ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-446/2022 от 26.09.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5 - 446/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть оглашена 26 сентября 2022 года

Мотивировочная часть изготовлена 28 сентября 2022 года.

Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.,

с участием лица, привлекаемого к администравной ответственности Гундорина В.Е., личность которого установлена на основании паспорта гражданина <данные изъяты>

рассмотрев 26 сентября 2022 года в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: пос. Ола, ул. Советская, д. 32, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении

должностного лица - директора ООО «Ремстройдом»Гундорина В.Е., <данные изъяты>, сведения о привлечении ранее к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ отсутствуют,

которому права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, разъяснены, о чем отобрана подписка,

у с т а н о в и л:

02 декабря 2021 года в 00 час. 01 мин. по месту нахождения ООО «Ремстройдом» (пос. Ола, ул. Школьная, д. 6), директором ООО «Ремстройдом» Гундориным В.Е. не выполнен п. 2 предписания № 323/20 от 06.10.2021, а именно не проведены восстановительные работы и устранены нарушения отделки подъезда квартир 73, 74, 75, 77, 78, 79 дома 8 по улице Октябрьской в посёлке Ола.

В связи с изложенным в отношении Гундорина В.Е., как должностного лица, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель административного органа не явился.

Участвующий при рассмотрении дела Гундорин В.Е. с протоколом не согласился, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения пояснив суду следующее.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, возникновение административной ответственности напрямую зависят от возможности соблюдать установленные правила.

Ссылаясь на ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п.п. 31, 35, 42 Правил № 491, Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, ст. 421, ст. 422 ГК РФ, Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 и т.д. полагает, что надлежащее содержание поставлено в непосредственную зависимость от обеспеченности в необходимых объемах материальными и финансовыми ресурсами, которые правилами не регулируются и являются предметом договора управления. Задолженность потребителей по финансированию расходов на эксплуатацию здания превысила 1,3 миллиона рублей, что существенно ниже предусмотренных договором размера финансирования и является самостоятельным основанием для приостановления или отказа от выполнения обязательств (ст. 328 ГК РФ).

Также указывает, что предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования (приложение 2 Правил 170) предполагают устранение протечки в отдельных местах кровли - в нашем случае выявлены факты массовых протечек, которые согласно правового акта Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденные приказом Госстроя СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 (таблица 41 строка 4 «Кровли рулонные») предполагает полную замену кровли.

В силу ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. № 1444-ст, текущий ремонт это работы по восстановлению (ремонту) частей многоквартирного дома, потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность, до их нормативного технического состояния.

По смыслу пункта 18 Правил 491 текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Для надлежащего содержания кровли была установлена необходимость полной замены кровли и определен срок такой замены - 31.12.2020, который был нарушен не по вине управляющей организации, что нашло свое отражение во вступившем законную силу решении Магаданского городского суда от 18 августа 2021 года по делу № 2-222/2021 и существенно влияет на оценку возможности устранения протечек кровли, подтверждает невозможность проведения текущего ремонта без полной замены кровли. При таких условиях текущий ремонт должен быть обеспечен финансированием в размере стоимости капитального ремонта, что в сложившейся ситуации обеспечить без привлечения средств фонда капитального ремонта невозможно, на что указывал Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 12 апреля 2016 г. № 10-П

Полагает, что вопросы финансирования при проведении проверки инспекцией не выяснялись и ее действия сводятся к принуждению управляющей организации выполнить ремонтные работы без первоочередного привлечения необходимых и достаточных для такого финансирования денежных средств.

Что касается собственно действий должностного лица (статья 2.4 КоАП РФ), то оно информировало потребителей о необходимости изменения способа выполнения работ по устранению протечки кровли, однако последние не изменили свои указания, что повлекло правомерный отказ от исполнения договора в части ремонта кровли.

Кроме того, они обращались в инспекцию с предложением о проведении оценки достижения предельных характеристик надежности и безопасности жилых зданий в соответствие с пунктами 20-22 Правил 491 в целях привлечения средств фонда капитального ремонта до обращения потребителей, но получила отказ, что поставило общество, как участника жилищных отношений, в неравное положение с собственниками жилья.

Как следует из статьи 2 ЖК РФ организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 6.1) является одним из основных условий обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище наряду с обеспечением защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5). Данные условия согласуются с позицией Конституционного суда РФ.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора является, помимо прочего, соблюдение юридическими лицами обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении жилищного фонда. Такой надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Часть 8 указанной статьи устанавливает, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.

При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами, что 6 октября 2021 года государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Магаданской области ООО «Ремстройдом» выдано предписание № 323/20 со сроком исполнения - 01.12.2021, согласно которому ООО «Ремстройдом» предписано провести восстановительные работы и устранить нарушения отделки подъезда с квартирами № 73, № 74, № 75, № 77, № 78 и № 79 многоквартирного дома № 8 по ул. Октябрьской в п. Ола Магаданской области (том 1 л.д. 51)

С целью проверки исполнения названного предписания на основании распоряжения от 28 декабря 2021 года № 1142/20 руководителя Государственной жилищной инспекции Магаданской области в отношении Общества в период с 14 января по 7 февраля 2022 года проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено неисполнение подпункта 2 предписания от 6 октября 2021 года № 323/20 (том 1 л.д. 21-22, 23).

Директором ООО «Ремстройдом» является Гундорин В.Е., что подтверждается решением № 2 Единственного Участника ООО «Ремстройдом» от 10.04.2020 и приказ № 8-к от 10.04.2020 «О вступлении в должность» (том 1 л.д. 147-148).

Факт неисполнения предписания не оспаривался лицом, привлекаемым к администравной ответственности, при этом им указывалось на необходимость проведения капитального ремонта крыши, после чего будет целесообразно восстанавливать элементы отделки.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту Правила № 491) предусмотрено, что -

- общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 10);

- содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11);

- если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов (п. 20);

- факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 22).

Согласно п.п. 7 и 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее по тексту Минимальный перечень услуг и работ), установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе - проверка кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ. Выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов работы - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.

Таким образом, обязанность по незамедлительному устранению протечек кровли и устранению нарушений защитных свойств внутренней отделки подъездов многоквартирного дома 8 по ул. Октябрьской в п. Ола приведенными выше нормами возложена на управляющую компанию - ООО «Ремстройдом», поскольку указанные работы направлены на поддержание в надлежащем техническом состоянии строительных конструкций дома, обеспечения его безопасности, и поэтому должны осуществляться в сроки и в порядке, предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ.

В ходе рассмотрения дела нарушение порядка проведения проверок не установлено, о проведении проверок вынесены соответствующие распоряжения надлежащим должностным лицом, по их результатам составлены акты, а предписание направлены Обществу для выполнения. Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлен факт незаконности предписания № 323/20 от 06.10.2021.

Заявлений о продлении срока исполнения предписания от 06.10.2021 № 323/20 ООО «Ремстройдом» в лице своего директора Гундорина В.Е. не подавалось, предписание не оспаривалось.

Санкцией части 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено бездействие должностного лица - директора ООО «Ремстройдом» в исполнении предписания № 323/20 от 06.10.2021 в части п. 2 и данное бездействие подлежит квалификации по части 22 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения правонарушения и вина должностного лица - директора ООО «Ремстройдом» Гундорина В.Е. объективно подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом № 65 об административном нарушении от 29.04.2022 (том 1 л.д. 3-5);

- акт проверки № 66/20 от 07.02.2022 (том 1 л.д. 21-22);

- предписание № 27/20 от 07.02.2022 (л.д. 23);

- акт осмотра от 20 января 2022 года, в котором сотрудником Инспекции зафиксировано, что в присутствии представителя ООО «Ремстройдом» осмотрено помещение четвертого этажа подъезда дома 8 по ул. Октябрьской (с квартирами 73, 74, 75, 77, 78, 79), и выявлены следы протечек с кровли в виде пятен и разводов в районе люка выхода на кровлю; отслоения отделочных слоёв и нарушения отделки (стен и потолков) не устранены. Осмотр кровли не производился (том 1 л.д. 25-27);

- решение Магаданского городского суда Магаданской области от 18.08.2021 (том 1 л.д. 37-40);

- распоряжение № 1142/20 от 28.12.2021 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ремстройдом», целями которой являлась проверки исполнения предписания № 323/20 от 06.10.2021 том 1 л.д. 41-42);

- акт проверки № 771/20 от 06.10.2021, которым в доме 8 по ул. улице Октябрьской в пос. Ола выявлены нарушения лицензионных требований, установленных п.п. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании (том 1 л.д. 46-50);

- предписание № 323/20 должностного лица, уполномоченного осуществлять лицензионный контроль от 06.10.2021 (том 1 л.д. 51);

- решение № 2 Единственного Участника ООО «Ремстройдом» от 10.04.2020 (том 1 л.д. 147);

- приказ № 8-к от 10.04.2020 «О вступлении в должность» (том 1 л.д. 148);

- распоряжение № 812/20 от 06.09.2021 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ремстройдом». Целями данной проверки являлось оценка соблюдения лицензионных требований по исполнению обязанностей по договору управления МКД № 8 по ул. Октябрьской в пос. Ола (том 1 л.д. 156-157);

- договор от 19.04.2014, из которого следует, что ООО «Ремстройдом» приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД № 8 по ул. Октябрьской в пос. Ола (том 1 л.д. 165-168);

- лицензия № 33, выданная 27 апреля 2015 года ООО «Ремстройдом» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (том 1 л.д. 169-170);

- выписка из реестра лицензий Магаданской области, в соответствии с которой ООО «Ремстройдом» с 27.04.2015 осуществляет деятельность по управлению МКД № 8 по ул. Октябрьской в пос. Ола (том 1 л.д. 171).

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к убеждению, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Существенных нарушений порядка составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, влекущих его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность должностного лица - директора ООО «Ремстройдом» Гундорина В.Е., судом не установлено.

При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным применить в отношении директора ООО «Ремстройдом» Гундорина В.Е. административное наказание в пределах санкции части 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушений в виде административного штрафа.

Принимая указанное решение, судья исходит из того, что оснований для освобождения директора ООО «Ремстройдом» Гундорина В.Е. от административного наказания не имеется. В суд не представлены исчерпывающие доказательства о невозможности исполнения предписаний, а также принятия всех мер направленных на исполнение предписаний.

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.10, 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

назначить должностному лицу - директору общества с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» Гундорину В.Е. за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф необходимо зачислись по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Государственная жилищная инспекция Магаданской области), ИНН/КПП 4909089797/490901001Ю ОГРН 1064910031097, в отделение Магадан // УФК по Магаданской области г. Магадан, БИК 014442501 (л/с 04472200780), р/с 03100643000000014700, к/с 40102810945370000040, КБК 62511601193010005140.

Разъяснить Гундорину В.Е., что согласно ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк, а платежное поручение предоставляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо подвергается штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Установить дату изготовления мотивированного постановления 28 сентября 2022 года.

Судья О.А. Стахорская