ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-41/17 от 27.02.2017 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 5-41/17;

Резолютивная часть постановления вынесена : 27 февраля 2017 г.

Мотивированное постановление изготовлено : Дата г. Искитим

Судья Искитимского районного суда Новосибирской области Тупикина А.А.,

При секретаре Степановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Закрытого акционерного общества «Энергопром-Новосибирский электродный завод» (ЗАО «Энергопром-НовЭЗ»), место нахождения юридического лица: <Адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола Номер об административном правонарушении от Дата, ходе проведения проверки с 10-30 Дата до 17-00 Дата и с 09 -00 Дата до 10-00 Дата по адресу: железнодорожный путь необщего пользования ЗАО «Энергопром-НовЭЗ», примыкающие к станции <Адрес>, расположенный по адресу <Адрес>, проводилась проверка соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отношении ЗАО «Энергопром-НовЭЗ».

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением правительства РФ № 221 от 21.03.2012 г. ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» указанную лицензию имеет (серия ПРД Номер дата выдачи Дата), при этом в деятельности ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» выявлены грубые нарушения лицензионных требований.

В нарушение требований п.п. «ж» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», начальник железнодорожной службы ЦОПТ ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» И.А. Гладилин, приемосдатчик груза и багажа ЦОПТ С.Н.А., деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами на железнодорожном транспорте, ответственные за организацию лицензируемого вида деятельности (на основании приказа Номер от Дата) не прошли повышение квалификации по требуемой специальности не реже 1 раза в 3 года.

В нарушение требований п.п. «ж» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», работники лицензиата, деятельность которого связана с осуществлением лицензируемой деятельности (на основании списка работников ЗАО «Энергопром-НовЭЗ», деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте, а именно: пекоплавщики, осуществляющие сливо-наливные операции с опасным грузом (пек каменноугольный электродный жидкий (6 класс) – 7 человек: М.А.С., И.Е.С., Г.К.А., М.Д.В., Ж.Е.М., Н.С.А., С.А.А.) не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (не имеют первоначального профессионального образования).

У ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все необходимые меры для их выполнения.

Действия ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» квалифицированы ч. 3 ст. 14.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии).

Представитель ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» Начинкина К.Ю. представила письменные пояснения по делу, в соответствии с которыми просила с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия тяжких последствий, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, с учетом положения ст. 3.2 КоАП РФ применить к ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» административный штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Кроме того полагает, что на основании ст. 4.1.1. ч. 1 КоАП РФ в данном случае возможно не применять к правонарушителю административный штраф, а ограничиться предупреждением, которое в силу положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФЫ устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Представитель Сибирского управления государственного железнодорожного надзора в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу не представили, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» Начинкина К.Ю., судья приходит к выводу, что в действиях ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ (далее - Закон "О лицензировании") лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Часть 11 ст. 19 того же закона содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с абз. 2 п. 8 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 221 (далее - Положение), к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подп. «а», «б» и «ж» п. 4 Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно подп. «ж» п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

Таким образом, допуск к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работников, не отвечающий требованиям подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензирования, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поскольку опасный груз в силу присущих ему свойств при погрузочно-разгрузочных работах может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Профессия грузчика входит в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 513.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании") под профессиональным обучением понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Организацией, осуществляющей обучение, согласно п. 19 ст. 2 Закона "Об образовании", Приложению к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", может быть юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона "О лицензировании" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Судом установлено, что в результате проведенной Ространснадзором проверки с 10-30 Дата до 17-00 Дата и с 09 -00 Дата до 10-00 Дата по адресу: железнодорожный путь необщего пользования ЗАО «Энергопром-НовЭЗ», примыкающие к станции <Адрес> железной дороги – ф-ла ОАО «РЖД», расположенный по адресу <Адрес>, территория <Адрес>, на предмет соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отношении ЗАО «Энергопром-НовЭЗ», были выявлены нарушения п.п. «ж» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», начальник железнодорожной службы ЦОПТ ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» И.А. Гладилин, приемосдатчик груза и багажа ЦОПТ С.Н.А., деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами на железнодорожном транспорте, ответственные за организацию лицензируемого вида деятельности (на основании приказа НомерА от Дата) не прошли повышение квалификации по требуемой специальности не реже 1 раза в 3 года; работники лицензиата, деятельность которого связана с осуществлением лицензируемой деятельности (на основании списка работников ЗАО «Энергопром-НовЭЗ», деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте, а именно: пекоплавщики, осуществляющие сливо-наливные операции с опасным грузом (пек каменноугольный электродный жидкий (6 класс) – 7 человек: М.А.С.., И.Е.С.., Г.К.А., М.Д.В.., Ж.Е.М., Н.С.А., С.А.А..) не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (не имеют первоначального профессионального образования).

ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» имеет лицензию серии № ПРД Номер дата выдачи Дата на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которая в соответствии со ст.22 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действует бессрочно.

Дата ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» было вынесено предписание № Номер об устранении в срок до Дата выявленных нарушений. На момент рассмотрения дела в суде, нарушения устранены частично, что подтверждается договорами, заключенными ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» с ЧОУ ДПО «Институт транспортных технологий», приглашением на курсы повышения квалификации 4 работников (С.О.П., К.В.И., Г.И.А., С.Н.А.), срок обучения с Дата по Дата, окончание занятий (экзамен) Дата.

Должностным лицом проверяющего органа составлен протокол Номер об административном правонарушении от Дата, из которого следует, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства № 221 от 21.03.2012 г. ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» указанную лицензию имеет при этом в деятельности ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» выявлены грубые нарушения лицензионных требований:

Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает в отношении юридических лиц штраф в размере от 150000 до 200000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пп. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П, суду дано право впредь до внесения вКодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренныечастью 1 статьи 7.3,частью 1 статьи 9.1,частью 1 статьи 14.43,частью 2 статьи 15.19,частями 2и5 статьи 15.23.1истатьей 19.7.3КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требованийКонституцииРоссийской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

С учетом данной позиции, тяжести совершенного правонарушения, отсутствия тяжких последствий по делу, принятие мер к устранению выявленных нарушений, финансовое состояние правонарушителя, имеющего кредиторскую задолженность в размере 2928264 тыс. руб. по состоянию на Дата, суд полагает возможным снизить размер штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за совершенное правонарушение, до 75000 руб., что по мнению судьи будет соразмерно тяжести совершенного правонарушения и мерам ответственности за его совершение.

При назначении наказания в соответствии со ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учитывается личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие ответственность и обстоятельства, отягчающие ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» отношу признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений.

Кроме того полагаю необходимым учесть, что тяжких последствий по делу не наступило.

Судья полагает не подлежащим удовлетворению ходатайство представителя ЗАО «Энергопром-НовЭЗ» о замене наказания в виде штрафа предупреждением на оснвоании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных часть 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Допуск грузчиков, не прошедших соответствующего обучения, к погрузке-разгрузке опасного груза, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.

Руководствуясь ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Энергопром-Новосибирский электродный завод» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и определить наказание в виде штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Разъяснить правонарушителю, что в случае непредставления документа об оплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, правонарушитель подвергается административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КРФ АП, предусматривающего наказание в виде 2-х кратного размера неуплаченного штрафа.

Административный штраф оплачивается в любом отделении Сбербанка РФ по следующим реквизитам: № 40101810900000010001, БИК 045004001, ИНН 5407002730, КПП 540701001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирск; КБК 106 1 16 01000 01 6000 140, ОКТМО 50701000, получатель: УФК по Новосибирской области /Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта/.

Судья (подпись) А.А. Тупикина