№ 5-413/2020
УИД 26RS0031-01-2020-001433-70
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Зеленокумск 17 августа 2020 года
Судья Советского районного суда Ставропольского края
Соловьянов А.Н.,
с участием представителя МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» ФИО1 и защитника Сисенко А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство села Отказного» (далее – МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного»),
УСТАНОВИЛ:
22 июня 2020 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (по Советскому городскому округу, Курскому и Степновскому районам) ФИО2 в отношении МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» Сисенко А.В. вину предприятия не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Факт осуществления МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) не подтвержден, так как наделение Учреждения статусом гарантирующей организации, обеспечивающей централизованное водоснабжение и (или) водоотведение подтверждает только то, что оно использует, то есть эксплуатирует водопроводные сети с установленными на них пожарными гидрантами, а не осуществляет деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ). Более того, технические работы на водопроводных сетях, где расположены пожарные гидранты, не проводились, что подтверждается журналом аварийных работ. С учетом изложенного просит суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель МУП «Коммунальное хозяйства села Отказного» поддержала доводы защитника Сисенко А.В.
Выслушав представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 в перечень соответствующих работ и услуг, подлежащих лицензированию, включены монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу положений статей 62, 68, 127 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункта 8.6 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России № 178, организацией (руководителем организации) должна обеспечиваться исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организация проведения проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии со ст. 126 Закона № 123-ФЗ пожарные гидранты относятся к оборудованию и в силу ст. 127 Закона № 123-ФЗ к пожарным гидрантам предъявляются требования по установке их на сетях наружного водопровода и обеспечению подачи воды для целей пожаротушения.
В силу п. 15 ст. 2 Закона № 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
По смыслу вышеуказанных норм закона, ответственность наступает не только у собственников, которые осуществляют водоснабжение, но и у тех юридических лиц, в пользовании которых находятся такие сети.
Постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края № 426 от 13 апреля 2018 года, МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» наделено статусом гарантирующей организации, обеспечивающей централизованное водоснабжения, установлена зона деятельности на территории села Отказного.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что на МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» возложена обязанность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, в том числе пожарных гидрантов.
Из материалов дела следует, что до 25 мая 2020 года МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного», являясь гарантирующей организацией по обслуживанию централизованной сети водоснабжения и водоотведения, на которой установлены элементы технических устройств (гидранты), предназначенные для целей забора воды передвижной пожарной техникой для обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляя данную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, допустила монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов на участке сети централизованного водоснабжения водоотведения в установленной зоне <адрес> в нарушение п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», п. 3 приложения к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» без соответствующей лицензии, несмотря на то, что такая лицензия обязательна.
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом № 50 по делу об административном правонарушении от 22 июня 2020 года; постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края № 3549 от 18 мая 2018 года; письмом директора МУП «Коммунальное хозяйство села <адрес>» ФИО1; списком источников наружного противопожарного водоснабжения расположенных на территории <адрес>, в том числе гидрантов.
Таким образом действия (бездействие) МУП «Коммунальное хозяйство села Отказного» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
То обстоятельство, что на водопроводных сетях, где расположены пожарные гидранты, каких-либо технических работ не проводились, не указывают на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, поскольку как указано выше на организацию возложена обязанность по осуществлению указанных работ, для чего необходима специальная лицензия.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 и ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного, характера и степени общественной опасности выявленных нарушений, прихожу к выводу о назначении наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать виновным юридическое лиц – муниципального унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство села Отказного» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня его вручения или получения.
Судья А.Н. Соловьянов