ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-46/18 от 12.11.2018 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело №5-46/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Демидов 12 ноября 2018 года

Судья Демидовского районного суда Смоленской области Цветков А.Н.,

при секретаре Румакиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Демидовского района Смоленской области Даниловой Е.А.,

представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Пржевальского», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

22.10.2018 прокурором Демидовского района Смоленской области в отношении ООО «Санаторий им. Пржевальского» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, из которого следует, что ООО «Санаторий им. Пржевальского» является организацией, поставляющей тепловую энергию в жилые дома <номер> и <номер> по <адрес>. Согласно ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей, требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103), наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях поддержания наличия нормативных запасов топлива. В ходе проведенной по распоряжению Центрального управления Ростехнадзора от 29.08.2018 № С-369-пр проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области выявлены нарушения в ООО «Санаторий им Пржевальского», а именно: готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения ООО «Санаторий им. Пржевальского» не представлена; проведение наладки тепловых сетей не представлено; теплотехническим персоналом ООО «Санаторий им. Пржевальского» не укомплектовано, а именно <ФИО>3 не прошел проверку знаний; не представлены документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности ООО «Санаторий им. Пржевальского»; нет информации о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса. 12.09.2018 прокурором Демидовского района Смоленской области в ООО «Санаторий им. Пржевальского» внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанной нормы закона, ООО «Санаторий им. Пржевальского» до настоящего времени не принято мер по устранению всех выявленных нарушений. Согласно поступившему 16.10.2018 в прокуратуру Демидовского района ответу ООО «Санаторий им. Пржевальского» не проведена наладка тепловых сетей; не представлена информация о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса. 17.10.2018 ООО «Санаторий им. Пржевальского» было предложено направить в прокуратуру подтверждающие документы об устранении всех нарушений, указанных в представлении. Данные требования выполнены не были. Из объяснений директора ООО «Санаторий им. Пржевальского» ФИО1 следует, что на данную должность он избран только 16.10.2018 общим собранием участников ООО с 17.10.2018 сроком на 3 года. С представлением прокурора от 12.09.2018 он ознакомлен. Частично нарушения, указанные в представлении, устранены. В настоящее время ведутся работы по наладке тепловых сетей, информация о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса отсутствует. Таким образом, с учетом вышеизложенного, в действиях ООО «Санаторий им. Пржевальского» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Демидовского района Данилова Е.А. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержала в полном объеме, полагала необходимым привлечь ООО «Санаторий им. Пржевальского» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Санаторий им. Пржевальского» - Клев С.А. в судебном заседании не оспаривал событие административного правонарушения. При назначении наказания просил учесть, что Санаторий принял все меры по устранению большинства выявленных нарушений, в настоящее время испытывает тяжелое материальное положение, так как его деятельность носит в основном сезонный характер. Совершение вменяемого административного правонарушения не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям и не повлекло за собой каких-либо тяжких последствий, в связи с чем имеются основания считать правонарушение малозначительным. Просил применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, допускающей возможность замены наказания в виде штрафа на предупреждение.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.ст. 6, 21, 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, юридическими лицами.

Одной из мер реагирования прокурора на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 3 ст. 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выражается в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Правонарушение может совершаться как путем бездействия, так и в виде действия. Состав является формальным.

В судебном заседании установлено, что 12.09.2018 прокурором Демидовского района Смоленской области в ООО «Санаторий им. Пржевальского» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, в котором содержалось требование о незамедлительном рассмотрении представления, принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению (л.д.5-6).

Данное представление было получено ООО «Санаторий им. Пржевальского» в этот же день 12.09.2018.

Основаниями для внесения прокурором представления явилось нарушение ООО «Санаторий им. Пржевальского», как организацией, поставляющей тепловую энергию в жилые дома <номер> и <номер> по <адрес>, требований законодательства о теплоснабжении. Так, в ходе проведенной по распоряжению Центрального управления Ростехнадзора от 29.08.2018 № С-369-пр проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области выявлены нарушения в ООО «Санаторий им Пржевальского», а именно: готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения ООО «Санаторий им. Пржевальского» не представлена; проведение наладки тепловых сетей на представлено; теплотехническим персоналом ООО «Санаторий им.Пржевальского» не укомплектовано, а именно <ФИО>3 не прошел проверку знаний; не представлены документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности ООО «Санаторий им. Пржевальского»; нет информации о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в ходе подготовки к отопительному периоду теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Подпунктами 6, 11 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России 12.03.2013 № 103 установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.

В письменном сообщении исх. № 144 от 11.10.2018 (поступило в прокуратуру Демидовского района 16.10.2018) ООО «Санаторий им.Пржевальского» указало, что представление прокурора от 12.09.2018 № 02-15/18-145 об устранении нарушений законодательства рассмотрено на производственном совещании в присутствии помощника прокурора Даниловой Е.А. и приняты следующие меры по устранению допущенных нарушений:

- разработана схема границ эксплуатационной ответственности сторон (разграничения балансовой принадлежности) между ООО «Санаторий им.Пржевальского» (теплоснабжающая организация) и ООО «Лафер» (потребляющая организация);

- проведена наладка тепловых сетей;

- за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарному взысканию привлечен главный инженер <ФИО>6, объявлен выговор (приказ от <дата><номер>-АД) (л.д.7-16).

17.10.2018 прокурором Демидовского района в адрес ООО «Санаторий им.Пржевальского» было направлено письменное сообщение с требованием не позднее 18 октября 2018 года представить документы, подтверждающие устранение всех нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 12.09.2018 № 02-15/18-146. Кроме того, разъяснено, что в случае непредставления информации или представления ее позже установленного срока, ООО будет привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (л.д.17).

Вместе с тем, ООО «Санаторий им. Пржевальского» не выполнило в установленный срок требования прокурора, вытекающие из его полномочий, а именно не устранило нарушения законодательства о теплоснабжении (не провело наладку тепловых сетей; не представило информацию о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса). При этом в прокуратуру с ходатайством о продлении срока исполнения требования, либо за разъяснением порядка его исполнения ООО «Санаторий им. Пржевальского» не обращалось.

При таких обстоятельствах, 22.10.2018 в отношении ООО «Санаторий им.Пржевальского» в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия объективных причин невозможности исполнения ООО «Санаторий им. Пржевальского» законных требований прокурора, а равно принятия всех зависящих от него мер для его исполнения, в материалы дела не представлено.

Вина ООО «Санаторий им. Пржевальского» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением прокурора Демидовского района Смоленской области от 22.10.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (л.д.3-4);

- представлением прокурора Демидовского района Смоленской области от 12.09.2018 № 02-15/18-146, полученным ООО «Санаторий им. Пржевальского» 12.09.2018 (л.д.5-6);

- письмом ООО «Санаторий им. Пржевальского» исх. № 144 от 11.10.2018, полученным прокуратурой Демидовского района Смоленской области 16.10.2018 (л.д.7);

- письмом прокурора Демидовского района Смоленской области от 17.10.2018, адресованным ООО «Санаторий им. Пржевальского» (л.д.17);

- письменным сообщением, направленным 16.10.2018 прокуратурой Демидовского района Смоленской области в адрес ООО «Санаторий им. Пржевальского» по электронной почте (л.д.18);

- письменным сообщением, направленным 19.10.2018 прокуратурой Демидовского района Смоленской области в адрес ООО «Санаторий им. Пржевальского» по электронной почте (л.д.19-22);

- письменными объяснениями директора ООО «Санаторий им. Пржевальского» ФИО1 от 22.10.2018, в которых он указал, что частично нарушения, указанные в представлении прокурора от 12.09.2018 № 02-15/18-146 устранены. В настоящее время ведутся работы по наладке тепловых сетей. Информация о техническом освидетельствовании теплоэнергетического оборудования эксплуатирующего сверх ресурса, отсутствует (л.д.23);

- протоколом № 2 общего собрания Участников общества с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Пржевальского» от 16.10.2018 (л.д.26-28);

- Уставом ООО «Санаторий им. Пржевальского», утвержденным решением № 1 единственного учредителя НУ «Санаторий им. Пржевальского» от 01.02.2014 (л.д.29-36);

- свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Санаторий им. Пржевальского» от 05.03.2014 (л.д.37-38).

Исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости, суд находит доказанной вину ООО «Санаторий им. Пржевальского» в совершении административного правонарушения, а его действия квалифицирует по ст.17.7 КоАП РФ, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

С учетом фактических обстоятельств правонарушения и степени его общественной опасности, относящегося к категории административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, суд не находит оснований для применения в отношении ООО «Санаторий им.Пржевальского» положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности допущенного административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд признает признание вины (ч.2 ст.4.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не усматривается.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о назначении ООО «Санаторий им. Пржевальского» наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 руб., поскольку, по мнению суда, данный вид и размер наказания, при изложенных обстоятельствах, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку совершенное правонарушение, посягает на институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона, то есть создает соответствующую угрозу охраняемым общественным, государственным отношениям.

Кроме того, в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом требований норм и правил, подлежащих обязательному соблюдению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Пржевальского», ИНН <***>, ОГРН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: расчетный счет <***> УФК по Смоленской области (прокуратура Смоленской области л/с <***>), ИНН <***>, КПП 673001001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области г.Смоленск, БИК 046614001, КБК 415 116 90010 01 6000 140, ОКТМО 66701000.

Обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Пржевальского» разъяснено, что при неуплате штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Н. Цветков