ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-437/2021 от 23.06.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 5-437/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Усть-Вымского районного суда Республики Коми Таскаева М.Н., рассмотрев 23 июня 2021 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми по адресу: ..., дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

установил:

24 мая 2021 года должностным лицом Североморского межрегионального управления Россельхознадзора по Республике Коми Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту реализации ООО «Жешартский ЛПК» подкарантинной продукции (бревна еловые для распиловки и строгания древесины) ООО «...» в количестве ... куб.м по договору поставки лесопродукции № ... для последующей перевозки и вывоза с территории ... «...», ... в ... из карантинной фитосанитарной зоны без карантинного сертификата, имевшего место 26 марта 2021 года, составлен протокол об административном правонарушении № ..., предусмотренном ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25 мая 2021 года административный материал поступил в Сысольский районный суд Республики Коми для рассмотрения по существу.

Определением судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 28 мая 2021 года дело об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности в Усть-Вымский районный суд Республики Коми и приняты судом к своему производству.

ООО «Жешартский ЛПК» поданы возражения относительно привлечения к административной ответственности, в которых выражает несогласие с вмененным ему административным правонарушением, предусмотренным ст. 10.3 КоАП РФ, полагая, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку ООО «ЖЛПК» не осуществляло перевозку подкарантинной продукции, в момент ее перевозки ООО «ЖЛПК» не являлось ни собственником, ни владельцем данной продукции, в то время как обязанность по оформлению карантинного сертификата на подкарантинную продукцию для ее вывозки из карантинной фитосанитарной зоны возложена на лицо, являющегося собственником либо иным владельцем данной продукции и осуществляющее ее перевозку. Кроме того, считает, что административным органом были нарушены сроки оформления акта проведения документарной проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

Североморским межрегиональным управлением Россельхознадзора по Республике Коми Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на возражения ООО «Жешартский ЛПК» подан письменный отзыв.

Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора по Республике Коми Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено надлежащим образом.

ООО «Жешартский ЛПК» при надлежащем извещении своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено надлежащим образом.

В соответствии со ст.25.4 ч.3, ст.29.7 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Федеральный закон № 206-ФЗ) в целях обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

Согласно ст.2 Федерального закона № 206-ФЗ под карантином растений, понимается правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации.

Карантинным объектом является вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов.

Подкарантинная продукция - это растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними.

Карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 206-ФЗ процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 206-ФЗ на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 206-ФЗ в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата (КС - документа, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 года № 293 КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон, установленных в связи с выявлением карантинного объекта, заражение и (или) засорение которым характерно для вывозимой подкарантинной продукции.

Недопустим вывоз лесопродукции без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

В силу пунктов 1, 9, 10 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования; осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Из материалов дела следует, что приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми №№ 118, 119 и 120 от 24.11.2020 установлены карантинные фитосанитарные зоны в границах территории Республики Коми по малому черному еловому усачу «Monochamus sutor Linnaeus», большому черному еловому сосновому усачу «Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)» и черному сосновому усачу «Monochamus galloprovincialis (Olivier)», на которых введен карантинный фитосанитарный режим, вывоз лесоматериалов за пределы Республики Коми разрешен при наличии карантинного сертификата.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 24 мая 2021 года, 26 марта 2021 года около 00 часов 47 минут ООО «Жешартский ЛПК» на территории Республики Коми, ... «...», ..., произвело реализацию подкарантинной продукции (бревен еловых для распиловки и строгания древесины) ООО «...» в объеме ... куб.м, вывезенной 26 марта 2021 года с территории Республики Коми для перевозки в ... на автомашине марки «...», государственный регистрационный знак ..., с прицепом под управлением водителя Г. в сопровождении формы сопроводительного документа на транспортировку древесины № ... от 26 марта 2021 года, транспортной накладной № ... от 25 марта 2021 года, без карантинного сертификата, свидетельствующего об установлении карантинного фитосанитарного состояния данной подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция вывезена из карантинной фитосанитарной зоны, установленной приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 24.11.2020 № 118 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по малому черному еловому усачу Monochamus sutor Linnaeus», № 119 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по большому черному еловому сосновому усачу Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)» и № 120 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по черному сосновому усачу Monochamus galloprovincialis (Olivier)».

Судом установлено, что ООО «Жешартский ЛПК» на основании договора аренды лесного участка от № ... от 14 января 2019 года осуществляет заготовку древесины на территории Республики Коми ... «...» ..., кварталы №№....

В соответствии с договором поставки № ... от 17 декабря 2020 года ООО «ЖЛПК» (поставщик) поставляет лесопродукцию ООО «...» (покупатель), по условиям которого поставщик обязуется поставить (передать в собственность), а покупатель принять и оплатить лесопродукцию. В соответствии с п.2.7. договора поставщик обязан оформить транспортные накладные и сопроводительные документы на транспортировку товара в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 21 июня 2014 года № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины».

Таким образом, именно ООО «Жешартский ЛПК», как поставщик реализуемой им древесины, является лицом, обязанным оформить карантинный сертификата при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, несет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения ООО «Жешартский ЛПК» подтверждается совокупностью письменных доказательств: протоколом № ... об административном правонарушении от 24 мая 2021 года; распоряжением руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми А. от 7 апреля 2021 года № ... о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ООО «Жешартскпий ЛПК»; распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми Е. от 28 апреля 2021 года № ... «О внесении изменений в распоряжения от 07.04.2021 №№ 282, 283, 284, 285, 286, 289, 290, 291, 292 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица»; представлением государственного инспектора Б. от 1 апреля 2021 года об организации внеплановой документарной проверки; рапортом государственного инспектора Б. от 1 апреля 2021 года № ..., из которого следует, что 31 марта 2021 года в Отдел надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки (...) Россельхознадзора из МОМВД России «...» поступило сообщение (исх. № ... от 28 марта 2021 года) о том, что 26 марта 2021 года в 02 часа 35 минут на ... км автодороги «...» остановлена автомашина «...», государственный регистрационный знак ..., с полуприцепом, которая перевозила лесопродукцию хвойных пород (бревна еловые для распиловки и строгания) объемом ... куб.м с территории Республики Коми, ... «...», ..., в ... по адресу: ..., без карантинного сертификата; рапортом начальника смены дежурной части МОМВД России «...» В. от 26 марта 2021 года; письменными объяснениями самого водителя Г. от 26 марта 2021 года, из которых следует, что 25 марта 2021 года на автомашине «...», государственный регистрационный знак ..., с полуприцепом ..., государственный регистрационный знак ... он прибыл на погрузку в ..., ..., где был загружен пиловочник еловый в объеме ... куб.м для дальнейшей перевозки в ... по адресу: ..., куда выехал 26 марта 2021 в 04 часа 47 минут. Контролером Д. ему были выданы сопроводительный документ на транспортировку древесины, транспортная накладная № ... от 17 марта 2021 года, карантинный сертификат на перевозку груза ему не выдавался; копией сопроводительного документа на транспортировку древесины от 26 марта 2021 года; копией путевого листа № ... от 25 марта 2021 года; фотоматериалами; копией водительского удостоверения, выданного 20 апреля 2017 года на имя Г.; копией свидетельства о регистрации транспортного средства ...; копией свидетельства о регистрации транспортного средства ...; копией транспортной накладной от 25 марта 2021 года; копий договора на поставку лесопродукции № ... от 17 декабря 2020 года, приложением №1 к данному договору; копией лесной декларации № ... от 9 марта 2021 года и приложениями к ней; копией договора аренды лесного участка № ... от 14 января 2019 года и приложениями к нему; копией приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 20 декабря 2018 года № ... «О заключении договора аренды лесного участка с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов; актом проверки № ... проверки отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки Управления по Республике Коми Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 11 мая 2021 года; договором на поставку лесопродукции № ... от 17 декабря 2020 года, приложениями к нему.

Оценив исследованные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу их относимыми, допустимыми и достоверными, а их совокупность - достаточной для вывода о наличии в действиях ООО «Жешартский ЛПК» события и состава вменяемого правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что юридическим лицом, реализующим подкарантинную продукцию, принимались все возможные от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в части оформления и получения фитосанитарной документации - карантинного сертификата для перевозки ООО «...» лесопродукции хвойных пород (еловых бревен для распиловки и строгания древесины) за пределы границ территории Республики Коми, где установлены фитосанитарные зоны, в материалах дела не имеется.

Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения юридическим лицом требований по оформлению и получению карантинного сертификата, по факту нарушения которых составлен протокол об административном правонарушении, и за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в данном случае не установлено.

Доводы Общества о том, что оно не является собственником (владельцем) подкарантинной продукции, а соответственно, не является субъектом вмененного правонарушения, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, в частности договором поставки лесопродукции, из п.2.7. которого следует обязанность поставщика - ООО «Жешартский ЛПК» по оформлению транспортных и сопроводительных груз документов.

Ссылка Общества на процедурные нарушения со стороны административного органа, касающиеся превышения сроков проведения проверки в отношении ООО «Жешартский ЛПК», чем нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», несостоятельна, поскольку, как это следует из материалов дела, распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 28 апреля 2021 года внесены изменения в распоряжение от 7 апреля 2021 года «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица», которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» срок окончания проверки был продлен до 14 мая 2021 года.

Таким образом, общий срок проверки с учетом установленных Указом Президента Российской Федерации № 242 нерабочих дней не превысил предельный срок (20 рабочих дней), предусмотренный ч.1 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

На основании изложенного, нахожу вину ООО «Жешартский ЛПК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность в силу статей 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Основания для прекращения производства по делу в соответствии со статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

В соответствии со ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом характера допущенного Обществом правонарушения, учитывая, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, прихожу к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном, предусмотренном санкцией статьи, размере.

Руководствуясь статьями 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам: ....

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья...

... - М.Н.Таскаева