ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-461/2021 от 28.10.2021 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-461/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.

Мотивированное постановление составлено 29 октября 2021 года.

Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В., рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.30 КоАП РФ в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» юридический адрес: пос. Ола Ольского района Магаданской области, ул. Каширина, д. 4, ИНН <***>, ОГРН <***>,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора ФИО1, которому разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ, о чем отобрана соответствующая подписка,

у с т а н о в и л:

В период с 26.05.2021 по 03.09.2021 муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» (далее – МУП «ОЭТС») допустило нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности котельной № 3 пос. Армань, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей МУП «ОЭТС» на праве хозяйственного ведения и являющейся объектом топливно-энергетического комплекса (далее по тексту ТЭК) низкой категории опасности, выразившееся в невыполнении требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 (далее – Правила), а именно:

- пп.«а» п.1 Приложения № 1 к Правилам, п.п.68-70 Правил в части отсутствия основного ограждения территории котельной;

- пп.«б» п.1 Приложения № 1 к Правилам, п.п.81-85 Правил в части отсутствия дополнительного ограждения территории котельной;

- пп.«б» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования запретной зоны по периметру территории котельной;

- пп.«в» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части отсутствия на территории котельной постовых будок;

- пп.«д» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части отсутствия предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков на территории котельной;

- пп.«а» п.3 Приложения № 1 к Правилам, п.п.109-127, 221-226 Правил в части отсутствия контрольно-пропускного пункта для прохода людей на территорию котельной;

- пп.«б» п.3 Приложения № 1 к Правилам, п.п.129-145, 221-226 Правил в части отсутствия контрольно-пропускного пункта для проезда автотранспорта на территорию котельной;

- пп.«а» п.4 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования системы охранной сигнализации с одним рубежом охраны по периметру территории котельной;

- пп.«б» п.7 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования котельной стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели (автономная);

- пп.«г» п.7 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования котельной стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел;

- пп.«б» п.9 Приложения № 1 к Правилам, п.п.259-264 Правил в части отсутствия системы звукового оповещения на территории котельной;

- п.13 Приложения № 1 к Правилам, п.п.247-258 Правил в части отсутствия охранного освещения по периметру территории котельной.

По данному факту в отношении МУП «ОЭТС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.30 КоАП РФ.

При рассмотрении дела представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, не отрицая факт допущенных нарушений, пояснил, что котельная в пос. Армань передана на обслуживание МУП «ОЭТС» в марте 2018 года, при этом какие-либо технические средства в области антитеррористической защиты отсутствовали. Котельная передана в изношенном состоянии, все три котла нуждались в замене, часть кровли отсутствовала и все денежные средства предприятия были направлены на восстановление оборудования. В целях исполнения требований законодательства по антитеррористической защищенности на объекте установлена система видеонаблюдения за территорией котельной, восстановлено освещение территории, подано обращение в КУМИ по увеличению территории котельной. Местоположение котельной не позволяет сделать должные пропускные пункты для людей и машин, запретную зону по периметр территории, так как территория котельной очень маленькая, с одной стороны примыкает к дороге, с обратной стороны находится высоковольтная линия, с третьей – территория водозабора. Для выполнения требований антитеррористической защищенности требуется перенести котельную на другое место. Территория котельной, как и ограждение, освещены, прожекторы установлены на кровле, расстояние от здания котельной до периметра ограждения от 8 до 12 м. Требование по тревожной кнопке невыполнимо, так как в поселении отсутствует пункт вневедомственной охраны. Кроме того, просил учесть крайне затруднительное финансовое положение предприятия, которое вызвано неплатежеспособностью потребителей тепловой энергии. Задолженность перед МУП «ОЭТС» предприятий, финансируемых из бюджета Ольского городского округа составляет 90,1 млн. руб., населения – 246,3 млн. руб., и, как следствие, задолженность перед поставщиками топлива – 329,9 млн. руб. Счет предприятия закрыт очередным исполнительным листом поставщика топлива. На сегодняшний день первоочередная задача предприятия – это удержание обслуживающего персонала, выплата заработной платы и поддержание оборудования в работоспособном состоянии, в связи с чем осуществлять другие траты не представляется возможным. МУП «ОЭТС» обращалось к главе Ольского городского округа с просьбой обеспечить финансирование мероприятий по выполнению требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК, однако денежные средства на указанные цели не выделяются.

Выслушав представителя МУП «ОЭТС», исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, судья приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 ст.20.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ).

В соответствии с п.2 ст.2 Закона №256-ФЗ под безопасностью объектов ТЭК понимается состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы) (п.9 ст.2 Закона № 256-ФЗ).

Статьей 5 Закона № 256-ФЗ определено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности.

Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительною органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов ТЭК, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК (Министерством энергетики РФ). Порядок формирования и ведения реестра объектов ТЭК определяется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1107.

В силу ст.6 Закона № 256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, которыми, согласно п.13 ст.2 того же Закона являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Из содержания ст.16 Закона № 256-ФЗ следует, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.

Частью 1 ст.7 Закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации положений названного Федерального закона, постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов ТЭК.

В силу ст.13 Закона № 256-ФЗ нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП «ОЭТС» создано 15.06.2021, основано на праве хозяйственного ведения, является коммерческой организацией, основной вид деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д. 8-28, 29, 30, 31-44).

Предприятие несет бремя содержания имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения (п.3.2 Устава).

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 26.05.2021 № 107 за МУП «ОЭТС» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, расположенное на территории пос. Армань и пос. Радужный Ольского района, в том числе котельная пос. Армань, включенная 24.12.2014 в реестр объектов топливно-энергетического комплекса под реестровым номером АТ-Т-49-0002166 (л.д. 7, 45-46, 47-53).

В период с 01.09.2021 по 03.09.2021 должностным лицом Управления Росгвардии по Магаданской области проведена плановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса, относящегося к низкой категории опасности – котельной № 3 пос. Армань, расположенной в <...> (л.д. 6, 64).

03.09.2021 по результатам проведения проверки вышеуказанного объекта ТЭК установлено, что МУП «ОЭТС», в нарушение требований ч.1 ст.7 Закона № 256-ФЗ не обеспечило соблюдение требований безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК – котельной, расположенной в <...>, выразившееся в нарушении требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, а именно:

- пп.«а» п.1 Приложения № 1 к Правилам, п.п.68-70 Правил в части отсутствия основного ограждения территории котельной;

- пп.«б» п.1 Приложения № 1 к Правилам, п.п.81-85 Правил в части отсутствия дополнительного ограждения территории котельной;

- пп.«б» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования запретной зоны по периметру территории котельной;

- пп.«в» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части отсутствия на территории котельной постовых будок;

- пп.«д» п.2 Приложения № 1 к Правилам в части отсутствия предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков на территории котельной;

- пп.«а» п.3 Приложения № 1 к Правилам, п.п.109-127, 221-226 Правил в части отсутствия контрольно-пропускного пункта для прохода людей на территорию котельной;

- пп.«б» п.3 Приложения № 1 к Правилам, п.п.129-145, 221-226 Правил в части отсутствия контрольно-пропускного пункта для проезда автотранспорта на территорию котельной;

- пп.«а» п.4 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования системы охранной сигнализации с одним рубежом охраны по периметру территории котельной;

- пп.«б» п.7 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования котельной стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели (автономная);

- пп.«г» п.7 Приложения № 1 к Правилам в части не оборудования котельной стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел;

- пп.«б» п.9 Приложения № 1 к Правилам, п.п.259-264 Правил в части отсутствия системы звукового оповещения на территории котельной;

- п.13 Приложения № 1 к Правилам, п.п.247-258 Правил в части отсутствия охранного освещения по периметру территории котельной.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.09.2021 (л.д. 65) и предписании № 10 от 03.09.2021 об устранении выявленных нарушений (л.д. 68-71).

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья приходит к убеждению, что они законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, с соблюдением требований ст.ст.4.5, 28.1, 28.2, 28.3 КоАП РФ. Основания не доверять представленным доказательствам у судьи не имеется.

В ходе рассмотрения дела совокупностью исследованных доказательств установлено, что МУП «ОЭТС» в период с 26.05.2021 по 03.09.2021 не обеспечило требования безопасности и антитеррористической защищенности котельной № 3 в пос. Армань, установленные Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении обосновал невозможность выполнения требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК отсутствием финансирования на указанные цели.

Однако отсутствие денежных средств для выполнения требований закона, направленных на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, как и не включение затрат на их выполнение в экономический обоснованный тариф за оказываемые предприятием коммунальные услуги, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Направление директором МУП «ОЭТС» сообщений главе Ольского городского округа 25.12.2019 и 21.014.2021 о необходимости выделения денежных средств, в том числе на выполнение требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, не могут быть признаны своевременными, достаточными и исчерпывающими, в связи с чем, оснований для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ также не имеется.

Материалы дела объективно свидетельствуют о наличии вины МУП «ОЭТС» в совершении административного правонарушения, в связи с чем бездействие юридического лица судья квалифицирует по ч.1 ст.20.30 КоАП РФ как нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, отнесенного к объектам низкой категории опасности.

Сведений о привлечении администрации МУП «ОЭТС» к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений в материалах дела не содержится.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность МУП «ОЭТС», предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

При назначении административного наказания, судя учитывает характер совершенного правонарушения, его общественную опасность, финансовое положение юридического лица, являющегося муниципальным предприятием, и полагает возможным назначить МУП «ОЭТС» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1, 29.10, 30.1 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Назначить юридическому лицу – муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты уплаты штрафа: УФК по Магаданской области (Управление Росгвардии по Магаданской области), Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области г. Магадан, КПП 490901001, ИНН <***>, номер счета получателя – 03100643000000014700, номер счета банка получателя средств – 40102810945370000040, БИК 014442501, ОКТМО 44701000, КБК 180 116 900200 26 000 140, УИН 18036949210805003206.

Копию постановления направить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть», разъяснив, что согласно ст.32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк и сведения об уплате штрафа предоставляются в суд. При неуплате штрафа в указанный срок к правонарушителю могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Установить дату составления мотивированного постановления – 29.10.2021.

Судья подпись О.В. Власенко