 см от источника более 1 мкЗв/ч.
Согласно п.п.3.4, 3.7 СанПиН 2.6.1.993-00 партия металлолома, ММЭД гамма-излучения вблизи поверхности которой (за вычетом вклада природного фона) не превышает 0,2 мкЗв/час, не имеющая локальных источников и поверхностного загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами, допускается к использованию на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений по радиационной безопасности. На нее оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение. Все обнаруженные в металлоломе локальные источники должны быть из него удалены. Извлечение из металлолома локальных источников, МЭД гамма-излучения на расстоянии 10 см от которых превышает 1 мкЗв/ч или имеющих поверхностное радиоактивное загрязнение, может производиться только силами специализированной организации или специально подготовленными сотрудниками, отнесенными к персоналу группы А по действующим нормам радиационной безопасности.
В соответствии с п.п.4.2, 4.3 методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома» (далее - МУК 2.6.1.1087-02) для исключения возможности заготовки и реализации металлолома, имеющего радиоактивное загрязнение или содержащего локальные источники, юридические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома (далее - организации), осуществляют его производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным положением. Производственный радиационный контроль металлолома проводится в два этапа: входной радиационный контроль, которому подвергается весь поступающий в организацию металлолом, и радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, по результатам которого на нее оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение. Радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, проводят аккредитованные в установленном порядке лаборатории радиационного контроля.
Раздел 5 МУК 2.6.1.1087-02 регламентирует порядок входного радиационного контроля металлолома.
В соответствии с п.8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.
Между тем установленные в ходе рассмотрения дела судом требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, касающиеся правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, со стороны ООО «Сибирские ресурсы» были нарушены.
Факт совершения ООО «Сибирские ресурсы» административного правонарушения, предусмотренного ст.14.26 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела материалами:
- протоколом об административном правонарушении от 29.09.2016, согласно которому установлено событие и обстоятельства совершенного правонарушения, а со стороны защитника Общества в целом указано на согласие с ним (л.д.3-6);
- копией письма из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 09.09.2016 № 10596-3-гт о поступлении 09.09.2016 информации, согласно которой 08.09.2016 в 14.40 часов в г. Новокузнецке на входных ж/д путях (весах № 27) станции «Новокузнецк-Северный» ОА «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ОА «ЕВРАЗ ЗСМК») на установке входного радиационного контроля «Янтарь», при прохождении вагона № 56668684 с ломом черных металлов, весом 65,65 тонн, зафиксировано превышение МД гамма-излучения. Вагон обследован дозиметристами лаборатории радиоизотопных измерений отдела экологический информации службы охраны окружающей среды АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Выявлено локальное превышение мощности дозы левой боковой поверхности вагона в нижней трети 4-ой секции по ходу движения вагона. Максимальное значение МД внешнего гамма-излучения составила 1,65 мкЗв/час, при значениях естественного гамма-фона 0,09 мкЗв/час (протокол радиационного контроля ОА «ЕВРАЗ ЗСМК» от 08.09.2016 № 133). Отправителем лома черных металлов, загруженного в указанный вагон, со станции Копылово Западно-Сибирской железной дороги, является ООО «Сибирские ресурсы» (). Представлена транспортная железнодорожная накладная на данный вагон №вх 500563. Грузополучателем металлолома является ООО «Вторресурс-Переработка» <...>. Представлены документы, подтверждающие соответствие партии металлолома, загруженной в вагон № 56668684, требованиям радиационной безопасности: протокол радиационного контроля от 25.08.2016 № 1169РМ, выданный аккредитованной испытательной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», протокол производственного радиационного контроля от 27.08.2016 № 1044, выданный ООО «Сибирские ресурсы» (л.д.9-10);
- копией письма из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 19.09.2016 № 10992-з-гт о том, что 16.09.2016 с 10.30 до 15.00 часов на территории контейнерной площадки ООО «Вторресурс-Переработка» станции «Скрапная», железнодорожного пути № 23 по адресу: пл. Побед, 1 проводились мероприятии по ликвидации радиационной аварии. Разгрузка вагона № 56668684 проведена специалистами Новосибирского отделения филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами РосРАО». В процессе разгрузки вагона обнаружен контейнер перезарядный КЗ-1 для гамма-дефектоскопа «Гаммарид 170/400» № 780 массой 17 кг, изготовленный из обедненного урана 01.12.1989 года, с нанесенным на поверхности крышки контейнера знака радиационной опасности. Максимальная мощность дозы на поверхности контейнера составила 4,44 мкЗв/час, на расстоянии 1 метра – 0,34 мкЗв/час. Выявленный контейнер принят для транспортировки и захоронения Новосибирским отделением филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», определен радионуклидный состав контейнера U-238, Th-234 суммарной активностью 6,990Е+08 Бк, акт о принятии на захоронение от 16.09.2016 № 1610 (л.д.11-12);
- протоколом осмотра территории ООО «Сибирские ресурсы» по адресу: (пункт приема лома черных металлов), - от 16.09.2016, в ходе чего установлено следующее. В ООО «Сибирские ресурсы» работают 3 дозиметриста, на момент обследования проводилась перегрузка металлолома, в организации имеется два дозиметра: один – ДКГ-03Д «Грач» на входном контроле, другой – на площадке с цветметом. Дозиметрический контроль перед погрузкой осуществляет по договору ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области». Фактически дозиметрическим контролем лома черного металла занимается только А. Журнал производственного контроля отгруженного металла не ведется, программы производственного контроля нет (л.д.22-25);
- протоколом осмотра принадлежащих ООО «Сибирские ресурсы» документов - протокола производственного радиационного контроля от 27.08.2016 № 1044, журнала производственного контроля (л.д.26-29);
- протоколом производственного радиационного контроля на партию металлолома № 1044 от 27.08.2016, выданным ООО «Сибирские ресурсы», согласно которому ООО «Сибирские ресурсы» в адрес ООО «ЕВРАЗ ЗСМК» г. Новокузнецк вагоном № 56668684 направлен металлолом весом 65,65 тонн, фоновое значение 0,08 мзЗв/час, ММЭД 0,10 мкЗв/час (л.д.45);
- копией квитанции о приеме груза № ЭХ500563, согласно которой отправителем лома черных металлов, загруженного в вагон № 56668684, со станции Копылово Западно-Сибирской железной дороги, является ООО «Сибирские ресурсы» () (л.д.46);
- протоколом производственного радиационного контроля № 60 от 25.08.2016 вагона № 56668684. Измерения проведены на промплощадке ООО «Сибирские ресурсы» дозиметром-радиометром ДКГ-03 Д «Грач» зав. номер № 1746, дата поверки 16.04.2015 (л.д.47);
- копией свидетельства о поверке № 129421 от 16.04.2015, согласно которой поверено средство измерений – дозиметр гамма-излучения ДКГ-03 Д «Грач» зав. номер № 1746, действительно до 16.04.2016 (л.д.48);
- копией журнала производственного радиационного контроля металлолома ООО «Сибирские ресурсы», в котором отсутствуют указания на единицы измерения результатов радиационного контроля фоновых значений (л.д.39-44);
- копиями решений единственного участника ООО «Сибирские ресурсы» от 14.04.2011 и от 13.04.2016 о назначении на должность директора Ч. и продлении его полномочий на 5 лет соответственно (л.д.51, 50);
- сведений об ООО «Сибирские ресурсы» из ЕГРЮЛ (л.д.52-57).
Данных о том, что у ООО «Сибирские ресурсы» не имелось возможности для соблюдения установленных правил обращения с ломом черных металлов и их отчуждения, а также о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат, не представлены они и в судебное заседание.
Довод защитника в суде о том, что радиационный контроль Обществом в целом проводится, не свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушений п.п.4.1, 4.2, 4.5, 4.7 СанПиН 2.6.1.993-00, ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при тех обстоятельствах, что в протоколе радиационного контроля от 27.08.2016 ООО «Сибирские ресурсы» указаны значения ММЭД, не превышающие 0,1 мкЗв/ч (норматив 0,2 мкЗв/ч), а фактически в партии металлолома находился источник, дающий превышение норматива в 8 раз, то есть в протоколе содержатся недостоверные данные производственного контроля. Оснований не доверять сведениям, представленным Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, не имеется. Предположения защитника о том, что такой источник могли подкинуть, своего объективного подтверждения не нашли и не могут быть приняты во внимание.
Наличие у организации свидетельства о поверке дозиметра ДКГ-03Д от 31.03.2016 со сроком действия до 30.03.2017 и указание в протоколе радиационного контроля от 27.08.2016 на наличие прежнего свидетельства о поверке дозиметра свидетельствуют о низкой квалификации лица, ответственного за радиационный контроль, и низком контроле Общества за таким лицом при осуществлении радиационного контроля.
Таким образом, вина ООО «Сибирские ресурсы» в нарушениях, указанных в установочной части постановления, доказана совокупностью вышеуказанных доказательств, в связи с чем судья приходит к выводу о том, что Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.14.26 КоАП РФ, - нарушение правил обращения с ломом и отходами черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), а также их отчуждения.
Между тем, кроме обозначенных выше нарушений, в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ООО «Сибирские ресурсы», указано также на совершенное и обнаруженное 27.09.2016 в 12.00 часов нарушение требований п.п.4.5, 5.1, 6.1 МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома», п.6.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» при тех обстоятельствах, что в ООО «Сибирские ресурсы» отсутствуют приборы радиационного контроля, обеспечивающие достоверное выявление локальных источников или его радиоактивное загрязнение в зависимости от большого объема заготавливаемого металлолома: согласно «Журналу производственного радиационного контроля черного металлолома», актов радиационного контроля, товарно-транспортных накладных, металлолом принимается партиями весом до 35 и 40,954 тонн, загруженными в транспортные средства, при этом предъявленный в ходе проверки прибор – дозиметр ДКГ-03Д «Грач» не работает в постоянном режиме поиска (п.9.3.2 технического паспорта); как следует из объяснения мастера-приемщика А., - прибор не оснащен дистанционным приспособлением (штангой), по каждому автомобилю проводится всего 5-6 измерений, далее после выгрузки еще несколько измерений, что крайне недостаточно и не соответствует п.п.4.5, 5.1, 6.1 МУК 2.6.1.1087-02, п.6.2 СанПиН 2.6.1.993-00, и не дает возможность оценить соответствие лома металлов требованиям п.п.3.4, 3.7 СанПиН 2.6.1.993-00.
Вместе с тем судья считает необходимым исключить из протокола об административном правонарушении указание на данное нарушение, исходя из следующего.
Так, из п.4.5 МУК 2.6.1.1087-02 следует, что объектом радиационного контроля в рамках методических указаний является партия металлолома. Радиационный контроль металлолома проводится: при приемке металлолома, в т.ч. на пунктах сбора металлолома, при подготовке партии металлолома к транспортированию и реализации, перед транспортированием загруженных металлоломом транспортных средств.
Раздел 5 МУК 2.6.1.1087-02 регламентирует порядок входного радиационного контроля металлолома, в частности согласно п.5.1 входному радиационному контролю подлежит весь поступающий в организацию металлолом.
Согласно п.6.1 МУК 2.6.1.1087-02 перед погрузкой в транспортное средство партии металлолома, подготовленной для реализации, осуществляется ее радиационный контроль, проводимый в два этапа. На первом этапе проверяют отсутствие в обследуемой партии локальных источников гамма-излучения, а также проводят выборочную проверку отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами. На втором этапе определяют ММЭД на поверхности полностью загруженного металлоломом и подготовленного к отправке транспортного средства. Проведение второго этапа радиационного контроля металлолома, подготовленного для реализации, обязательно для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, а также в случае, когда при проведении первого этапа радиационного контроля данной партии металлолома обнаружено превышение над природным фоном. Последнее определяется тем, что для металлолома, не содержащего радионуклидов, измеренные величины всегда меньше фоновых, т.к. имеет место ослабление фонового излучения от грунта за счет его частичного ослабления слоем обследуемого металлолома. Поэтому наличие превышения говорит о том, что в металлоломе присутствуют радионуклиды. Для проверки выполнения условия непревышения контрольного уровня МЭД, равного 0,2 мкЗв/ч, в этом случае необходимо проводить измерения для толстого слоя металлолома, не менее 1 - 2 м, а это условие выполняется только для полностью загруженного металлоломом транспортного средства.
Положения п.п.6.2, 3.4 и 3.7 СанПин 2.6.1.993-00 приведены выше.
Приведенными п.п.4.5, 5.1, 6.1 МУК 2.6.1.1087-02, п.п.3.4, 3.7, 6.2 СанПин 2.6.1.993-00 прямо не установлено требование о работе приборов радиационного контроля в постоянном режиме, а также об обязательном наличии телескопической штанги для замеров на расстоянии. Вывод должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в данной части и об отсутствии приборов радиационного контроля, обеспечивающих достоверное выявление локальных источников или его радиоактивное загрязнение в зависимости от большого объема заготавливаемого металлолома, надлежащим образом не обоснован, указаний на иные нарушения при выявленных обстоятельствах не имеется.
Более того, в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 24 марта 2005 года (в ред. от 12.12.2013 г.) № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п.18) при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Так, в материалах дела имеются письменные объяснения А. о порядке проведения замеров, а также об отсутствии штанги для замеров на расстоянии. Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о разъяснении А. при даче им письменных объяснений процессуальных прав и обязанностей свидетеля, предусмотренных ст.25.6, ст.17.9 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, письменные объяснения А. подлежат исключению из числа доказательств, поскольку не отвечают признакам допустимости доказательств.
Совершение установленного судьей правонарушения, квалификаций которому дана выше, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
Характер административного правонарушения не дает оснований для освобождения ООО «Сибирские ресурсы» от административной ответственности по правилам, предусмотренным ст.2.9 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
При указанных обстоятельствах судья считает возможным назначить ООО «Сибирские ресурсы» административное наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах. Оснований для применения дополнительного административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения судья не усматривает, поскольку согласно копиям писем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 19.09.2016 полученный радиоактивно загрязненный металлолом передан в специализированную организацию для захоронения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.29.7-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсы» ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.26 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, или его законным представителем в банк или в иную кредитную организацию.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: УФК по Томской области (Управление Роспотребнадзора по Томской области)
ИНН / КПП получателя: 7017113608 / 701701001
БИК Банка: 046902001
Расчетный счет УФК: 40101810900000010007
Наименование банка: Отделение Томск г. Томск
Код бюджетной классификации 141 1 16 90040 04 6000 140
ОКТМО: 69 701 000.
Судья: /подпись/
На момент публикации постановление не вступило в законную силу. Опубликовать 25.10.2016.