Дело №5-498/21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ярославль 17 мая 2021 года
Судья Кировского районного суда г.Ярославля Нувахова О.А., при ведении протокола помощником судьи Лукиной М.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экоград», расположенного по адресу: г.Ярославль, проспект Толбухина, д. 58/7 помещение 35-42, <данные изъяты>,
установил:
17 декабря 2020 года при проведении проверки соблюдения миграционного законодательства в местах пребывания (проживания), фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России (Клиника-2), расположенной по адресу: г.Москва, ул. Гамалеи, д.15, выявлен факт допуска к трудовой деятельности иностранного гражданина Республики Кыргызстан ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая с ведома и по поручению ООО «Экоград» осуществляла трудовую деятельность в вышеуказанной организации в качестве уборщицы. 30.12.2019 года между ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна и ООО «Экоград» заключен государственный контракт №430/ФМБЦ/19 на выполнение комплексного обслуживания помещений и прилегающих территорий ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. 01.12.2020 года ФИО 1 приступила к трудовой деятельности в качестве уборщицы, однако письменный трудовой либо гражданско-правовой договор с ООО «Экоград» не заключался. В нарушение требований п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ООО «Экоград» не уведомило территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого указанный иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность, о заключении названного трудового договора. Последним днем для отправки уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином было 04.12.2020 г., однако в указанный срок уведомление отправлено не было.
Защитник ООО «Экоград» по доверенности Красавина А.С. в судебном заседании вину ООО «Экоград» в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что ФИО 1 состояла в гражданско-правовых отношениях с ООО «Экоград» на основании договора от 16.12.2020 года, 21.12.2020 года уведомление о заключении с ФИО 1 гражданско-правового договора направлено заказным письмом в адрес Отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО Главного управления МВД России г.Москвы, 31.12.2020 года было направлено уведомление о прекращении с ФИО 1 гражданско-правого договора, ФИО 1 не владеет русским языком и ее письменные пояснения являются недопустимыми доказательствами по делу, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя и защитника ООО «Экоград», при этом сведения о направлении копии протокола ООО «Экоград» в деле отсутствуют, служебная записка со списком лиц ООО «Экоград» не является доказательством того, что 01.12.2020 г. является датой начала трудовой деятельности ФИО 1, просила не привлекать ООО «Экоград» к административной ответственности.
Должностные лица Четвертого управления МВД России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения защитника ООО «Экоград», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу требований п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), утвержден приказом МВД России от 10.01.2018 №11.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
При этом, срок подачи уведомления исчисляется со следующего дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 10 января 2018 года N 11 "О формах и порядке уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Частью 3 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
За нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 18.15 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, установлена ответственность в части 4 данной статьи.
В протоколе об административном правонарушении деяние ООО «Экоград» квалифицировано по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Как следует из разъяснений изложенных в п. п. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
Особенностью объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ является место его совершения, каковым являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская или Ленинградская области.
Местом нахождения юридического лица ООО «Экоград» является г.Ярославль, пр-т Толбухина д.58/7, помещение 35-42.
Следовательно, административное правонарушение совершено по месту регистрации ООО «Экоград» в г.Ярославле, несмотря на то, что сведения этим юридическим лицом должны быть представлены в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, расположенный в г. Москве.
То есть, неисполнение ООО «Экоград» обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции в г. Москве, о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Кыргызстан ФИО 1, в срок, не превышающий три рабочих дня, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 18.15 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Кроме того, санкция ч.3 ст.18.15 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «Экоград» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов, 17 декабря 2020 года в 12 часов 20 минут на территории ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России (Клиника-2), расположенной по адресу: г.Москва, ул. Гамалеи, д.15, сотрудниками полиции был установлен факт привлечения ООО «Экоград» к трудовой деятельности в качестве уборщицы гражданки Республики Кыргызстан ФИО 1
ООО «Экоград» не уведомило территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в установленный срок о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Факт совершения ООО «Экоград» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении №0003118, в котором изложены установленные по делу обстоятельства; копией распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности от 14.12.2020 г. №21;копией протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.12.2020 г., согласно которому в ходе осмотра территории и помещений больницы ФГБУ ГНЦ РФ ФМБА им.А.И.Бурназяна по адресу г.Москва, ул.Гамалеи, д.15, Клиника-2, выявлен ряд иностранных граждан, в том числе, гражданин Республики Кыргызстан ФИО 1, которая осуществляла уборку помещений.
-фототаблицей, в том числе, содержащей фотографию ФИО 1
-служебной запиской ООО «Экоград», подписанной генеральным директором ООО «Экоград», адресованной заместителю исполнительного директора ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна ФИО 2, содержащей просьбу о допуске сотрудников службы сервиса на территорию по адресу: ул.Гамалея 15 в период с 01.12.2020 по 31.12.2020 г. для выполнения работ по контракту №430/ФМБЦ/19 от 30.12.2019 комплексное обслуживание помещений и прилегающих территорий заказчика- в том числе ФИО 1
- объяснениями ФИО 1 от 17.12.2020 г., в которых она указала, что работает уборщицей в ООО «Экоград» третий месяц.
- копией ответа ОМВД России по району Щукино г.Москвы на запрос, согласно которому от ООО «Экоград» уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранными гражданами не поступало;
- копией контракта № 430/ФМБЦ/19 на комплексное обслуживание помещений и прилегающих территорий заказчика от 30.12.2019 г.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ООО «Экоград» в совершении указанного административного правонарушения.
Нарушений закона при получении доказательств не допущено.
Доводы защитника о том, что по состоянию на 01.12.2020 года ФИО 1 ни в каких правоотношениях с ООО «Экоград» не состояла, опровергаются имеющимися в деле доказательствами. Так, в своих объяснениях ФИО 1 пояснила, что работает в ООО «Экоград» уборщицей третий месяц. ФИО 1 предупреждалась об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ей разъяснено право воспользоваться услугами переводчика. В объяснении указала, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается. Объяснения ФИО 1 подписаны, запись в объяснениях выполнена на русском языке. Кроме того, ФИО 1 имеет патент на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. В силу пп.6 п.2 ст.13.3 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» условием получения патента является владение иностранным гражданином русским языком.
Считаю установленным то, что ФИО 1 была допущена к трудовой деятельности с 01.12.2020 г.- как указано в протоколе, дата допуска подтверждается служебной запиской, объяснениями самой ФИО 1
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как в данном случае имел место фактический допуск иностранного гражданина к работе с 1.12.2020 года, тогда как гражданско-правовой договор заключен только 16.12.2020 года.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Экоград» было извещено надлежащим образом. Препятствий к ознакомлению с материалами дела ООО «Экоград» должностными лицами административного органа не создано. Защитник до рассмотрения дела с материалами дела была ознакомлена.
Совершенное ООО «Экоград» правонарушение малозначительным не является.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Экоград», не установлено.
При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, то, что ООО «Экоград» впервые совершило административное правонарушение, а также то, что оно относится к субъектам малого и среднего предпринимательства- является микропредприятием.
Вместе с тем, считаю неприменимыми положения ст.4.1.1 КоАП РФ и полагаю невозможным заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением. Учитываю то, что в результате правонарушения создана угроза причинения вреда охраняемым законом интересам - без уведомления соответствующих органов ООО «Экоград» допущен иностранный гражданин на территорию режимного объекта федерального значения.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Полагаю возможным учесть в качестве исключительного обстоятельства то, что ООО «Экоград» является микропредприятием, и снизить размер административного штрафа до 200 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Экоград» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель платежа: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения 2 года со дня его вступления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.А.Нувахова