Дело № 5-496/2019
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«24» июня 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего высшее образование, работающего в должности <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2018 года руководитель Агентства по обращению с отходами Камчатского края (далее – Агентство по обращению с отходами Камчатского края, Агентство) ФИО1 в <...>, допустил нарушение условий предоставления субсидий, выразившееся в том, что Агентством по обращению с отходами Камчатского края по подписанной им (ФИО1) заявке на кассовый расход от 27 декабря 2018 года № 85500387 на сумму 33956688,15 рублей, по платежному поручению от 27 декабря 2018 года № 34613 на сумму 33956688,15 рублей неправомерно оплачен завышенный объем субсидий по трем заключенным контрактам с государственным унитарным предприятием Камчатского края «Спецтранс» в 2018 году в связи с оплатой суммы НДС в размере 3656276,92 рублей по контрактам:
от 29 сентября 2018 года № 0538300000318000069_275636 на сумму 5498685,0 рублей (сумма НДС 838782,46 рублей);
от 6 сентября 2018 года № 0538300000318000070_275636 на сумму 9457000,0 рублей (сумма НДС - 1442593,22 рублей);
от 17 сентября 2018 года № 0538300000318000072_275636 на сумму 8471000,0 рублей (сумма НДС – 1411833,33 рублей),
чем нарушены требования части 14 Порядка предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, утвержденного приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела).
ФИО1 извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу.
До рассмотрения дела в суд поступили письменные пояснения по протоколу об административном правонарушении, в которых ФИО1 полагал, что при подписании платежных поручений действовал в рамках действующего приказа Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 3 июля 2018 года № 41. Считал, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствует (т. 3 л.д. 38-49).
Защитник Агафонова А.В., действующая на основании доверенности от 13 июня 2019 года, при рассмотрении дела поддержала позицию, изложенную в вышеуказанных письменных пояснениях ФИО1 Дополнительно указала, что при проведении проверки в Агентстве был запрошен нормативный документ, на основании которого предоставлялись субсидии, в связи с чем проверяющим был предоставлен приказа Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 3 июля 2018 года № 41. Однако было установлено, что данный документ, проект которого был опубликован, не получив замечаний экспертов в рамках антикоррупционной экспертизы, был направлен на опубликование, но фактически не был опубликован. Данный приказ был подписан в целях внесения изменений в действовавший порядок предоставления субсидий, поскольку региональный оператор не мог уплатить НДС, в противной случае субсидия не могла быть выделена. Недостаток утвержденного порядка предоставления субсидий был выявлен в июне 2018 года, когда непосредственно возник вопрос о предоставлении субсидии. После обнаружения того, что приказ от 3 июля 2018 года № 41 не был опубликован, его повторно отправили для официального опубликования. Содержащаяся в приказе от 3 июля 2018 года № 41 ретроспективная норма не была отменена, никто не требовал ее отмены.
Выслушав защитника Агафонову А.В., исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ФИО1 и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ, а также уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять помимо прочего цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 утвержден порядок предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления (далее – Порядок предоставления субсидий) (здесь и далее в редакции № 1 от 29 мая 2018 года).
Данный Порядок предоставления субсидий регулирует вопросы предоставления юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям Камчатского края, являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат (далее - субсидии):
1) на приобретение техники, оборудования, специализированных транспортных средств;
2) и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями Федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления (часть 1 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с частью 2 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются Агентством по обращению с отходами Камчатского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству в рамках подпрограммы 1 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» государственной программы Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П.
В силу части 3 Порядка предоставления субсидий к категории получателей субсидий относятся государственные унитарные предприятия Камчатского края, являющиеся региональным оператором.
Согласно части 5 названного Порядка предоставления субсидий для заключения Соглашения и получения субсидий на финансовое обеспечение затрат на приобретение техники и оборудования получатель субсидий направляет в Агентство не позднее 1 декабря текущего года следующие документы:
1) заявку на предоставление субсидии по форме, установленной Агентством;
2) письмо с обоснованием необходимости приобретения техники, оборудования и специализированных транспортных средств;
3) копии договоров поставки (купли-продажи) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (при отсутствии - проекты указанных договоров);
4) гарантийное письмо об эксплуатации техники, оборудования и специализированных транспортных средств, затраты по приобретению которых обеспечиваются за счет средств субсидии, с даты приобретения не менее пяти лет;
5) копии сертификатов соответствия на приобретаемую технику и оборудование.
В соответствии с частью 14 Порядка предоставления субсидий субсидия представляется в размере 99% от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС).
Как следует из материалов дела, на основании Закона Камчатского края от 16 сентября 2011 года № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края», пункта 1.5.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2019 год, программы проведения контрольного мероприятия, направления на право проведения контрольного мероприятия от 29 января 2019 года № 7 должностными лицами Контрольно-счетной палаты Камчатского края в период времени с 30 января 2019 года по 28 февраля 2019 года в Агентстве по обращению с отходами Камчатского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» государственной программы Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» на 2018 год (т. 2 л.д. 110-115, 118-119, 120).
В акте по результатам контрольного мероприятия от 6 марта 2019 года зафиксировано, что при предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат государственному унитарному предприятию Камчатского края «Спецтранс» (далее – ГУП «Спецтранс»), связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, нарушен порядок предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, затрат, понесенных, но не учтенных в необходимой валовой выручке, направленных на выполнение работ (оказание услуг) по обращению с отходами, а также затрат на приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, утвержденный приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 29 мая 2018 года № 31 (в редакции № 1 от 29 мая 2018 года) (т. 2 л.д. 122-200).
Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае».
В рамках государственной программы утверждена Подпрограмма 1 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» (далее – Подпрограмма 1).
В соответствии с пунктом 2 части 1.7 раздела 1 «Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Программы» в рамках реализации Подпрограммы 1 предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.
Приложением № 7 «Ведомственная структура расходов на 2018 год» к Закону Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждены на 2018 год бюджетные ассигнования по Подпрограмме 1 по основному мероприятию «Обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам, являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, на приобретение техники, оборудования, специализированных транспортных средств, иные затраты» в сумме 43387,3 тыс. рублей.
Министерством финансов Камчатского края уведомлениями от 19 марта 2018 года № 439 доведены Агентству по обращению с отходами Камчатского края лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по следующим кодам бюджетной классификации расходов бюджетов: раздел подраздел 0605 «Другие вопросы в области охраны окружающей среды», целевая статья 2311109990 «Реализация мероприятий соответствующей подпрограммы в рамках соответствующей государственной программы Камчатского края, за исключением обособленных расходов, которым присваиваются уникальные коды», вид расходов 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления» в сумме 39 540 000 рублей (т. 1 л.д. 56-57).
С учетом внесенных изменений в указанный Закон о краевом бюджете на 2018 год уведомлениями об изменении лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований внесены изменения:
- от 6 сентября 2018 года № 1250 объем лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия 1.11 увеличен на 5 590 000 рублей и составил 45130,0 тыс. рублей;
- от 22 ноября 2018 года № 1901 объем лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия 1.11 уменьшен на 1 742 673 рубля 79 копеек (т. 1 л.д. 58-61).
ГУП «Спецтранс», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, в Агентство по обращению с отходами Камчатского края направлена заявка от 19 июня 2018 года № 626 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 39 899 200 рублей (т. 1 л.д. 64).
К указанной заявке ГУП «Спецтранс» представлены проекты контрактов на общую сумму затрат 39899,1 тыс. рублей (т. 1 л.д. 67-176).
Приказом Агентства от 20 июня 2018 года № 35 создана комиссия по рассмотрению заявок и принятию решений о предоставлении юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.
Согласно протоколу от 25 июня 2018 года комиссией принято решение о предоставлении ГУП «Спецтранс» субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств в сумме 39 500 134 рубля, что составляет 99 % от суммы всех затрат в размере 39 899 125 рублей 67 копеек, с учетом НДС (т. 1 л.д. 62-63).
В целях реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части предоставления субсидии юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, на «Финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и проведением в соответствии с требованиями Федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления» Подпрограммы 1 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» государственной программы «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» между главным распорядителем средств краевого бюджета Агентства по обращению с отходами Камчатского края («Главный распорядитель») в лице руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 и ГУП «Спецтранс» («Получатель бюджетных средств») в лице директора ФИО5 было заключено соглашение от 2 июля 2018 года № 46 на сумму 39 500 134 рубля за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Агентству сводной бюджетной росписью краевого бюджета на 2018 год в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – Соглашение № 46) (т. 1 л.д. 209-214).
Вместе с тем, Агентством в нарушение части 14 Порядка предоставления субсидий при заключении соглашения № 46 завышен размер субсидий на финансовое обеспечение затрат ГУП «Спецтранс», связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 5887,1 тыс. рублей в связи с включением затрат по оплате НДС.
В связи с завышением объема субсидий на сумму 5887,1 тыс. рублей при заключении соглашения № 46 был нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ.
ГУП «Спецтранс» направлена в Агентство по обращению с отходами Камчатского края заявка от 5 сентября 2018 года № 1329 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 5 191 000 рублей (т. 1 л.д. 179).
К указанной заявке ГУП «Спецтранс» представлены проекты контрактов на общую сумму затрат 5 190 000 рублей (т. 1 л.д. 182-208).
Согласно протоколу от 18 сентября 2018 года комиссией принято решение о предоставлении ГУП «Спецтранс» субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств в сумме 5 138 100 рублей, что составляет 99 % от суммы всех затрат 5 190 000 рублей, с учетом НДС в сумме 597,5 тыс. рублей (т. 1 л.д. 177-178).
Дополнительным соглашением от 25 сентября 2018 № 1 к Соглашению № 46, заключенным между «Главным распорядителем», в лице руководителя ФИО1 и «Получателем», в лице директора ФИО5, увеличен размер субсидий на 5138,1 тыс. рублей и составил 44 638 234 рубля (т. 1 л.д. 215-216).
Агентством в нарушение части 14 Порядка предоставления субсидий при заключении дополнительного соглашения от 25 сентября 2018 года № 1 к Соглашению № 46 завышен размер субсидий на финансовое обеспечение затрат ГУП «Спецтранс», связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, на сумму 591,5 тыс. рублей в связи с включением затрат по оплате НДС, в связи с чем нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ.
Дополнительными соглашениями к Соглашению № 46 от 26 ноября 2018 года № 3 уменьшен размер субсидий до 43 387 326 рублей 21 копейка (т. 1 л.д. 219-220); от 24 декабря 2018 года № 4 срок возврата субсидий (остатков субсидий), неиспользованных в отчетном финансовом году, изменен на срок до 31 марта 2019 года (т. 1 л.д. 221-222).
Приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 3 июля 2018 года № 40 утверждена форма отчета об использовании субсидий, предоставляемых из краевого бюджета юридическим лицам - государственным унитарным предприятиям, осуществляющим функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.
В 2018 году Агентством перечислено ГУП «Спецтранс» по Соглашению № 46 согласно поданным заявкам на финансирование и представленным заключенным контрактам в общей сумме 39450383,11 рублей, или 99 % от суммы 8 контрактов - 39848872,03 рублей, из них перечислено суммы НДС - 4480945,45 рублей, в том числе:
- заявка на кассовый расход от 14 ноября 2018 года № 85500306, платежное поручение от 14 ноября 2018 года № 645962 на сумму 1635582,65 рублей: оплачены затраты в размере 99 % от стоимости 2-х контрактов - 1652103,69 рублей, в том числе:
по контракту от 12 октября 2018 года № 0538300000318000084_275636 на сумму 1266966,66 рублей (с учетом НДС 193226,1 рублей);
по контракту от 29 сентября 2018 года № 0538300000318000079_275636 на сумму 385137,03 рублей (без учета НДС);
- заявка на кассовый расход от 25 декабря 2018 года № 85500373, платежное поручение от 25 декабря 2018 года № 3077 на сумму 3858112,51 рублей: оплачены затраты в размере 99 % от стоимости 1-го контракта от 30 октября 2018 года № 0538300000318000086_275636 на сумму 3897083,34 рубля (с учетом НДС 594470,34 рубля);
- заявка на кассовый расход от 27 декабря 2018 года № 85500387, платежное поручение от 27 декабря 2018 года № 34613 на сумму 33956688,15 рублей: оплачены затраты в размере 99 % от стоимости 5-ти контрактов - 34299685,0 рублей, в том числе:
по контракту от 29 сентября 2018 года № 0538300000318000069_275636 на сумму 5498685,0 рублей (с учетом НДС 838782,46 рублей);
по контракту от 6 сентября 2018 года № 0538300000318000070_275636 на сумму 9457000,0 рублей (с учетом НДС 1442593,22 рублей);
по контракту от 4 сентября 2018 года № 0538300000318000068_275636 на сумму 9183000,0 рублей (без учета НДС);
по контракту от 17 сентября 2018 года № 0538300000318000072_275636 на сумму 8471000,0 рублей (с учетом НДС 1411833,33 рублей);
по контракту от 25 сентября 2018 года № 053830000318000078_275636 на сумму 1690000,0 рублей (без учета НДС).
Заявки на кассовый расход от 14 ноября 2018 года № 85500306 на сумму 1635582,65 рублей, от 25 декабря 2018 года № 85500373 на сумму 3858112,51 рублей, от 27 декабря 2018 года № 85500387 на сумму 33956688,15 рублей подписаны руководителем Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 (т. 1 л.д. 233-235, 237-239, 241-243).
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, закупки осуществлялись на электронной площадке в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://roseltorg.ru, всего ГУП «Спецтранс» были заключены 8 контрактов на общую сумму 39848872,03 рублей сумма НДС по которым составила 4480945,45 рублей.
Всего ГУП «Спецтранс» за счет средств субсидий, предоставленных в 2018 году из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ (оказание услуг), связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления:
- в 2018 году заключено 8 контрактов на общую сумму 39848872,03 рублей, в том числе сумма НДС по которым составила 4480945,45 рублей;
- оплачено 8 контрактов за счет средств субсидий из краевого бюджета:
в 2018 году - 8610187,03 рубля, в том числе НДС - 787736,44 рублей;
в 2019 году - 31238685,0 рублей, в том числе НДС - 3693209,01 рублей.
Общий объем предоставленных ГУП «Спецтранс» в 2018 году Агентством субсидий на финансовое обеспечение затрат составил 39450383,31 рублей, или 99 % от общей суммы указанных ГУП «Спецтранс» затрат - 39848872,03 рублей с учетом НДС - 4480945,45 рублей.
При этом, как указано выше, в соответствии с частью 14 Порядка предоставления субсидий субсидии должны предоставляться Агентством в размере 99 % от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС).
22 мая 2019 года в отношении руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 был составлен протокол № 9 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ФИО1 с протоколом ознакомлен, копию получил (л.д. 1-29).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
В объяснениях к протоколу ФИО1 указал следующее.
Во исполнение бюджетного законодательства бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения не были изменены по завершению финансового года, на который принят соответствующий бюджет, бюджетные обязательства менялись и корректировались в течение финансового года: приказ от 3 июля 2018 года № 41 принят в течение 2018 года и распространяет действие на правоотношения, возникшие в 2018 году. Данный приказ подписан им в соответствии с пунктом 5 части 3.2 раздела 3 Положения об Агентстве после прохождения проекта приказа от 3 июля 2018 года № 41 антикоррупционной экспертизы (размещен на портале 22 июня 2018 года), замечания независимых экспертов отсутствовали. Предоставление субсидии ГУП «Спецтранс» являлось мерой поддержки регионального оператора с целью корректного перехода на новую систему обращения с отходами на территории Камчатского края и реализации требований федерального законодательства. В случае предоставления средств «без учета НДС» будет нарушен принцип эффективности ст. 34 БК РФ, который говорит о достижении наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Таким образом, в его действиях по подписанию платежных поручений руководствовался изданным и действующим Приказом № 41, в связи с чем считал, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствует.
Вместе с тем, с указанным нельзя согласиться в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольного мероприятия был представлен приказ Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 3 июля 2018 года № 41 о внесении изменений в Порядок предоставления субсидий, а именно в часть 14 Порядка, в части исключения слов «без учета НДС». Согласно пункту 2 приказа Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 3 июля 2018 года № 41 (далее – Приказ № 41) он вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, начиная с 19 июня 2018 года.
Приказ № 41 опубликован в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» и вступил в силу с 11 марта 2019 года.
Вместе с тем, в данном случае следует учитывать следующее.
В силу статьи 14 БК РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств указанного субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией, закрепленной в статье 21 БК РФ, предусматриваются, в том числе средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в подп. 2 и 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статьей 65 БК РФ определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В статье 12 БК РФ закреплено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В части 1 статьи 5 БК РФ предусмотрено, что Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Согласно статье 83 БК РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (часть 1). Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (часть 2).
Из содержания Приказа № 41 о внесении изменений в приказ Агентства от 29 мая 2018 года № 31 в Порядок предоставления субсидий внесены изменения, в том числе в части исключения слов «без учета НДС», в связи с чем в данном случае усматривается увеличение расходных обязательств на сумму НДС по существующему виду расходного обязательства по мероприятию 1.11 Подпрограммы 1 государственной программы.
При этом Приказ № 41 не содержит нормы, определяющие источники исполнения увеличенного расходного обязательства на сумму НДС, что является нарушением пункта 1 статьи 83 БК РФ.
Кроме этого, действие Приказа № 41, официально опубликованного 28 февраля 2019 года, и вступившего в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 11 марта 2019 года, как следует из его текста, распространено на правоотношения, возникшие с 19 июня 2018 года, что является нарушением пункта 2 статьи 83 БК РФ, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно статье 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 данной статьи (часть 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (часть 3).
Приказ № 41, официально опубликованный 28 февраля 2019 года и вступивший в силу 11 марта 2019 года, согласно содержащемуся в нем указанию распространен на правоотношения, возникающие с 19 июня 2018 года, то есть на 2018 год, осуществление исполнения бюджета которого во времени является оконченным на основании статьи 242 БК РФ.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20 ноября 2013 года № 44-АПГ13-15, акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.
С учетом вышеизложенного Приказ № 41, предусматривающий распространение его действия на правоотношения, возникающие с 19 июня 2018 года, в данном случае не подлежит применению, учитывая положения пункта 1 статьи 5, статей 8, 12, 65, 83, пунктов 1 и 3 статьи 242 БК РФ, из содержания которых следует, что бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения не могут быть изменены по завершению финансового года, на который принят соответствующий бюджет.
Указание ФИО1 на то, что при предоставлении субсидий он руководствовался положениями Приказа № 41, является несостоятельным, поскольку на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела и, соответственно, совершения административного правонарушения, данный приказ не действовал, поскольку не вступил в законную силу.
Таким образом, при предоставлении субсидий в 2018 году на финансовое обеспечение затрат ГУП «Спецтранс», связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, Агентство и его руководитель ФИО1 должны были руководствоваться частью 14 Порядка предоставления субсидий (в редакции № 1 от 29 мая 2018 года), согласно которой субсидия представляется в размере 99% от стоимости приобретаемой (приобретенной) техники, оборудования и специализированных транспортных средств (без учета НДС).
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 3.1 раздела 3 положения об Агентстве по обращению с отходами Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 3 ноября 2016 года № 435-П (далее – Положение об Агентстве), Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Камчатского края. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий (т. 1 л.д. 38-43).
Согласно пункту 5 части 3.2 раздела 3 Положения об Агентстве руководитель издает приказы по вопросам установленной сферы деятельности Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.
Пунктом 6 части 3.2 раздела 3 Положения об Агентстве установлено, что Руководитель действует без доверенности от имени Агентства, представляет его во всех государственных, судебных органах и организациях, заключает договоры (соглашения), открывает и закрывает лицевые счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы, выдает доверенности.
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 3 ноября 2016 года № 1278-Р с 10 ноября 2016 года на высшую должность государственной гражданской службы Камчатского края категории «руководители» руководителем Агентства по обращению с отходами Камчатского края назначен ФИО1 сроком на два года (т. 2 л.д. 96).
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 9 ноября 2018 года № 1318-Р с 10 ноября 2018 года руководителем Агентства по обращению с отходами Камчатского края назначен ФИО1 сроком на один год (т. 2 л.д. 103).
Подписывая заявку на кассовый расход от 27 декабря 2018 года № 85500387, ФИО1, являясь должностным лицом, имея право подписи финансовых документов, должен был знать в силу публичной известности и доступности и обеспечить неукоснительное выполнение положений нормативных актов, определяющих условия предоставления субсидий.
При таких обстоятельствах, вопреки вышеуказанным возражениям, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину руководителя Агентства по обращению с отходами Камчатского края ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1 в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о назначении административного наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений полагаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации по настоящему делу не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель - Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Контрольно-счетная палата Камчатского края, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 410101001, БИК 043002001, р/с <***> в Отделении Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский, КБК 802 1 16 18020 02 0000 140, в графе «Денежные взыскания (штрафы) за нарушения бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)».
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков