ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/2021 от 27.01.2021 Мильковского районного суда (Камчатский край)

Дело год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о привлечении к административной ответственности

<адрес> 27 января 2021 года

Судья Мильковского районного суда <адрес> Мартыненко М.С.,

при секретаре фио2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица- Акционерного общества «Камчатское золото», юридический адрес: <адрес>, этаж минус 2, позиция 1Г. Место осуществления деятельности: <адрес>, Быстринский муниципальный район, земли лесного фонда Быстринского лесничества <адрес>, квартал 440 части выделов 10,11,13,14, квартал 441 части выделов 2-6,8-10,18 Эссовского участкового лесничества (частьI), номер учетной записи в государственном лесном реестре 65-2016-12, кадастровый , ОГРН 1024101221902, ИНН 4104000436,

У С Т А Н О В И Л:

«09» декабря 2020 года в 17 часов 00 минут юридическим лицом АО «Камчатского золото» нарушены обязательные требования, установленные Федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - «Рудник подземный Бараньевский», peг. № А75-00500-0007, II класса опасности, а именно:

-не разработаны регламенты технологических производственных процессов (далее - РТПП) на проходку вертикальных горных выработок, чем нарушены требования абз.2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-не разработаны РТПП на проходку горизонтальных и наклонных горных выработок, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-РТПП-08-2019 «Противопожарная защита горных выработок в условиях подземного рудника «Бараньевский», утвержденный директором по производству фио3 от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-РТПП-07-2019 «Проветривание горных выработок подземного рудника «Бараньевский», утвержденный директором по производству фио3 от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-РТПП-09-2019 «Защита шахты от затопления и охрана объектов от вредного влияния горных работ в условиях подземного рудника «Бараньевский», утвержденный директором по производству фио3 от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-технологический регламент (ТР-04-2018) «Ведение взрывных работ в подземных условиях подземного рудника «Бараньевский», утвержденный главным инженером фио3 от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-технологический регламент (ТР-06-2018) «Ведение очистных работ, включая отгрузку открытых камер с использованием дистанционно-управляемого самоходного оборудования; закладка выработанного пространства бутобетонными смесями и породой» в условиях подземного рудника «Бараньевский», утвержденный главным инженером фио3 от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 25 ФНП ;

-работниками подземного рудника производятся работы, не предусмотренные выданными наряд-заданиями (в книге выдачи наряд-заданий указано о выполнение работниками дополнительных работ не указанных при выдаче наряд-задания), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 35 ФНП , п. ДД.ММ.ГГГГ стандарта предприятия «Нарядная система», утвержденный исполнительным директором фио4 от ДД.ММ.ГГГГ;

-в сведениях характеризующих опасный производственный объект «Рудник подземный Бараньевский» peг. №А75-00500-0007 недостоверно указана информация о технических устройствах, используемых на опасном производственном объекте, чем нарушены требования ч. 5 ст. 2 Закона № 116-ФЗ;

-отсутствуют акты ежеквартального комиссионного обследования горных выработок на соответствие их проектной документации, паспортам, а также установленным требованиям, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 110 ФНП ;

-не обеспечено поддержание установленной температуры воздуха, поступающего в подземные горные выработки (отсутствует калорифер для подогрева воздуха), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 155 ФНП ;

-не оборудовано металлическими дверями устье штольни 1-Ц подземного рудника, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 172, п. 501 ФНП ;

-не определен порядок и тип ограждения выработок представляющую опасность для людей или работа в которых временно приостановлена, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 72 ФНП ;

-не перекрыта недействующая горная выработка геологический штрек (дренажная штольня), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 72 ФНП ;

-не оборудован пожарным краном пожарно-оросительный трубопровод на съезде горизонта +771 м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, абз. 17 п. 499 ФНП ;

-отсутствует освещение на транспортном уклоне горизонта +790-+740м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, абз. 5 п. 1051 ФНП ;

-отсутствует защитное заземление от утечек тока на пусковой аппаратуре вентилятора местного проветривания ВМЭ-8 на съезде горизонта +790м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 1005 ФНП ;

-отсутствует защитное заземление от утечек тока на пусковой аппаратуре водоотливной установки на съезде горизонта +771 м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, абз. 2 п. 1005 ФНП ;

-не обозначены указателями проходы для людей в местах движения машин с двигателями внутреннего сгорания на горизонте +790 -740 м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 100 ФНП ;

-отсутствует освещение по всей протяженности выработки участкового уклона блока 37 горизонта +790 - +740м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 1051 ФНП ;

-проветривание горной выработки подэтажного штрека блока 4-С1-Р горизонт +762м осуществляется с нарушением паспорта проветривания (отставание вентиляционного трубопровода от груди забоя превышает 10 м), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 186 ФНП ;

-проветривание горной выработки съезд горизонта + 760м осуществляется с нарушением паспорта проветривания (отставание вентиляционного трубопровода от груди забоя превышает 10 м), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 186 ФНП ;

-не укомплектован в соответствии с установленными требованиями склад противопожарных материалов на гор. +790 м (отсутствуют пеногенераторы), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 504 ФНП ;

-не указано наименование выработки штольня 5Ц горизонт +740 м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 264 ФНП ;

-отсутствует информация об ответственных лицах за электробезопасность квершлаг 1Ц в камере участковой понижающей подстанции горизонт +790 м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 998 ФНП ;

-не соблюдаются зазоры в выработке квершлаг 1Ц штольня 1Ц горизонта +790 м. при эксплуатации машин с двигателями внутреннего сгорания (наледь по почве, кровле, бокам выработки), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 89 ФНП ;

-в нарушение паспорта крепления отставание крепления от груди забоя штольни 5Ц горизонта +740 м составляет 5м, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 83 ФНП ;

-эксплуатация на руднике машин с двигателями внутреннего сгорания осуществляется в отсутствие системы предотвращения столкновений, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, абз. 3 п. 325 ФНП ;

-ведение горных работ осуществляется на основании проектной документации «Подземный рудник Бараньевский. 1-ая очередь» (ООО «СПб-Гипрошахт», 2019г.) не прошедшей экспертизу в установленном порядке, чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ; п. 20 ФНП ;

-проветривание подземного рудника осуществляется с отступлением от проекта: «Подземный рудник Бараньевский. 1-ая очередь» (ООО «СПб-Гипрошахт», 2019г.) № П11280-10.03-ИОС7. (установлены 3 вентилятора - ВМЭ-12 вместо 2 вентиляторов - ВО-24К), чем нарушены требования абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 174, 176 ФНП .

Защитник АО «Камчатское золото» в судебное заседание не прибыл, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду ходатайстве просит назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку выявленные нарушения практически все устранены, что подтверждается представленными актами, обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда работникам предприятия, не выявлено. Просит признать в качестве смягчающих обстоятельств принятие мер по устранению нарушений, признание вины, допущение правонарушения впервые.

Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) фио5 в судебное заседание не прибыл, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

п. 1 ст. 3 того же закона устанавливает, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Таким образом, объектом правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона).

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 9 работники опасного производственного объекта обязаны: проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ организация, руководитель организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 599 утверждены Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (далее - Правила ).

Указанные федеральные нормы и правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых (п. 1), устанавливают требования промышленной безопасности к деятельности организаций в области промышленной безопасности, ведущих работы по переработке негорючих твердых полезных ископаемых, горные работы, включая объекты разработки недр, не связанные с добычей (п. 3).

Согласно п. 25 Правил (действующих на момент совершения правонарушения) на каждый производственный процесс в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты ведения горных работ, обогащения полезных ископаемых, должны разрабатываться регламенты технологических производственных процессов в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем пункте. Отклонения от требований и параметров, установленных регламентами технологических производственных процессов, не допускаются. Регламенты технологических производственных процессов (далее - РТПП) должны разрабатываться на каждый производственный процесс, определенный Правилами, и должны содержать: сведения о принятых проектных решениях; специфику и особенности организации выполнения основных и вспомогательных производственных процессов в каждом структурном подразделении объекта; требования к порядку эксплуатации и ремонту технических устройств, применяемых в конкретном технологическом производственном процессе; порядок и последовательность выполнения конкретных технологических операций (работ); мероприятия по обеспечению контроля за производственными процессами, промышленной и пожарной безопасностью, недопущению и предотвращению аварий, инцидентов, случаев травматизма и утрат взрывчатых материалов, установленного режима вентиляции.

РТПП должны утверждаться техническими руководителями эксплуатирующих организаций.

РТПП "Проходка вертикальных горных выработок (шахтные стволы)" должен содержать: способы и меры по безопасному производству горных работ, креплению, транспортированию горной массы и недопущению случаев обрушений ее кусков; особенности ведения горных работ в конкретных горно-геологических и горно-технических условиях; стадии производства работ по оснащению, креплению и армировке стволов, монтажу и демонтажу коммуникаций, проходческого и стационарного оборудования; сведения об обеспечении приборами контроля, автоматики, системами связи и сигнализации.

РТПП "Проходка горизонтальных и наклонных горных выработок" должен содержать:способы и меры по безопасному производству горных работ, креплению, транспортированию горной массы, недопущению случаев обрушений ее кусков и образования "заколов";особенности ведения горных работ в конкретных горно-геологических и горно-технических условиях; меры по безопасному применению горного оборудования для проходки горных выработок и возобновлению горных работ после их остановки более чем на 3 суток, а также при восстановлении горных выработок в случае их возврата в режим эксплуатации из режима мокрой или сухой консервации.

РТПП "Ведение очистных работ" должен содержать: способы и меры по безопасному производству очистных работ, осуществлению отбойки и выпуска руды из очистного пространства, транспортированию, недопущению обрушений кусков горной массы и образования "заколов"; особенности ведения горных работ в конкретных горно-геологических и горно-технических условиях; параметры систем разработки и способы безопасной выемки полезного ископаемого; порядок организации очистных работ.

РТПП "Проветривание горных выработок (шахты)" должен содержать: способы и параметры проветривания с учетом конкретных условий шахты (в соответствии с проектной документацией); меры по организации проветривания и расчету необходимого количества воздуха, безопасному ведению работ в условиях газового режима (при наличии); режимы работы главных вентиляторных установок, вентиляторов местного проветривания и меры по их безопасной эксплуатации; порядок составления вентиляционных планов; порядок и периодичность отбора проб воздуха на содержание вредных газов и запыленность; способы и порядок контроля воздушной среды, включая распределение общешахтной струи по участковым горным выработкам; меры по восстановлению нормального режима проветривания и допуску людей после массового взрыва.

РТПП "Противопожарная защита горных выработок (шахты)" должен содержать: способы и порядок пожаротушения, применения специальных устройств и средств, предназначенных для локализации и ликвидации пожара, включая перечень таких средств и мест их месторасположения; порядок эксплуатации систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации и систем индивидуального оповещения; порядок контроля за сохранностью и пригодностью противопожарных средств; сведения об оборудовании противопожарных складов и камер аварийного воздухоснабжения в соответствии с их табельным оснащением.

РТПП "Защита шахты от затопления и охрана объектов на дневной поверхности от вредного влияния горных работ" должен содержать: меры по защите горных выработок от затопления, безопасной эксплуатации шахтных водоотливных установок, ликвидации возможных рассолопроявлений и прорывов воды в подземные горные выработки; способы и порядок ведения наблюдений за развитием деформаций на земной поверхности, а также ведения работ, связанных с ликвидацией и консервацией подземных горных выработок.

РТПП "Ведение закладочных работ" должен содержать: вид закладочных работ, параметры закладки, сведения об используемых материалах и состоянии закладочных трубопроводов; меры безопасного ведения закладочных работ и порядок контроля за их ведением.

РТПП "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения" должен содержать: меры по безопасному производству работ с взрывчатыми материалами (транспортирование, изготовление, хранение, ведение взрывных работ); меры по безопасной эксплуатации применяемого технологического оборудования (зарядно-смесительное оборудование, транспорт для перевозки взрывчатых материалов, транспортно-зарядные машины) и их ремонту; требования безопасности к устройству подземных складов взрывчатых материалов, стационарных подземных пунктов изготовления взрывчатых веществ; требования, предъявляемые к персоналу, допущенному к работе с взрывчатыми материалами; порядок учета и охраны взрывчатых материалов.

РТПП "Защита от затопления" должен содержать: меры по осушению и защите от затопления, в том числе по безопасной эксплуатации водоотливных установок в паводковый период; способы и порядок ликвидации возможных случаев затопления; порядок контроля за скважинами водопонижения, работоспособностью водоотливных установок, наличием технических и материальных средств, необходимых для предотвращения затопления или его ликвидации; порядок безопасной эксплуатации водоотливных установок и скважин водопонижения.

Согласно п. 35 Правил производство работ должно выполняться на основании наряда, выдаваемого под роспись исполнителю работ (в том числе составленного в электронном виде) в соответствии с Положением о нарядной системе, которое должно быть разработано в каждой организации и утверждено ее руководителем. Наряд на выполнение работ выдается уполномоченным должностным лицом. Положение о нарядной системе должно содержать порядок выдачи (выполнения, завершения) наряда на смену и форму журнала (книги) выдачи наряда. Форма журнала (книги) выдачи наряда должна содержать разделы (графы) о месте, виде и времени начала и окончании работ, мерах по безопасному проведению конкретного вида работ, состоянии мест работы на конец смены. Запрещается выдавать наряд на выполнение работ в места, в которых имеются нарушения требований безопасности, кроме выполнения работ по их устранению. На каждом объекте ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должен быть определен перечень видов работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, утвержденный руководителем организации. Выполнение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, должно выполняться по наряду - допуску и под непосредственным руководством лица технического надзора.

В соответствии со ст. 110 Правил не реже двух раз в месяц все действующие горные выработки должны осматриваться. В ходе обследований ответственные лица технического надзора должны осуществлять наблюдения за состоянием крепи, устройствами и оборудованием в соответствии с назначением горных выработок. Закрепление горных выработок за лицами технического надзора, порядок и периодичность осмотров выработок устанавливаются техническим руководителем объекта. Результаты осмотров должны заноситься в журнал осмотра крепи и состояния горных выработок. Ежеквартально все действующие горные выработки должны обследоваться комиссией, возглавляемой техническим руководителем объекта, на соответствие их проектной документации, паспортам, а также настоящим Правилам. По итогам осмотров горных выработок составляется акт обследования и на его основании график перекрепления горных выработок и приведения их в безопасное состояние, утверждаемый руководителем объекта. Производство работ в горных выработках, имеющих нарушения требований правил безопасности, должно быть прекращено до приведения их в безопасное состояние.

В соответствии с п. 155 правил организация проветривания и количество воздуха, необходимого для проветривания отдельных выработок и шахты в целом, должны определяться для каждого месторождения. Расчет должен производиться позабойно суммированием потребностей отдельных забоев, действующих выработок, блоков, участков, панелей, пластов, общешахтных камер служебного назначения, с введением обоснованных коэффициентов запаса. Воздух, поступающий в подземные горные выработки, должен иметь температуру не менее +2 °C.

Согласно п.п. 172, 501 Правил вентиляционные устройства (двери, перемычки, шлюзы, кроссинги, регуляторы) должны обеспечивать максимальную герметичность при любых режимах проветривания. Их конструкция должна исключать возможность разгерметизации и короткого замыкания вентиляционных струй. В выработках, соединяющих воздухоподающие и вентиляционные стволы, должны устанавливаться каменные, бетонные или иные перемычки, выполненные из негорючих материалов. Запрещается применять горючие материалы при сооружении кроссингов. Устья воздухоподающих стволов шахт и шурфов должны иметь металлические ляды, а устья штолен - металлические двери. Ляды должны управляться с двух мест: непосредственно из копра или надшахтного здания в зоне прямой видимости и снаружи надшахтного здания.

Согласно п. 72 Правил горные выработки, состояние которых представляет опасность для людей или работа в которых временно приостановлена, а также устья шурфов, зоны обрушения на поверхности должны быть защищены ограждениями с соответствующими запрещающими знаками или изолированы глухими перемычками. Порядок и тип ограждений определяются техническим руководителем шахты. Недействующие вертикальные и наклонные выработки должны иметь надежное перекрытие.

Согласно абз. 17 п. 499 Правил пожарно-оросительный трубопровод оборудуется однотипными пожарными кранами, которые должны быть пронумерованы и размещены у пересечений и ответвлений подземных выработок.

Согласно п. 1051 Правил на шахтах рабочие места, лестницы, проходы для людей должны иметь освещение. Сетевыми светильниками должны освещаться все действующие рабочие зоны, а также все горные выработки, служащие для транспортирования грузов и передвижения людей (кроме выработок, предназначенных только для доставки грузов). Очистные забои должны освещаться переносными светильниками напряжением до 36 В, а при высоте камер более 4 м - прожекторами с напряжением не свыше 220 В. Перечень мест, подлежащих освещению сетевыми светильниками, должен утверждаться техническим руководителем объекта.

В соответствии с п. 1005 Правил для защиты людей от поражения электрическим током должны применяться защитное заземление и быстродействующая защита от утечек тока на землю (корпус) с автоматическим отключением электроустановки (за исключением цепей напряжением до 60 В), при этом общее время отключения не должно превышать 200 мс при напряжении до 1000 В и 120 мс - выше 1000 В. Исправность действия (срабатывания) реле утечки тока должна проверяться в каждой смене перед началом работы. Проверка реле утечки тока в комплекте с автоматом на время их срабатывания должна производиться при его установке, но не реже одного раза в шесть месяцев.

Согласно п. 100 Правил проходы для людей должны быть обозначены указателями.

Согласно п. 186 правил установка вентиляторов местного проветривания (далее - ВМП) в тупиковых выработках при любом угле наклона выработки должна производиться по паспорту проветривания, утвержденному техническим руководителем шахты. При этом производительность ВМП не должна превышать 70% количества воздуха, подаваемого к его всасу за счет общешахтной депрессии; ВМП должен устанавливаться на свежей струе воздуха на расстоянии не менее 10 м от выхода исходящей струи, а расстояние от конца нагнетательного трубопровода до забоя или до пульта управления комбайном (при проходке выработок комбайнами) не должно превышать 10 м. При проходке восстающих выработок запрещается отставание вентиляционного трубопровода от забоя более 6 м. При проходке восстающих выработок с использованием механизированных комплексов и проветривании забоя воздушно-водяной смесью должно быть обеспечено удаление исходящей струи из забоя с помощью отсасывающего вентилятора местного проветривания. Каждый восстающий должен быть обеспечен устройством для дистанционного отбора проб. Результаты отбора проб воздуха в проходческих и очистных забоях должны ежесменно фиксироваться в журнале и заверяться подписью лица технического надзора.

В соответствии с п. 264 Правил вдоль откаточной выработки должны устанавливаться типовые сигнальные знаки, указывающие наименование выработки, номера пикетов, пересечение путей, приближение к погрузочным и обменным пунктам, места для посадки людей, необходимость и величину ограничения скорости, начало торможения и ограждение места проведения ремонтных работ.

В соответствии с п. 998 правил в помещениях стационарных электрических подстанций и распределительных устройств должны быть вывешены схемы первичной и вторичной коммутации, воздушных и кабельных сетей, инструкции для обслуживающего персонала, правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, предупредительные знаки и плакаты. На каждом пусковом аппарате должна быть четкая надпись, указывающая включаемую им установку.

Согласно п. 89 Правил зазоры между наиболее выступающей частью транспортного средства и боком (крепью) выработки или размещенным в выработке оборудованием должны приниматься в зависимости от назначения выработок и скорости передвижения машины: в выработках, предназначенных для транспортирования руды и сообщения с очистными забоями, должны приниматься зазоры не менее 1,2 м со стороны прохода для людей и 0,5 м с противоположной стороны. При устройстве пешеходной дорожки высотой 0,3 м и шириной 0,8 м или при устройстве ниш через каждые 25 м зазор со стороны свободного прохода для людей может быть уменьшен до 1 м. Ниши должны устраиваться высотой не менее 2 м, шириной не менее 1,2 м, глубиной не менее 0,7 м; в погрузочно-доставочных выработках очистных блоков, предназначенных для погрузки руды и доставки ее к транспортной выработке, в выработках, находящихся в проходке, при скорости движения машин, не превышающих 10 км/ч, и при исключении возможности нахождения в таких выработках людей, не связанных с работой машин, должны приниматься зазоры не менее 0,5 м с каждой стороны; в доставочных выработках (наклонные съезды), предназначенных для доставки в очистные блоки оборудования, материалов и людей (в машинах), при скоростях движения свыше 10 км/ч: по 0,6 м с каждой стороны при исключении случаев передвижения людей пешком; 1,2 м со стороны прохода для людей и 0,5 м с другой стороны, если передвижение людей пешком не исключается. Высота выработки для свободного прохода людей по всей ее протяженности должна составлять не менее 2 м.

Согласно п. 83 Правил Крепление горных выработок и их сопряжений должно выполняться своевременно в соответствии с проектной документацией, технологическими регламентами, паспортами крепления и управления кровлей. Горная крепь должна обеспечить рабочее состояние горных выработок и безопасную работу в них в течение всего срока их эксплуатации. При изменении горно-геологических условий на объектах добычи полезных ископаемых подземным способом, предусмотренных проектной документацией, форма поперечного сечения, тип и параметры крепи горных выработок и их сопряжений должны выбираться на основании фактической горно-геологической обстановки, классификации массива горных пород по нарушенности (устойчивости) с учетом разработанного эксплуатирующей организацией совместно со специализированными организациями (институтами) положения по креплению и поддержанию горных выработок, которое должно утверждаться техническим руководителем организации. Паспорта крепления и управления кровлей (далее - паспорта) должны определять для каждой горной выработки и их сопряжений меры безопасного производства работ, тип крепи, способы крепления и последовательность. Паспорта должны составляться с учетом назначения, конкретных горно-геологических и горно-технических условий проходки выработок и их срока службы. Паспорта составляются начальником участка для каждой выработки и утверждаются техническим руководителем объекта. Допускается разработка и утверждение паспортов подрядными организациями, ведущими горные работы (крепление горных выработок) на территории объекта подземных горных работ, на основании оформленного акта-допуска по согласованию с техническим руководителем объекта. При изменении горно-геологических и горно-технических условий в горной выработке работы в ней должны быть остановлены до пересмотра (внесения изменений) паспорта крепления и управления кровлей. Оригиналы паспортов должны храниться у технического руководителя объекта. Копии паспортов должны храниться у начальника участка и в помещениях выдачи наряда. Рабочие, бригадиры (звеньевые), занятые на работах по возведению крепи, лица технического надзора, осуществляющие руководство этими работами, а также работники, ведущие взрывные работы, до начала производства работ должны быть ознакомлены с паспортами под роспись. Паспорта состоят из графического материала и пояснительной записки. Графический материал паспорта должен содержать: схему и порядок подготовки блока, панели, камеры, забоя к очистной выемке с указанием их размеров; схемы доставки и транспортирования горной массы, доставки закладочного материала, расположения откаточных путей, проветривания подготовительных, нарезных и очистных выработок, сечения водоотливной канавки; планы, поперечный и продольный разрезы блока, камеры, панели, забоя, выработки, на которых должны быть показаны: сечения подготовительных и нарезных выработок в свету, конфигурация и размеры выработки, расположение залежи по отношению к выработке, способы крепления и управления кровлей выработок и очистного пространства, сопряжений горизонтальных, наклонных и вертикальных выработок на горизонтах скреперования, грохочения и на подэтажах, конструкция, детали и размеры постоянной и временной крепи, отставание крепи от забоя, формы и размеры панельных, опорных и предохранительных целиков, способы и порядок закладки выемочного участка; суточный график организации очистных работ в блоке, панели, камере, лаве, забое, в котором должны быть показаны последовательность (непрерывность, цикличность) и продолжительность производственных процессов и возведения крепления (временного, постоянного). Пояснительная записка к паспорту должна содержать: горно-геологическую и горно-техническую характеристики пласта, залежи и вмещающих пород; обоснование способов крепления и управления кровлей выработок и очистного пространства: выбора формы поперечного сечения, крепления, вида и конструкции крепи, выбора форм и размеров постоянных и временных панельных, опорных и предохранительных целиков, способов закладочных работ, а также средств механизации по установке крепи; расчет потребности в крепежном материале; мероприятия, учитывающие специфические особенности крепления и управления кровлей выработок и очистного пространства.

Согласно абз. 3 п. 325 Правил транспортные машины, эксплуатируемые на шахтах по добыче полезных ископаемых, должны быть оборудованы системами предотвращения столкновений. Система предотвращения столкновений должна обеспечивать своевременное оповещение машиниста о наличии людей и транспортных средств в радиусе траектории движения машины.

В соответствии с п. 20 Правил проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация на консервацию и ликвидацию, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое перевооружение объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе промышленной безопасности. Отклонения от проектной документации не допускаются.

В соответствии с п.п. 174, 176 Правил подземные выработки должны проветриваться непрерывно вентиляторами главного проветривания и вспомогательными вентиляторами главного проветривания, установленными в соответствии с проектом. Способ проветривания шахт должен быть установлен проектом.

Как следует из материалов дела органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения заместителя председателя Правительства РФ фио6 от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Камчатское золото» проведена внеплановая выездная проверки (л.д.132-148).

По результатам проверки установлено, что АО «Камчатское золото» при эксплуатации рудника «Бараньевский» нарушают обязательные требования законодательства о промышленной безопасности, а именно: ч. 5 ст. 2, абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 2, 9 Закона № 116-ФЗ, п.п. 20, 25, 35, 110, 155, 172, 501, 72, абз. 17 п. 499, п. 1051, 1005, 100,186,504, 264,998, 89, 83, абз.3 п. 325, 174,176 правил ; п. ДД.ММ.ГГГГ стандарта предприятия «Нарядная система», утвержденный исполнительным директором фио4 от ДД.ММ.ГГГГ; ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ.

Результаты проверки послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за опасными производственными объектами по <адрес> Дальневосточного управления Ростехнадзора фио7 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Камчатское золото».

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены. В протоколе указаны отмеченные выше выявленные нарушения, сделаны ссылки на нормы Федерального Закона, иные нормативные и ведомственные акты, требования которых нарушены.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «Камчатское золото» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, среди видов деятельности - добыча руд и песков драгоценных металлов (золото, серебро и металлов платиновой группы), работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально- сырьевой базы. (л.д.19-40).

Как следует из свидетельства о регистрации А75-00500 АО «Камчатское золото» эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе рудник «Бараньевский», рег. номер А75-00500-0007, класс опасности ІІ (л.д.123).

Вина юридического лица АО «Камчатское золото» в допущенных нарушениях подтверждается следующими доказательствами:

-протоколом К-73 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены вышеперечисленные нарушения (л.д.5-14);

-выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.19-42);

-предписанием об устранении выявленных нарушений № П-РП-373-1153-02К-04 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому юридическому лицу предписано в установленные предписанием сроки, устранить перечисленные выше нарушения (л.д. 43-57);

-актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены все выявленные нарушения (л.д.58-75);

-выпиской из проектной документации «Подземный рудник «Бараньевский», 1-ая очередь, том 10.3 (л.д.76-83);

-стандартом предприятия «Нарядная система», утвержденная исполнительным директором ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-94);

-копиями титульных листов, содержания из технологических регламентов (л.д.95-112);

-Уставом АО «Камчатское золото» (л.д. 113-122);

-свидетельством о регистрации (л.д.123);

-сведениями, характеризующими ОПО (л.д.124-129).

Вышеназванные доказательства суд оценивает в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ в совокупности и признает их не противоречивыми, дополняющими друг друга и объективно свидетельствующими о совершении АО «Камчатское золото» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Судом установлено, что АО «Камчатское золото» допущено нарушение законодательства в области промышленной безопасности, выразившееся в невыполнении обязательных требований промышленной безопасности при ведении горных работ на опасном производственном объекте.

АО «Камчатское золото» на момент совершения административного правонарушения обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований промышленной безопасности.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, АО «Камчатское золото» имело правовую и реальную возможность выполнить обязанности по их соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.

При таких обстоятельствах исследованные при рассмотрении доказательства свидетельствуют о нарушении АО «Камчатское золото» вышеперечисленных обязательных требований в области промышленной безопасности.

Исследовав и оценив в совокупности доказательства при рассмотрении дела, считаю вину АО «Камчатское золото» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности - доказанной.

Указанная квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.

Защитником АО «Камчатское золото» представлены сведения, об устранении нарушений изложенных в протоколе об административном правонарушении, из которых следует, что АО «Камчатское золото» устранило нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении под пунктами , 2,3,4,5,6,7, 8, 10, 11, 13, 14, 15,16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29. В подтверждение устранения указанных нарушений защитником представлены акты об устранении выявленных нарушений.

Принятие мер по устранению части заявленных нарушений расцениваю как смягчающее административную ответственность АО «Камчатское золото» обстоятельство.

Кроме того, в качестве смягчающих вину обстоятельств признаю признание вины акционерным обществом, совершение правонарушения впервые.

Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При том, что санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает среди мер воздействия приостановление деятельности предприятия, административным органом – Дальневосточным управлением Ростехнадзора по <адрес> оснований для немедленной приостановки деятельности предприятия усмотрено не было. При разрешении поступившего протокола об административном правонарушении и приложенных материалов, данных, требующих приостановления деятельности предприятия, также не усмотрено: предприятие функционирует, ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, доказательств, что ранее фиксировались какие-либо нарушения в области промышленной безопасности материалы дела не содержат, то есть правонарушение выявлено впервые. Сведений о том, что нарушения, хотя и не привели, но могут привести к нарушению состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, не поступило.

Правонарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля АО «Камчатское золото» либо за пределами его возможностей.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.

Также не установлено и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

С учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд не находит достаточных оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

При назначении наказания суд учитывает требования ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, характер допущенных нарушений действующего законодательства, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также наличие смягчающих обстоятельств, - признание вины, частичное устранение выявленных в ходе проверки нарушений, и то, что в настоящее время Акционерным обществом принимается дополнительный комплекс мер для устранения оставшихся нарушений.

Суд считает необходимым назначить АО «Камчатское золото» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

По мнению суда, применение такой меры государственного принуждения с наибольшим эффектом будет способствовать в данном случае достижению целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо –Акционерное общество «Камчатское золото», ОГРН , ИНН 4104000436 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, в соответствии со статьей 31.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Наименование получателя: Дальневосточное управление Ростехнадзора, л/с 04381А20000. Банк получателя: отделение Петропавловск-Камчатский Банк России/ УФК по <адрес>, ИНН 2721168170, КПП 272101001, р/счет 40, к/счет 03, БИК 013002402, ОКТМО 30701000, КБК 49, назначение платежа: штраф по постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Мильковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.С. Мартыненко