ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-447/20 от 20.11.2020 Ольского районного суда (Магаданская область)

5-447/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п. Ола Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2020 года

Мотивированное постановление изготовлено 23 ноября 2020 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Жаворонков И.В.,

с участием:

представителя административного органа – ФИО1, действующего на основании доверенности от 9 января 2020 года № 57,

представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, которым разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ,

ФИО2, действующего на основании доверенности от 3 ноября 2020 года № 01-08/10120,

ФИО3, действующего на основании доверенности от 27 января 2020 года № 01-08/6083,

рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении

юридического лица – администрации муниципального образования «Ольский городской округ», расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, посёлок Ола, площадь Ленина, 4; ОГРН – <***>, ИНН – <***>, КПП – 490101001, привлекавшегося в 2019 году к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ

у с т а н о в и л :

26 марта 2020 года по результатам проведённой проверки главным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Ольскому району Министерства РФ по делам ГО и ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий УНД и ПР по Магаданской области (далее по тексту – Отделение, ОНД) в адрес администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее по тексту – администрация) выдано предписание № 31/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Из содержания п.п. 3, 6 данного предписания следует, что Отделением выявлены нарушения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, выразившиеся в следующем: пожарные гидранты в <...>) 51/9 (ул. Ленина, 33 «А»), 53/9 (пер. Морской, 12) не обеспечивают возможность подачи воды с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров; № 1/9 (ул. Лесная, 24) не обеспечивает возможность подачи воды. Срок устранения указанных нарушений установлен не позднее 1 сентября 2020 года.

Между тем, в ходе проверки, проведённой ОНД в период с 30 сентября по 9 октября 2020 года, установлено, требования, содержащиеся в названном предписании, администрацией не выполнены.

По данному факту инспектором Отделения ФИО4 16 октября 2020 года в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, поступивший с материалами дела 20 октября 2020 года в Ольский районный суд Магаданской области для рассмотрения по существу.

При составлении протокола об административном правонарушении представитель администрации ФИО2 в своих объяснениях указал, что с фактом нарушения согласен частично. Отметил, что для исполнения предписания необходима замена трубопровода, которая осуществляется МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» в соответствии с установленными этим предприятием планами. Кроме того, подача воды с б?льшим давлением повлечёт засорение трубопровода холодного водоснабжения.

В судебном заседании представители администрации, не оспаривая обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, пояснили, что администрация не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не осуществляет правомочия собственника в отношении комплекса объектов водоснабжения. Так, сети холодного водоснабжения на территории посёлка Ола, а также все составные части этих сетей, в том числе – пожарные гидранты, переданы МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» на праве хозяйственного ведения. Правомочия собственника в отношении указанного имущества в свою очередь осуществляет не администрация, а Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (далее по тексту – КУМИ). В то же время, администрация неоднократно обращалась и продолжает обращаться с письмами в адрес «Ола-Электротеплосеть», требуя провести работы, направленные на устранение выявленных нарушений в области пожарной безопасности. С учётом изложенного, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представителями администрации ФИО2 и ФИО5 также представлены возражения на протокол об административном правонарушении от 16 октября 2020 года, содержащие аналогичные доводы.

Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагал, что Отделением представлены достаточные доказательства совершения административного правонарушения администрацией.

Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В силу п.п. 1, 2, 3.2.3, 8 административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644, должностные лица органов государственного пожарного надзора (в том числе – главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору) при осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности имеют право, помимо прочего, выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок соответствующего законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Несмотря на непризнание администрацией своей вины, факт совершения ею правонарушения и вина в его совершении подтверждается следующими доказательствами.

На основании распоряжения начальника Отделения от 2 марта 2020 года № 31 в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам указанной проверки 26 марта 2020 года выдано предписание № 31/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в п.п. 3, 6 которого администрации предписано в срок не позднее 1 сентября 2020 года устранить выявленные нарушения ст.ст. 68, 126, 127 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ – пожарные гидранты в <...>) 51/9 (ул. Ленина, 33 «А»), 53/9 (пер. Морской, 12) не обеспечивают возможность подачи воды с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров; № 1/9 (ул. Лесная, 24) не обеспечивает возможность подачи воды. Данное предписание в тот же день получено главой муниципального образования ФИО6

В судебном заседании представители администрации, а также представитель административного органа пояснили, что названное предписание в установленном законом порядке не обжаловалось и не отменено, срок исполнения предписания не продлевался.

Представитель административного органа дополнительно указал, что возражения, либо вопросы относительно исполнения предписания в названной части от представителей администрации не поступили, поскольку ранее администрация уже допускала аналогичные нарушения, ссылаясь на недостаточный уровень финансирования для их устранения. Так, административным органом представлены предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 92/1/57, 21/1/16, 34/1/28, выданные ОНД администрации в 2017, 2018 годах, в которых, помимо прочего, содержатся требования об устранении нарушений аналогичных тем, что изложены в п. 3 предписания № 31/1/1.

Впоследствии, на основании распоряжения и.о. начальника Отделения от 15 сентября 2020 года № 37 в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в связи с истечением сроков устранения нарушений, установленных ранее выданным предписанием. В ходе данной проверки установлено невыполнение администрацией п.п. 3, 6 предписания № 31/1/1, что подтверждается актом проверки № 37 от 9 октября 2020 года, а также следует из предписания № 37/1/1 от 9 октября 2020 года, в котором отражены те же нарушения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, администрация является самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с п.п. 1, 2 постановления главы муниципального образования «Ольский городской округ» от 13 июня 2017 года № 591, которым утверждён перечень пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования «Ольский городской округ», обязанность проводить инвентаризацию, проверку на наличие и исправность пожарных гидрантов возложена на отдел ГО и ЧС администрации совместно с Отрядом государственной противопожарной службы по Ольскому району 2 раза в год.

В судебном заседании также исследовались доводы представителей администрации о непричастности к совершению правонарушения и установлено следующее.

Согласно распоряжению КУМИ от 26 ноября 2019 года № 413, а также выписке из реестра муниципального имущества, объект «сети холодного водоснабжения» (кадастровый № 49:01:000000127) закреплён на праве хозяйственного ведения за МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть».

Из представленных сопроводительных писем главы муниципального образования «Ольский городской округ» от 12 октября 2018 года, 27 июня 2019 года, 16 сентября 2019 года следует, что до сведения «Ола-Электротеплосеть» доводились сведения о выявленных Отделением нарушениях в работе пожарных гидрантов на территории посёлка Ола и рекомендовалось принять меры к устранению указанных нарушений.

По ходатайству представителей администрации в судебном заседании в качестве свидетелей допрошены главный инженер «Ола-Электротеплосеть» ФИО7, а также руководитель «Ола-Электротеплосеть» ФИО8, пояснившие, что в настоящее время гидранты, как составная часть сетей холодного водоснабжения, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Ола-Электротеплосеть». Для устранения нарушений в работе гидрантов необходима прокладка трубы с большим диаметром, либо прокладка кольцевого трубопровода в районе с низким напором воды, что позволит создать рабочее давление, соответствующее нормативам. Свидетель ФИО7 дополнительно пояснил, что Отделение дважды в год проверяет пожарные гидранты, отмеченные в предписании, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. О необходимости устранения нарушений в работе гидрантов между администрацией и «Ола-Электротеплосеть» неоднократно велась переписка, однако были ли какие-то результаты от этой переписки ему не известно. И свидетель ФИО7, и свидетель Маршалко пояснили, что о факте нарушений в работе пожарных гидрантов МУП «Ола-Электротеплосеть» известно давно, примерно с 2018 года. При этом каждый из свидетелей указал на наличие технической возможности устранить эти нарушения, отметив, что для этого необходимо выделение денежных средств.

В то же время, как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 18 апреля 2014 года, а также выписки из единого государственного реестра недвижимости собственником объекта с кадастровым № 49:01:000000:127 – водопровод холодной воды и водопроводные сети, с 21 июня 2016 года является муниципальное образование «Ольский городской округ».

В силу п.п. 3, 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относится к вопросу местного значения городского округа. К вопросам местного значения городского округа относится также обеспечение первичных мер пожарной безопасности и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно ст.ст. 1, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Статьями 10, 38 названного закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

Из содержания ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Закона, в силу которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения, что следует из п. 1 ч. 2 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ. В соответствии со ст.ст. 126, 127 данного закона пожарное оборудование (в том числе – пожарные гидранты) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения

Часть 4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ устанавливает, что в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 м3, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Из содержания п. 5 ст. 25, п.п. 1, 3 ст. 53, пп. 1 п. 1 ст. 57 Устава муниципального образования «Ольский городской округ», принятого решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 3 декабря 2015 года № 50-РН, следует, что администрация муниципального образования возглавляет систему органов местного самоуправления муниципального образования, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Администрация обладает правами юридического лица, действует в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.

Принимая во внимание приведённые положения законов, а также Устава муниципального образования «Ольский городской округ», прихожу к убеждению, что администрация как собственник водопроводных сетей посёлка Ола и, следовательно, пожарных гидрантов, являющихся источникам наружного противопожарного водоснабжения, не только могла, но и обязана была обеспечить надлежащее состояние этих источников противопожарного водоснабжения и их содержание в исправном состоянии в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В свою очередь, какие-либо сведения, подтверждающие принятие администрацией достаточных и необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в материалах дела не содержатся, сторонами не представлены и при рассмотрении дела не установлены. Вопреки доводам представителей администрации, направление писем в адрес МУП «Ола-Электротеплосеть» с рекомендациями устранить выявленные нарушения, не может свидетельствовать о принятии таких мер.

Данные обстоятельства в совокупности подтверждают законность и обоснованность выданных ОНД в адрес администрации предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе – предписания от 26 марта 2020 года № 31/1/1, в связи с неисполнением п.п. 3 и 6 которого должностным лицом по настоящему делу составлен протокол об административном правонарушении.

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к убеждению, что представленные по делу доказательства, законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Существенные нарушения порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущие его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлены.

Протокол об административном правонарушении и другие процессуальные документы составлены в каждом случае в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также положениями названного административного регламента МЧС России, утверждённого приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644, уполномоченным должностным лицом. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, разъяснены его представителю, полномочия которого оформлены надлежащим образом. Какие-либо замечания относительно сведений, изложенных в представленных документах, при их составлении от участвующих лиц не поступили. Оснований сомневаться в достоверности данных сведений не имеется.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что по состоянию на 9 октября 2002 года администрация не исполнила п.п. 3, 6 предписания инспектора ОНД № 31/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок устранения которых установлен не позднее 1 сентября 2020 года.

С учётом изложенного, суд квалифицирует действия администрации муниципального образования «Ольский городской округ» по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Обстоятельствами, смягчающие административную ответственность администрации, не установлены.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность администрации, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ суд признаёт повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку постановлением судьи Ольского районного суда Магаданской области от 29 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 24 декабря 2019 года, администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Обстоятельства, исключающие в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по данному делу, отсутствуют.

При назначении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего ответственность обстоятельств.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие оснований для освобождения юридического лица от административного наказания, прихожу к выводу о необходимости назначения администрации наказания в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать юридическое лицо – администрацию муниципального образования «Ольский городской округ», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Главное управление МЧС России по Магаданской области), л/с <***>, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области, ИНН <***>, КПП 490901001, БИК 044442001, ОКТМО 44702000, КБК 17711601191010005140, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, о государственной власти РФ, о государственной службе РФ, о выборах и референдумах РФ, об Уполномоченном по правам человека в РФ.

Разъяснить юридическому лицу – администрации муниципального образования «Ольский городской округ», что согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк, квитанция представляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путём подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Установить день составления мотивированного постановления по делу 23 ноября 2020 года.

Судья подпись И.В. Жаворонков