Дело №
41RS0№-29
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«07» сентября 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., уроженца Нарынской области, Республики Кыргызстан, гражданина Республики Кыргызстан, имеющего паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, не нуждающегося в переводчике, работающего таксистом (самозанятый), на миграционном учете по месту временного пребывания не состоящего, фактически проживающего в Камчатском крае, г. Петропавловске-Камчатском, <адрес>ёная роща, <адрес>, в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
05 сентября 2023 года в 09 часов 05 минут при проверке документов в помещении отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Камчатскому краю, расположенному по адресу: г. Петропавловск-Камчатский <адрес> в каб. №, установлен гражданин Республики Кыргызстан ФИО2, который прибыл на территорию Российской Федерации 15.05.2023. В в нарушение требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) ФИО2 не выехал из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, проживает на территории Камчатского края без постановки на учет по месту пребывания по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>ёная роща, <адрес> уклоняется от выезда из Российской Федерации с 13.08.2023 по настоящее время.
При рассмотрении дела ФИО2 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признал. Дополнительно суду пояснил, что в мае 2023г. прибыл на Камчатку с целью устроится на работу. Встал на миграционный учет. Познакомился с ФИО4, которая приходится ему дальней родственницей. Он (ФИО2) взял автомобиль в аренду, для того, чтобы заниматься частным извозом. Снял квартиру по <адрес> роща, стал проживать с ФИО4 Уже как три месяца проживают одной семьей. Вместе с тем, сообщил ей, что в Кыргыстане у него жена, с которой он не проживает уже года два и несовершеннолетние дети. ФИО4 является гражданкой РФ, является индивидуальным предпринимателем (парикмахер). Когда зарегистрировался в качестве самозанятого лица, не знал, что должен заключать трудовой или иной договор, для того, чтобы легализовать свое положение.
ФИО4 в браке не состоит, детей не имеет. После оглашения данных ФИО4 сообщил суду, что у нее есть сын, примерно 16 лет, который учится в Египте. Просил суд строго не наказывать.
Исследовав материалы административного дела, выслушав ФИО2, нахожу факт совершения административного правонарушения последним и его вину в совершении административного правонарушения, описанного в установочной части постановления, полностью доказанными совокупностью следующих доказательств.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
07.09.2023 в отношении ФИО2 составлен протокол № (КК 439305) об административном правонарушении, согласно которому ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации с целью въезда «работа» 15 мая 2023 года. 18 мая 2023 года поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на срок до 12 августа 2023 года, так как в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Согласно учетам Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю гражданин Кыргызской Республики ФИО2 трудовой или гражданско-правового договор, в период законного пребывания, не заключал. В настоящее время в нарушение требований ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ гражданин Кыргызской Республики ФИО2 пребывает по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> роща, <адрес>, и уклоняется от выезда с 13 августа 2023 года (л.д. 22-24).
ФИО2 с протоколом ознакомлен, копию получил. В своих объяснениях, данных при составлении протока об АП, ФИО2 пояснил, что он прибыл в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности 15 мая 2023 года. В Россию приехал первый раз. Его поставили на миграционный учет на срок до 12 августа 2023 года. Трудовых, гражданско-правовых договоров он ни с кем не заключал. 12 августа 2023 года встал на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю как физическое лицо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Его гражданская супруга - ФИО6 Жайлогул является гражданкой Российской Федерации и проживает в г. Петропавловске-Камчатском. Брак у них неофициальный, стали проживать совместно около трех месяцев назад, ведут совместное хозяйство. При даче объяснений 05 сентября 2023 года он указал, что фамилия у неё ФИО1, так как забыл, что фамилия у нее ФИО6. В Кыргызстане у него жена, с которой брак еще не расторгнут, она является гражданкой Кыргызстана, четверо детей, один из которых несовершеннолетний, также являются гражданами Кыргызской Республики, проживают в Кыргызстане. Он знал, что для пребывания в России свыше 90 суток, ему необходимо заключить трудовой, либо гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), однако он этого не сделал, так как является самозанятым, осуществляет перевозки пассажиров в режиме такси.
В материалах дела представлены объяснения гражданки Российской Федерации ФИО6 от 07.09.2023, согласно которым с гражданином Кыргызской Республики ФИО2 они знакомы очень давно, являются дальними родственниками. В мае 2023 года он прибыл на Камчатку и через полтора месяца они начали проживать совместно, официальный брак не заключали, у них совместный бюджет, они ведут совместное хозяйство. Проживают в квартире, которую она снимает. О том, есть ли у ФИО2 официальный брак в Кыргызстане она не знает. Знает, что с официальной женой уже около двух лет он не проживает (л.д. 14, 25).
Изложенные в протоколе и объяснениях ФИО2 обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в справке о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в 2023 г., в автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в справке УВД УМВД России по Камчатскому краю от 05.09.2023 (л.д. 8, 9, 10).
При проверке протокола об административном правонарушении и материалов административного дела установлено, что они составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Все имеющиеся по делу доказательства с точки зрения относимости и достаточности соответствуют правовым нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывают. Признаю приведенные выше доказательства допустимости по рассматриваемому делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин, продолжая сохранять правовую связь и с собственным государством, имея определенные права и обязанности как его гражданин, подчиняется на территории РФ законам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Вышеизложенные доказательства свидетельствуют о нарушении ФИО2 требований п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому с 13.08.2023 он не вправе находиться в Российской Федерации, и обязан был выехать с территории России.
Тот факт, что ФИО2 встал на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю как физическое лицо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и осуществляет трудовую деятельность как самозанятое лицо, не исключает наличие состава вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» граждане Евразийского экономического союза могут зарегистрироваться в России в качестве самозанятых.
Вместе с тем, Договор о Евразийском экономическом союзе содержит исчерпывающий перечень оснований для легализации временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена ЕАЭС, таковое возможно при наличии трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Самозанятость в этом перечне не содержится, и, следовательно, не может учитываться в качестве законного основания для пребывания (проживания) трудящегося государства-члена на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении настоящего дела, считаю вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказаной, его действия правильно квалифицированны, как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО2, согласно статье 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2, согласно ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранных граждан или лиц без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона № 115-ФЗ.
Решая вопрос о виде и размере наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности наказания, считаю возможным назначить ФИО2 административное наказание в виде административного штрафа, в размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Применение административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации считаю необходимым, поскольку гражданин Республики Кыргызстан ФИО2 самостоятельно не покинул территорию России по истечению установленного срока.
Законность проживания иностранного гражданина позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Пренебрежительное отношение к действующим на территории Российской Федерации законам и нежелании их соблюдать, не исключает дальнейшее нарушение ФИО2 как миграционного законодательства РФ, так и иных законов РФ.
Принимая решение о применении к ФИО2 административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, не смотря на наличие отношений, характерных для брачных, с гражданкой Российской Федерации, суд исходил из непродолжительности срока таких отношений, наличия у ФИО2 официального брака с гражданкой Республики Кыргызстан и их совместных несовершеннолетних детей, что ставит под сомнение истинность наличия брачно-семейных отношений между ФИО2 и ФИО4 Кроме того, находясь на территории РФ, ФИО2 мер к легализации не принял, трудовой договор или иной гражданско-правовой договор не заключил, а сам по себе факт нахождения в отношениях характерных для брачных с гражданкой Российской Федерации не предоставляет иностранному гражданину безусловного права на пребывание на территории Российской Федерации.
Кроме того, давая правовую оценку показаниям ФИО2 и ФИО5 суд находит таковые неискренними, данными с целью уйти от ответственности, поскольку явно следует, что граждане Кыргыстана путаются в своих объяснениях, и показаниях данные в суде. (кто снимает квартиру, сколько проживают совместно, имеется ли ребенок, известно об официальном браке и т.д.)
Таким образом, необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в рассматриваемом случае является необходимой мерой для его применения, поскольку ФИО2 умышленно нарушает требования миграционного законодательства РФ.
Поскольку с учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств имеются достаточные основания полагать, что ФИО2 попытается уклониться от исполнения административного наказания в виде административного выдворения, считаю необходимым в соответствии с ч. 5 ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях исполнения назначенного административного наказания, поместить его в «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Камчатскому краю» до его выдворения с территории РФ.
Учитывая, что применение вышеуказанной меры ограничивает свободу ФИО2, считаю необходимым ограничить срок его содержания в «Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Камчатскому краю» 90 сутками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать гражданина Республики Кыргызстан ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 27.6, ч. 5 ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях ФИО2 содержать в «Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Камчатскому краю» до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, но сроком не свыше 90 суток.
Срок содержания ФИО2 исчислять с 15:00 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская
Реквизиты на перечисление суммы административного штрафа:
Наименование получателя: УФК по Камчатскому краю (УМВД России по Камчатскому краю) л/с <***>
ИНН получателя: 4101123158
КПП получателя: 410101001
Реквизиты счета получателя: 40№
Наименование банка: Отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
БИК ТОФК: 013002402 Код ОКТМО: 30701000
Кор.счет 03№
Код классификации: 188 1 16 01181 01 9000 140
УИН: 18№