Дело № 5-415/2019
УИД 32RS0033-01-2019-002199-22
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
город Брянск 31 октября 2019 года
Судья Фокинского районного суда г.Брянска Бобков Д.И. (<...>), с участием представителя Брянской таможни ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), <...>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
12 августа 2019 года перевозчиком – ОАО «РЖД» должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Фокинского таможенного поста Брянской таможни, расположенного <адрес> для цели получения разрешения на убытие с таможенной территории Евразийского Экономического союза (ЕАЭС) в железнодорожном пункте пропуска железнодорожной станции <...> железнодорожного вагона № были представлены6 передаточная ведомость № от 12 августа 2019 года (декларация транспортного средства №), товаросопроводительная накладная № от 11 августа 2019 года (с ведомостью вагонов), счет № от 11 августа 2019 года.
Согласно сведениям, заявленным в товаротранспортной накладной № от 11 августа 2019 года (с ведомостью вагонов), в железнодорожном вагоне № через таможенную границу ЕАЭС перемещался товар – «Окатыши железорудные неофлюсованные», насыпью, без упаковки, весом 67500 кг. Отправитель: <...><адрес> получатель: <...><адрес>
Таможенное оформление товара произведено по ДТ № и 12 августа 2019 года железнодорожный вагон № с указанным товаром был вывезен за пределы территории ЕАЭС.
14 августа 2019 года вагон № возвращен железнодорожным перевозчиком ОАО «РЖД» на станцию <...> поскольку, согласно представленному акту общей формы №-СП от 13 августа 2019 года станции «<адрес>» Юго-Западной железной дороги Украины, а также письму и.о. начальника железнодорожной станции <...>№ от 15 августа 2019 года, данный вагон не был принят к дальнейшей перевозке железной дорогой Украины по причине выявления коммерческой неисправности (превышения допустимой разницы нагрузки на ось).
16 августа 2019 года должностным лицом Фокинского таможенного поста Брянской таможни произведен таможенный осмотр товара и транспортного средства со взвешиванием товара на вагонных весах «Рубин СД» железнодорожной станции <...>, в результате которого установлено, что фактический вес находящегося в вагоне № товара («Окатыши железорудные неофлюсованные») составил 73570 кг., что превышает вес, заявленный в товаротранспортной накладной № от 11 августа 2019 года, на 6070 кг.
Таким образом, при убытии 12 августа 2019 года указанного товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчик - ОАО «РЖД» в нарушение требований п.1 ст.89, п.1, п.2 ст.92 Таможенного кодекса ЕАЭС, заявил недостоверные сведения о весе брутто товара («Окатыши железорудные неофлюсованные»), путем представления таможенному органу недействительных документов - товаротранспортной накладной № от 11 августа 2019 года (с ведомостью вагонов), в которых не были заявлены сведения о перемещении через таможенную границу ЕАЭС товара «Окатыши железорудные неофлюсованные» в количестве 6070 кг.
ОАО «РЖД» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом он представил письменные пояснения, в которых вину юридического лица в совершении правонарушения признал полностью и, с учетом обстоятельств правонарушения, просил назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Представитель Брянской таможни по доверенности ФИО8 в судебном заседании обстоятельства административного правонарушения, изложенные в составленном в отношении ОАО «РЖД» протоколе, подтвердил в полном объеме. Указал на наличие доказательств совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, поскольку перевозчик имел возможность проконтролировать соответствие фактической массы перевозимого и представляемого к таможенному оформлению товара той, которая отражена в грузосопроводительных документах, однако этого не сделал. При назначении наказания, с учетом незначительной общественной опасности совершенного административного правонарушения, полагал возможным назначить ОАО «РЖД» наказания в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
В соответствии с ч.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из п.26 ст.2 ТК ЕАЭС, перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно требованиям п.1 ст.89, п.1 и 2 ст.92 ТК ЕАЭС, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, а именно - передаточную ведомость на подвижной состав либо иные документы, допускающие их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также сообщить достоверные сведения, в том числе, о весе перемещаемых товаров.
В силу изложенного, именно на перевозчика груза возложена обязанность о предоставлении достоверных сведений на перемещаемый за пределы ЕАЭС товар.
Ч.2 ст.2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С <дата> введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).
Названным соглашением устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в ст.1 СМГС. Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран-участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог-участниц соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (ст.2 СМГС).
Согласно параграфу 1 ст.23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
В соответствии со ст.29 СГМТ, перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной.
В силу ст.27 Федерального закона от <дата> № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Согласно примечанию 2 к ст.16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются документы, в том числе, содержащие недостоверные сведения.
Таким образом, именно на перевозчика, в данном случае – на ОАО «РЖД», возложена обязанность предоставления таможенному органу достоверных сведений на перемещаемый за пределы ЕАЭС товар и именно перевозчик несет ответственность за предоставление недействительных документов. При этом, перевозчик был вправе проверять состояние груза, в том числе – его массу, однако, предоставленное право ОАО «РЖД» не реализовало, необходимых мер по представлению для осуществления таможенного контроля надлежаще оформленного груза и достоверных сведений в его отношении, в том числе, о весе перемещаемых товаров, не приняло. Следствием указанного явилось предоставление ОАО «РЖД» в таможенный орган для таможенного оформления и контроля товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемом товаре.
В связи с изложенным полагаю, что ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, предусматривающее административную ответственность юридического лица за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при убытии с таможенной территории Евразийского Экономического союза путем представления недействительных документов.
Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, помимо показаний участвующего в судебном заседании лица и письменных пояснений юридического лица, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от 16 сентября 2019 года, содержащим сведения об обстоятельствах правонарушения;
- определением от 20 августа 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении №, в котором содержится информация о событиях вывоза товара с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;
- докладной запиской от 16 августа 2019 года №дз, содержащей информацию о выявлении признаков административного правонарушения;
- копией передаточной ведомости № от 14 января 2019 года;
- докладной запиской от 14 августа 2019 года №дз;
- актом таможенного осмотра № от 16 августа 2019 года;
- актом таможенного наблюдения № (атн) от 16 августа 2019 года;
- актом общей формы № от 16 августа 2019 года;
- данными о результатах измерения веса состава в статике от 16 августа 2019 года;
- передаточной ведомостью №;
- декларацией на товары № с ведомостью вагонов;
- атом общей формы №-СП;
- счетом № от 11 августа 2019 года;
- протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № от 20 августа 2019 года;
- письменными объяснениями ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7,
- актом общей формы № от 11 августа 2019 года;
- натурным листом №.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывают.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что вина ООО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, доказана и его действия квалифицируются как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Евразийского Экономического союза путем представления недействительных документов.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ОАО «РЖД», являются признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ОАО «РЖД», в силу п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения, так как ОАО «РЖД» совершило рассматриваемое административное правонарушение, будучи повергнутым наказанию за административные правонарушения в области таможенного дела.
При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также влияние назначенного наказания на правонарушителя. При таких данных, учитывая конкретные обстоятельства административного правонарушения, отсутствие у него существенных последствий, прихожу к выводу о возможности назначения ОАО «РЖД» наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, - «Окатыши железорудные неофлюсованные», насыпью, без упаковки, массой 6070 кг в собственность Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.И. Бобков