ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-421/19 от 24.10.2019 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

№5-421/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 октября 2019 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Судья Центрального районного суда г. Тулы Свинцова С.С., рассмотрев материалы дела №5-421/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Сафронов В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, <данные изъяты>, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия Газюмовым А.Г. в отношении Сафронова В.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), за несоблюдение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выявленного объекта археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.», расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из вышеуказанного протокола, в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.», расположенного по адресу: <адрес>, состоящего на государственной охране на основании приказа министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия - памятников археологии Тульской области», в рамках осуществления государственного надзора на основании задания инспекции <адрес> по государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее.

Собственником земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, Сафроновым В.П. не соблюдались требования ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при организации и проведении строительных и иных работ на земельном участке, не соблюдены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, нарушены требования особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия, что является нарушением ч. 5 ст. 5.1, ч. 2 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ходе осмотра земельного участка установлено, что на выявленном объекте археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.» Сафроновым В.П. проведены земляные работы, ведется строительство фундамента.

На момент проведения мероприятия по контролю в распоряжении инспекции отсутствует раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.» и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы документации или раздела документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.».

Сафронов В.П. организовал и провел земляные, строительные и иные работы на земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.» (<адрес>), в отсутствие в составе проектной документации раздела об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия или раздела о проведении спасательных археологических полевых работ, или проекта обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия, либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия и заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сафронов В.П. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. Указал, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого пострадало строение. Согласно заключению судебной-строительной экспертизы дом признан непригодным для проживания и подлежащим восстановлению. Из-за отсутствия иного жилого помещения, он (Сафронов В.П.) был вынужден приступить к ремонтным работам. Предварительно, ДД.ММ.ГГГГ, обращался в инспекцию Тульской области по охране объектов культурного наследия. На данное обращение, Инспекцией дан ответ в письме от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Сафронову В.П. предлагалось выполнить ряд требований по оформлению проектной документации и ее согласованию, в том числе разработать проект, в состав которого входит раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ, получить заключение государственной историко-культурной экспертизы, которое направить в инспекцию на согласование, обеспечить реализацию согласованной инспекцией документации.

Для выполнения проектной документации Сафронов В.П. обратился в <данные изъяты>, где ему сообщили, что проведение экспертизы и согласование Инспекцией займет не менее 4-6 месяцев. Поскольку пострадавшее в результате пожара строение являлось и является единственным жильем Сафронова В.П., он приступил к работам по его восстановлению, реконструкции фундамента. Считал, что культурный слой при производстве работ им нарушен не был.

Должностное лицо инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, Газюмов А.Г. в судебном заседании пояснил, что ввиду выявленных в действиях Сафронова В.П. нарушений, имелись основания для составления в отношении него протокола об административном правонарушении.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективной стороной правонарушения (частей 1 - 3 статьи 7.13 КоАП РФ) являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно п. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Объекты археологического наследия относятся к видам объектов культурного наследия - памятники.

Лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия обязано соблюдать установленные статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (пункт 5 статьи 5.1).

Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36).

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Частью 2 ст. 40 названного выше Федерального закона установлено, что в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Наличие в действиях Сафронова В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершенного Сафроновым В.П. правонарушения;

- приказом Министерства культуры и туризма Тульской области от 06.03.2014 №45 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области»;

- историко-культурным заключением о границе распространения культурных напластований XVI – конца XVIII в историческом центре г. Тулы;

- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (или систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия) в рамках осуществления государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом осмотра земельного участка, в границах которого расположен объект культурного наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI - XVIII вв.» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки и отраженные в протоколе об административном правонарушении нарушения, допущенные Сафроновым В.П.;

- фотоматериалами, полученными в ходе осмотра земельного участка по адресу: <адрес>;

- письмом инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным Сафронову В.П.

Указанные документы составлены уполномоченными лицами, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений, влекущих их недопустимость, не имеют, в связи с чем, судья признает их допустимыми и достоверными доказательствами по делу.

Довод Сафронова В.П. о том, что при производстве земляных, строительных и иных работ им не был нарушен культурный слой, судья находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к выводу, что вина Сафронова В.П. в совершении административного правонарушения доказана, и квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение обязательных требований к сохранению объекта культурного наследия, не соблюдение мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, нарушение требования особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность Сафронова В.П. в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, судьей не установлено.

Санкция ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает возможность назначения гражданам административного наказания в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

С учетом целей наказания предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ, данных о личности Сафронова В.П., который ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался, при обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, будет отвечать положениям ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Данный вид наказания будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.

При этом исключительных обстоятельств для назначения Сафронову В.П. наказания с учетом положений частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 7.13, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Сафронов В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысячи) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Разъяснить Сафронов В.П., что на основании ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья: