Дело № 5-416/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 19 ноября 2018 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,
с участием защитника Мамеевой А.А.,
старшего помощника Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении юридического лица:
Акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», юридический адрес: <...>, ОГРН №, ИНН/КПП №/№, дата государственной регистрации – 01 ноября 2016 г., в течение года привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) (далее – АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», Аэропорт, Общество) повторно не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, и эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. А именно, в нарушение ст.ст. 1, 2, 4, 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово), АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», осуществляющий эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры - международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский (Елизово)» и в силу этого обязанный обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, допустил ненадлежащее оформление пропусков в зону транспортной безопасности. В разовых пропусках, выданных работникам <данные изъяты>ФИО4, ФИО5 и ФИО6 не содержится информация о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, о временном интервале действия пропусков; обращения <данные изъяты> от 26.09.2018, 27.09.2018, 28.09.2018 не содержат полное наименование юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, отсутствуют установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск (дата и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемая должность), серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, отсутствуют сведения о временном интервале пребывания в секторах зоны транспортной безопасности; временные пропуска, выданные работникам <данные изъяты>ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 не содержат должность и фотографию владельцев пропусков, временной интервал действия пропусков; разовые транспортные пропуска на автотранспортные средства <данные изъяты> грузовой самосвал «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, экскаватор «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № выданы на срок, превышающий один день, не содержат сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться транспортные средства, датах выдачи пропусков; разовые транспортные пропуска, выданные 26.09.2018, 27.09.2018, 28.09.2018, выданные <данные изъяты> на транспортные средства - «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, погрузчик «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, не содержат информацию о цвете транспортного средства, о должности лица, под управлением которого будут находиться транспортные средства, датах выдачи пропусков; письменные обращения <данные изъяты> на основании которых выданы вышеуказанные транспортные пропуска, не содержат полное наименование организации, инициирующей выдачу пропуска, отсутствуют сведения о транспортных средствах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе об их цвете, не указаны должности лиц, под управлением которых будут находиться транспортные средства.
Законный представитель АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» ФИО1 на рассмотрение дела не явился, извещен надлежаще, представил письменные пояснения по делу, в которых просил суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным, поскольку в связи с принятием 28 июля 2018 года Правительством Российской Федерации постановления № 886, утвердившего требования по обеспечению транспортной безопасности и правила организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, изменены требования в части организации пропускного режима в сравнении с приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 40, на основании которого Обществом была разработана Инструкция. Согласно письму Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России от 06 сентября 2018 года, в случае, если отличие требований между приказом № 40 и постановлением № 886 влечет изменение принимаемых мер по защите от актов незаконного вмешательства объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства либо устанавливает дополнительные требования по защите от таких актов, субъекту транспортной инфраструктуры необходимо провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры или транспортного средства воздушного транспорта в части произошедших изменений, по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости – обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В течение месяца со дня утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Общество планирует привести организационно-распорядительные документы, включая инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режиме в соответствие с положениями постановления Правительства РФ № 886, работа в данном направлении ведется, заключен договор на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Таким образом, нарушения в части оформления пропусков отсутствуют, так как выданные пропуска соответствуют требованиям Инструкции и приказа Минтранса России № 40. Проверкой установлено, что письменные обращения <данные изъяты> от 26.09.2018, 27.10.2018, 28.09.2018 не содержат полное наименование юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, дату и место рождения, место жительства, занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документы, удостоверяющего личность, сведения о временном интервале пребывания в секторах зоны транспортной безопасности. Однако обращения <данные изъяты> содержат сведения о юридическом лице, его фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы, ИНН, ОГРН, установочные данные лица, в отношении которого требуется оформить пропуск с указанием фамилии имени, отчества, срока действия. Отсутствие в обращении на выдачу разовых пропусков сведений о дате и месте рождения, месте проживания и паспортных данных не могло повлечь риск наступления последствий в виде актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры, поскольку в соответствии с п. 7.1 Инструкции лица, которым необходим доступ в зону транспортной безопасности, допускаются в нее по разовым или временным пропускам при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в выдаче временных пропусков без указания временного интервала и фотографии владельца пропуска не создает угрозы для деятельности объекта транспортной инфраструктуры, так как доступ в зону транспортной безопасности сопровождается как выданным пропуском, так и документом, удостоверяющим личность, в котором имеется фотография, позволяющая идентифицировать владельца пропуска. Таким образом, отсутствие в разовых пропусках отдельных сведений не влечет наступление последствий в виде угрозы незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры, поскольку транспортное средство, въезжающее в зону транспортной безопасности и на которое был выдан пропуск, подвергается досмотру при проезде через КПП, в связи с чем исключается вероятность проезда в зону транспортной безопасности иного транспортного средства. Сведения, указанные в разовых пропусках, позволяют идентифицировать транспортные средства, так как в них содержатся сведения о виде и марке транспортного средства, о государственном регистрационном знаке, о лице, под управлением которого находится транспортное средство. С учетом изложенного, основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют, поскольку не создают угрозу незаконного вмешательства в деятельности объекта транспортной инфраструктуры, и отвечают признакам малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник юридического лица по доверенности Мамеева А.А. поддержала письменные объяснения законного представителя Общества, добавила, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления № 886 внести изменения в действующую Инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режиме в Аэропорту в той части, где не требуется дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не представляется возможным, поскольку для внесения изменений в инструкцию там, где требуется дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, необходимо провести данную оценку, после чего в инструкцию будут внесены необходимые изменения в полном объеме. Не оспаривала наличия нарушений, допущенных Аэропортом при оформлении обращений <данные изъяты> о выдаче пропусков и самих пропусков, обратила внимание суда на то, что все нарушения не носят существенного характера и позволяют идентифицировать лицо или транспортное средство, на которые выдан пропуск, равно как и не оспаривала то обстоятельство, что выявленные прокурором нарушения требований при оформлении пропусков и заявок на их выдачу установлены Инструкцией, разработанной на основании приказа Минтранса № 40 кроме обязанности внесения в разовый пропуск паспортных данных лица, которому выдан пропуск, данное требование установлено постановлением Правительства РФ № 886. Добавила, что в обращении <данные изъяты> о выдаче разового пропуска на работников ФИО14 и ФИО15 допущена опечатка в части даты обращения за выдачей пропуска и даты пропуска, фактически, Общество обращалось 27 сентября 2018 года, а не 28 октября 2018 года.
Старший помощник Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А. полагала, что в действиях Аэропорта имеется состав вменяемого административного правонарушения. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Аэропорта послужило обращение гражданина, по мнению которого в аэропорту допускаются нарушения законодательства о транспортной безопасности, в ходе проверки нарушения Аэропортом требований транспортной безопасности нашли свое подтверждение. Полагала, что вменяемое юридическому лицу правонарушение не может быть признано малозначительным, так как выявленные нарушения затрагивают вопросы обеспечения транспортной безопасности, которые имеют особое значение на объекте транспортной инфраструктуры как аэропорт.
Исследовав представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет назначение административного наказания в виде штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры – это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Этой же нормой закона установлено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.
Зона транспортной безопасности определена данным Федеральным законом как объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее- Требования № 886).
Данные Требования устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта и транспортных средств воздушного транспорта, и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, а также перевозчиками (эксплуатантами), осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Согласно подп. 10, 29 п. 5 Требований № 886 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, являющимися приложением к настоящему документу; организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом обеспечения безопасности объекта, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе, и осуществляет, в том числе деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, обеспечивает безопасность полетов воздушных судов, выполняет авиационные работы, осуществляет организационное обеспечение полетов, обеспечивает обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов, предоставляет транспортно-экспедиционные услуги авиапассажирам.
Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) входит в число аэропортов федерального значения, является международным аэропортом административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 726-р.
Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) с 05 апреля 2017 года на основании протокола заседания комиссии от 23.03.2017 г. включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением 2 категории.
Эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) осуществляет субъект транспортной инфраструктуры – АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», следовательно, обязанность по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту возложена на Общество.
АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» разработана и утверждена Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово), которая определяет порядок организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режима в целях обеспечения авиационной безопасности в контролируемой зоне международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово). Требования данной Инструкции являются обязательными для авиационного персонала и работников Аэропорта, военнослужащих войсковой части №, авиационного персонала и работников авиакомпаний, чьи воздушные суда производят полеты в аэропорту, авиационного персонала, должностных лиц и работников других предприятий, осуществляющих на законных основаниях производственную деятельность или пользующихся услугами в контролируемой зоне международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово).
В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции, лица сторонних организаций и посетители, которым необходимы доступ в зону транспортной безопасности аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются в нее по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В силу раздела 8 Инструкции, для обеспечения проезда транспортных средств, которым не требуется регулярный въезд в зону транспортной безопасности аэропорта, предусматривается выдача разовых пропусков.
Согласно разделу 9 Инструкции, пропуска подразделяются на личные (для прохода и пребывания в зоне транспортной безопасности и на объекта аэропорта), транспортные (для въезда (выезда) транспортных средств и средств механизации в (из) зону транспортной безопасности аэропорта) и материальные (только разовые и действительны в день оформления, для вывоза (ввоза) материальных ценностей); постоянные, временные и разовые.
Личные временные пропуска выдаются лицам, временно работающим в аэропорту, на срок до окончания работ, но не более чем на полгода. Основанием для выдачи временного пропуска является удостоверенное печатью письменное обращение, в числе прочих, юридических лиц. Осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах, а также копия трудового договора или иного документа, подтверждающих необходимость допуска сотрудников в зону транспортной безопасности и на критические элементы. Временные пропуска физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, машиносчитывающую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности в которые допущен владелец. Письменное обращение на пропуск физического лица включают в себя: полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в зоне транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
Разовые пропуска выдаются для одноразового посещения зоны транспортной безопасности аэропорта лицам по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Разовый пропуск действителен на день посещения с момента его получения до истечения времени, указанного в пропуске. Основанием для выдачи разового пропуска является удостоверенное печатью письменное обращение в том числе юридических лиц, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности аэропорта. Разовые пропуска физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец. Письменные обращения на пропуск физического лица включают в себя полное наименование юридического лица, инициирующего выдаче пропуска, установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в зоне транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
Транспортные пропуска выдаются постоянные – на транспортные средства и другую подвижную технику, имеющую право въезда (выезда) в зону транспортной безопасности аэропорта сроком на один год; разовые – на транспортные средства сторонних организаций для въезда в зону транспортной безопасности аэропорта в день выдачи пропуска. Основанием для выдачи постоянного транспортного пропуска на транспортные средства, эксплуатируемые сторонними организациями для доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы аэропорта, является удостоверенное печатью письменное обращение-заявка на оформление транспортного пропуска. Основанием для выдачи разового пропуска на транспортное средство является удостоверенное печатью письменное обращение (заявка) в том числе юридического лица, осуществляющего деятельность в зоне транспортной безопасности аэропорта с копией договора или иного документа, подтверждающего необходимость допуска транспортного средства в зону транспортной безопасности аэропорта. Письменные обращения на пропуск автотранспортных средств и самоходных машин и механизмов включают в себя полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, сведения об автотранспортных средствах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности лица, под управлением которых будут находиться данные средства, а также сведения о цели пребывания в зоне транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск. Постоянный пропуск содержит информацию о номере пропуска, наименовании субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера) ТС, сведения о должности лица, под управлением которого будет находиться транспортное средство, печать и дата выдачи. Разовый транспортный пропуск содержит информацию о номере пропуска, наименовании субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера) ТС, сведения о должности лица, под управлением которого будет находиться транспортное средство, наименование организации-владельца транспортного средства, ФИО, должность, принадлежность к конкретной службе аэропорта лица, сопровождающего транспортное средство, печать и дату выдачи.
Судом также установлено, что в связи с письменным обращением гражданина, поступившим в Камчатскую транспортную прокуратуру 03 сентября 2018 года о нарушении на территории Аэропорта правил транспортной безопасности, 19 сентября 2018 года заместителем Камчатского транспортного прокурора принято Решение о проведении проверки в отношении АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» на предмет соблюдения законодательства о транспортной безопасности.
В ходе проведенной Камчатской транспортной прокуратурой проверки установлено, что <данные изъяты> на основании договора подряда, заключенного 20 июля 2018 года с АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» осуществляет работы по поставке и монтажу «Временного мобильного (сборно-разборного) инвентарного павильона».
По результатам проведенной проверки установлено, что АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» допустило ненадлежащее оформление пропусков работников и транспортных средств <данные изъяты> в зону транспортной безопасности, а именно:
в разовых пропусках, выданных работникам <данные изъяты>ФИО4, ФИО5 и ФИО6 не содержится информация о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, о временном интервале действия пропусков;
обращения <данные изъяты> от 26.09.2018, 27.09.2018, 28.09.2018 не содержат полное наименование юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, отсутствуют установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск (дата и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемая должность), серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, отсутствуют сведения о временном интервале пребывания в секторах зоны транспортной безопасности;
временные пропуска, выданные работникам <данные изъяты>ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, не содержат должность и фотографию владельцев пропусков, временной интервал действия пропусков;
разовые транспортные пропуска на автотранспортные средства <данные изъяты> грузовой самосвал «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, экскаватор «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, выданы на срок, превышающий один день, не содержат сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться транспортные средства, датах выдачи пропусков;
разовые транспортные пропуска, выданные 26.09.2018, 27.09.2018, 28.09.2018, выданные <данные изъяты> на «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, погрузчик «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <***>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, не содержат информацию о цвете транспортного средства, о должности лица, под управлением которого будут находиться транспортные средства, датах выдачи пропусков;
письменные обращения <данные изъяты> на основании которых выданы вышеуказанные транспортные пропуска, не содержат полное наименование организации, инициирующей выдачу пропуска, отсутствуют сведения о транспортных средствах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе об их цвете, не указаны должности лиц, под управлением которых будут находиться транспортные средства.
По факту допущенных нарушений, 17 октября 2018 года заместителем Камчатского транспортного прокурора ФИО12 в отношении АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал представитель Аэропорта, который замечаний по его содержанию не представил.
В силу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
В силу приведенных норм закона следует, что ответственность юридического лица наступает, если у него имелась возможность для исполнения требований вышеуказанных норм и правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, несмотря на вышеприведенные требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства РФ от 28.07.2018 № 886, собственной Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропорту «Петропавловск-Камчатский (Елизово)», АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» принял к рассмотрению обращения <данные изъяты> о выдаче разовых и временных личных и транспортных пропусков работникам и автотранспортным средствам, содержащих неполную информацию, необходимую для оформления данных пропусков, а также допустил ненадлежащее оформление разовых и временных личных и транспортных пропусков для осуществления Обществом деятельности в зоне транспортной безопасности Аэропорта.
По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановлением Елизовского районного суда Камчатского края от 30 ноября 2017 года АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей. Постановление вступило в законную силу 26 декабря 2017 года, постановлением Елизовского районного суда Камчатского края от 04 апреля 2018 года АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» привлечено к административной ответственности по ч 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 08 мая 2018 года.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 4.6 КоАП РФ, на момент совершения административного правонарушения АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» читался подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в его действиях признака повторности.
Оценив в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ исследованные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательства, содержание которых приведено выше, считаю, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, а именно - повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, доказана.
Суд не принимает возражения АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» об отсутствии нарушений при оформлении пропусков и обращений <данные изъяты> за их выдачей в связи с нижеследующим.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Данный нормативно-правовой акт вступил в силу 2 августа 2018 года.
Вышеуказанным постановлением Правительства РФ признан утратившим силу Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 40 (ред. от 10.10.2013) «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в Аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) утверждена в соответствии с приказом Минтранса РФ № 40.
Из письма Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России от 06 сентября 2018 года следует, что в случае, если отличие требований между приказом № 40 и постановлением № 886 влечет изменение принимаемых мер по защите от актов незаконного вмешательства объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства либо устанавливает дополнительные требования по защите от таких актов, субъекту транспортной инфраструктуры необходимо провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры или транспортного средства воздушного транспорта в части произошедших изменений, по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости – обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Как установлено при рассмотрении дела, и не отрицалось защитником, недостатки, имеющиеся в обращениях <данные изъяты> о выдаче пропусков и в самих пропусках основаны на требованиях Инструкции в действующей редакции, при этом из выявленных нарушений только одно требование предусмотрено постановлением Правительства РФ № 886 (наличие в разовом личном пропуске паспортных данных лица, которому выдан пропуск). Из пояснений защитника Мамеевой А.А. следует, что внести изменения в действующую Инструкцию в данной части без проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не представляется возможным. Между тем, учитывая, что требования приказа Минтранса № 40 и постановления Правительства РФ № 886 в части сведений, которые должны содержаться в обращении организации о выдаче пропусков в зону транспортной безопасности и в самих пропусках (личных и транспортных), идентичны за исключением требования о наличии в разовом личном пропуске паспортных данных лица, которому выдан пропуск, при этом данные требования продублированы в Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово), оснований считать, что вышеперечисленных нарушений при оформлении пропусков и обращений Обществом не допущено, у суда не имеется. Кроме этого, суд учитывает, что новое требование о наличии в разовом личном пропуске паспортных данных лица не требует проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры для внесения соответствующих изменений в Инструкцию, и не может игнорироваться Обществом вне зависимости, внесены изменения в Инструкцию или нет, требование о наличии в разовом личном пропуске паспортных данных лица, которому выдан пропуск, установлено постановлением Правительства РФ № 886, которое обязательно для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, и действует со 02 августа 2018 года.
Довод Общества о возможности идентификации личности лица, которому выдан пропуск, по данным, внесенным в пропуск, поскольку пропуск предъявляется одновременно с документом, удостоверяющим личность, а также идентификации транспортного средства по внесенным данным, судом отклоняется, так как вышеприведенными нормативными правовыми актами установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры оформлять пропуск в соответствии с действующими требованиями в целях соблюдения безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
Разрешая довод АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» о признании правонарушения малозначительным, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на отношения, объектом которых является транспортная безопасность. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, суд считает, что вменяемое Обществу правонарушение не может считаться малозначительным, поэтому оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельств исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Аэропорта, судом не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Аэропорта, суд признает повторное совершение в течение года однородного административного правонарушения.
При назначении административного наказания, определяя его размер, суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и приходит к выводу, что для достижения целей административного наказания – предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» необходимо назначить наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в низшем размере, установленном санкцией ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ не имеется, поскольку при рассмотрении дела не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, финансовым и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, которые бы позволили снизить Аэропорту размер штрафа.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - Акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.
Разъяснить АО «Международный Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, согласно которой при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Реквизиты на оплату штрафа: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, 683008, <...>) ИНН <***> КПП 272201001 БИК 040813001 ОКТМО 08701000 расчетный счет <***> лицевой счет <***> КБК 41511690010016000140 в Дальневосточное главное Управление банка Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Датой вынесения мотивированного постановления является дата его изготовления в окончательном виде 19 ноября 2018 года.
Судья подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко