дело №5-433/22
копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Сасово Рязанской области 11 мая 2022 года
Судья Сасовского районного суда Рязанской области Коргутов Д.И.,
при секретаре Лысак Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области»,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ на автодороге <адрес> было установлено, что в нарушение положений п.4.5.1.1, п.4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования», п.8.1.29 ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», юридическим лицом ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», в оперативном управлении которого находится указанная автомобильная дорога, были нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения (СОШ с.Котелино), создав тем самым угрозу безопасности дорожного движения.
Представитель юридического лица - ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представил письменные объяснения по делу об административном правонарушении, в которых просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090).
Согласно требованиям п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.
В силу требований п.4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.
Пунктом 8.1.29 ГОСТа Р 52289-2019 предусмотрено, что ограничивающие пешеходные ограничения применяют от всех нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
В силу ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, исходя из положений ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, доказана и подтверждается совокупностью следующих доказательств:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии № которому ДД.ММ.ГГГГ на автодороге <адрес> было установлено, что в нарушение положений п.4.5.1.1, п.4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, п.8.1.29 ГОСТа Р 52289-2019, юридическим лицом ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно: отсутствуют тротуары и стационарное освещение, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения (СОШ с.Котелино), создав тем самым угрозу безопасности дорожного движения;
рапортом старшего инспектора ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД России «Сасовский» от ДД.ММ.ГГГГ фототаблицей к нему, согласно которому на автодороге <адрес> отсутствуют тротуары и стационарное освещение, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения (СОШ с.Котелино);
распоряжением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о создании ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области»;
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему, сообщением ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым автомобильная дорога <адрес> (61 ОП РЗ 61К-046) находится в государственной собственности Рязанской области и передана в оперативное управление ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области»;
свидетельством о постановке ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» на учет в налоговом органе;
уставом ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», в соответствии с которым учреждение создано в целях реализации государственной политики и координации деятельности по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения и искусственных сооружений на них (п.2 раздела 2 Устава).
Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автодорога <адрес> является дорогой общего пользования регионального значения (идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-046).
Из сообщения ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что автомобильная дорога <адрес> относится к IV технической категории.
Таким образом, судом установлен факт незаконного бездействия со стороны ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, которое выразилось в отсутствии (не оборудовании) тротуаров и стационарного освещения, отсутствии ограничивающих пешеходных ограждений у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения (СОШ с.Котелино).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд квалифицирует действия ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, что угрожает безопасности дорожного движения.
За совершенное административное правонарушение ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» должно понести наказание, поскольку в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ исключают производство по данному делу, судом не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотренного ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, суд признает повторное совершение ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» однородного административного правонарушения.
Обсуждая вопрос о размере и виде наказания юридическому лицу, суд исходит из нижеследующего.
Санкция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Оснований для применения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, суд не усматривает.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность, наличие отягчающих обстоятельств, суд считает необходимым назначить ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, а именно <данные изъяты>
Довод ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о том, что в нарушение ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осмотр дороги проводился без участия представителя казенного учреждения, не влечет прекращения производства по настоящему делу, поскольку в данном случае государственный инспектор ДПС ОГИБДД действовал в соответствии с положениями п.66 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459)
Довод ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о том, что административное расследование фактически не проводилось, соответственно рассмотрение настоящего дела относится к подведомственности мирового судьи судебного участка №20 судебного района Советского районного суда г.Рязани, суд считает необоснованным.
В соответствии с п.п.«а» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч.4 ст.28.7 КоАП РФ).
В силу ч.2 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Из представленных в суд материалов дела следует, что нарушение требований по эксплуатационному содержанию автомобильной дороги было выявлено государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Сасовский» - ДД.ММ.ГГГГ
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, с целью установления лица, допустившего нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Таким образом, на дату вынесения данного определения у должностного лица не имелось сведений о том, что выявленные нарушения допущены именно ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по настоящему делу должностным лицом ОГИБДД МО МВД РФ «Сасовский» было проведено административное расследование, с целью установления лица, допустившего нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, соответственно дело подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, то есть Сасовским районным судом Рязанской области.
Доводы ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» об отсутствии финансирования для выполнения требуемого вида работ по содержанию автодороги не принимаются судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доказательств того, что до выявления в действиях ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ юридическое лицо ранее предпринимало конкретные меры, направленные на устранение выявленных недостатков на автодороге <адрес> материалы дела не содержат и в суд не представлено.
В связи с этим, представленные в деле обращения в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Министерства финансов Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ ответ Министерства финансов Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ., по факту истребования дополнительного финансирования для исполнения решения судов, суд оставляет без внимания, как документы, не имеющие существенного значения для дела.
Доводы ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о применения судом положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, предусматривающих возможность прекращения производство по делу об административном правонарушении, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае административной ответственности подлежит не должностное, а юридическое лицо.
Доводы ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о том, что участок автомобильной дороги, на котором расположен пешеходный переход не проходит вдоль детского учреждения, находящегося в отдаленности от участка дороги, а оборудование автомобильной дороги объектами недостающего искусственного освещения относится к капитальному ремонту, что не охватывается объективной стороной ст.12.34 КоАП РФ, не принимаются судом во внимание, поскольку как следует из представленной в деле фототаблицы, здание средней общеобразовательной школы находится в непосредственной близости от нерегулируемого пешеходного перехода в границах населенного <адрес> что в силу пункта 8.1.29 ГОСТа Р 52289-2019 предусматривает наличие ограничивающих пешеходных ограничений, применяемых от всех нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, среди прочего, заключается в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. При этом, требования об устройстве тротуаров или пешеходных дорожек в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах IV категории с твердым покрытием, прямо предусмотрены п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 и не соотносятся с той или иной классификацией работ по ремонту автодороги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) руб.
Получатель платежа (штрафа): УФК по Рязанской области (МО МВД России «Сасовский»), КПП 623201001, ИНН <***>, ОКТМО 61642000, р/с <***>, банк получателя: отделение Рязань Банка России // УФК по Рязанской области г.Рязань, БИК 016126031, кор./сч. 40102810345370000051, КБК 18811601123010001140, УИН 18810462220180001027.
Разъяснить ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд Рязанской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья «подпись» Д.И.Коргутов.
Копия верна: судья Д.И.Коргутов.