Дело № 5-400/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Луга Ленинградской области 16 июля 2020 года
Судья Лужского городского суда Ленинградской области Е.Д.Минаева,
с участием защитника Новосельцевой И.А.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Авто-Беркут», расположенного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Беркут» не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Правонарушение ООО «Авто-Беркут» совершено при следующих обстоятельствах:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее – Управление) была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью «АВТО-БЕРКУТ».
Проверка проведена на основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Решением Апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ Дело №, решением первой инстанции № до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, используемого для размещения отходов I-V классов опасности деятельность ООО «АВТО-БЕРКУТ» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов расположенному по адресу <адрес> приостановлена.
ДД.ММ.ГГГГ инспекторами осуществлен повторный выезд и осмотр прилегающей территории к полигону ООО «АВТО-БЕРКУТ» для подтверждения наличия или отсутствия приема отходов для размещения на полигоне ООО «АВТО-БЕРКУТ».
В ходе осмотра прилегающей территории было установлено, что ООО «АВТО-БЕРКУТ» в нарушения запрета осуществляет прием отходов ТКО для размещения. В момент осмотра транспортные средства <данные изъяты> гос. знак №<данные изъяты> гос. знак №, <данные изъяты> гос. знак №, <данные изъяты> гос. знак №, заезжали на территорию полигона с целью разгрузки отходов на теле полигона.
При сравнении актов осмотра проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалов к ним, установлено, что где ранее находилась дорога на тело полигона, в настоящее время засыпана отходами и производится выравнивание тела полигона.
ООО «АВТО-БЕРКУТ» осуществляет деятельность по размещению отходов 4 класса опасности на полигоне по адресу: <адрес> в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данные факты являются нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч.1 ст. 51 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абзац 1 п.2 ст. 11, ч.4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 1.6, п. 2.16, абзац 5 п. 2.1, п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.
В судебном заседании защитник общества пояснила, что ООО «АВТО-БЕРКУТ» вину не признает, указывает на ненадлежащее уведомление общества о времени и месте проведения проверки; просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность при размещении отходов производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности
Статья 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии ч. 1. ст. 51, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Авто-Беркут» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; договором № на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, журналом данных учета в области обращения с отходами и актами приема передачи на размещение отходов хозяйствующего субъекта, согласно которому ООО «АВТО-БЕРКУТ» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления после вступления в силу решения Апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами осмотров территории, актами обследования территории, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, режимом работы полигона по приему отходов в весенне-летний период и осенне-зимний период, утвержденным генеральным директором от ДД.ММ.ГГГГ, решениями Апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ Дело №, первой инстанции № о приостановке деятельности ООО «АВТО-БЕРКУТ» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов расположенному по адресу <адрес>, до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, используемого для размещения отходов I-V классов опасности.
ДД.ММ.ГГГГ инспекторами осуществлен повторный выезд и осмотр прилегающей территории к полигону ООО «АВТО-БЕРКУТ» для подтверждения наличия или отсутствия приема отходов для размещения на полигоне ООО «АВТО-БЕРКУТ».
В ходе осмотра прилегающей территории было установлено, что ООО «АВТО-БЕРКУТ» в нарушения запрета осуществляет прием отходов ТКО для размещения. В момент осмотра транспортные средства <данные изъяты> гос. знак №, <данные изъяты> гос. знак №, <данные изъяты> гос. знак №, <данные изъяты> гос. знак №, заезжали на территорию полигона с целью разгрузки отходов на теле полигона.
При сравнении актов осмотра проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалов к ним, установлено, что где ранее находилась дорога на тело полигона, в настоящее время засыпана отходами и производится выравнивание тела полигона.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи, с чем они являются допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления вины ООО «Авто-Беркут» в совершении инкриминируемого ему деяния.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «Авто-Беркут» имелась, доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности по уважительным причинам исполнить правила и нормы экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, не представлено.
Допущенные нарушения правил и норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства создают существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, заключаются в пренебрежительном отношении общества к исполнению возложенной публичной обязанности, относятся к категории нарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Доводы защитника ООО "Авто-Беркут", что общество не извещалось административным органом о времени и месте проведения проверки, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. ООО "Авто-Беркут" допущены нарушения правил и норм в области охраны окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Авто-Беркут» суд квалифицирует по ч.4 ст. 8.2. КоАП РФ.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного ООО «Авто-Беркут», объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, оснований для признания его малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении административного наказания ООО «Авто-Беркут» суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, причины совершения административного правонарушения, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Привлечение общества впервые, суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, в соответствии с ч.1 ст. 4.3. КоАП РФ, судом не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем в данном случае пренебрежительное отношение в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления создает угрозу причинения вреда объектам животного растительного мира, окружающей среде, жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Оценив всю совокупность установленных по делу обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд с учетом принципов соразмерности и справедливости, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, считает необходимым назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, влекущих уменьшение размера административного штрафа, в соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - ООО «Авто-Беркут» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере300000 рублей (триста тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты перечисления административного штрафа:
Получатель: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения копии постановления.
Судья Е.Д. Минаева