Дело №5-51/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 мая 2018 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Аганина Я.В.
рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении в отношении:
ФИО1
дата рождения: <дата>
уроженца:<***>
работающего: директором ООО «Спецэкохаяйство»
проживающего по адресу: <*****>
зарегистрированный по адресу: <*****>
семейное положение: женатого, имеющей на иждивении сына Ф<дата> года рождения
документ, удостоверяющий личность: паспорт серии <***>, выдан <***>
ранее привлекался к административной ответственности в течение года:
нет
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ
установил:
ФИО1 привлекается к административной ответственности за то, что является директором ООО «Спецэкохозяйство» и в ООО «Спецэкохозяйство» (далее по тексту общество) с <дата> по <дата> и <дата> по <дата> – 46 рабочих часов Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Спецэкохозяйство» (приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата><***>). По результатам проверки был составлен Акт №*** от <дата> В ходе проведения проверки установлено следующее:
В ходе проведения проверки установлено следующее:
ООО «Спецэкохозяйство» (Общество) является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство» №*** от <дата>. Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Для достижения цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления; использование отходов, в т. ч. переработка вторичного сырья; обустройство и эксплуатация полигонов по захоронению отходов; оказание услуг и выполнение работ природоохранного назначения; другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
ООО «Спецэкохозяйство» является субъектом малого предпринимательства в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, что подтверждается сведениями из единого реестра субъектов МСП.
Основным видом деятельности ООО «Спецэкохозяйство» является эксплуатация объекта размещения отходов (далее – ОРО), расположенного по адресу <*****> на юго-запад Чайковского тракта. Земельный участок общей площадью <***> кв. м., с кадастровым номером <***> для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов. Категория земель: земли населенных пунктов.
Объект размещения отходов эксплуатируется ООО «Спецэкохозяйство» на основании:
- Постановления администрации города Воткинска от <дата>№*** «О передачи в безвозмездное пользование имущественного комплекса – городской свалки»;
- Постановления главы Администрации города Воткинска от <дата>№*** «О предварительном согласовании места размещения полигона ТБО на земельном участке, расположенном по адресу: <*****>
-Протокола совещаний о согласовании землеотвода эксплуатирующегося с <дата> г. полигона ТБО г. Воткинск на 4-ом километре Чайковского тракта в районе примыкания обхода <*****> по временному варианту от <дата>;
- Постановления администрации <*****> от <дата>№*** «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного примерно в 2,5 км от ориентира (<*****>) по направлению на юго-запад»;
- договора аренды земельного участка №***д от <дата>.
- дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №***д от <дата><***> от <дата>.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а так же водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, ООО «Спецэкохозяйство», осуществляя эксплуатацию ОРО, нарушило требования ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т. к. эксплуатируемый объект размещения отходов располагается на земельном участке с кадастровым номером <***>, который согласно выписке из государственного земельного кадастра №*** от <дата> относится к категории земель: земли населенного пункта.
В ходе хозяйственной деятельности на территории ОРО образуются следующие отходы – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4), размещаются на собственном ОРО, что подтверждается отчетом 2-ТП (отходы) за 2017 г. и журналом учета в области обращения с отходами по состоянию на <дата> ООО «Спецэкохозяйство» (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 721 от 01.09.2011 г.)
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 16 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно служебной записке начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности П от <дата> объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «Спецэкохозяйство» не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Таким образом, ООО «Спецэкохозяйство» при размещении отходов на собственном объекте размещения отходов допустило нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где установлены требования к объектам размещения отходов, а именно запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объект размещения отходов - является объектом повышенного экологического риска.
Осуществление такого рода деятельности связано с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде, требует обязательного соблюдения заранее разработанных (в соответствии с проектной документацией) и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию, предупреждение рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
ООО «Спецэкохозяйство» до <дата> не предоставляло в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды для эксплуатируемого объекта размещения отходов за <дата> г., а также отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
В качестве мониторинга ООО «Спецэкохозяйство» использовало программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за <дата> г. В рамках данных программ РЦ ГЭКМ ОХ УХО УР Центральная экоаналитическая лаборатория АУ «Управления Минприроды УР» проводились исследования проб почвы, атмосферного воздуха и грунтовых вод, что подтверждается соответствующими протоколами результатов КХА.
Программы за 2017 и 2018 г. не соответствуют критериям установленным Приказом Минприроды РФ № 66 от 04.03.2016 г. «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», т. к. в них отсутствуют следующие разделы: обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений; обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений; состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Данные обстоятельства, являются нарушением ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 2.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с протокол общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство» от <дата> продлены полномочия ФИО1 в качестве директора на три года.
Согласно п. 13.4 Устава ООО «Спецэкохозяйство» директор осуществляет текущее руководство Обществом, без доверенности действует от имени Общества, издает приказы, распоряжается имуществом Общества.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 будучи директором Общества надлежащих и достаточных мер по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами не принял.
Вина директора ООО «Спецэкохозяйство» ФИО1 выразилась в том, что ФИО1 имел возможность выполнить требования законодательства в области обращения с отходами, а именно осуществлять размещение отходов на объекте размещения отходов внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), обеспечить разработку и осуществление программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с приказом Минприроды РФ №*** от <дата> «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», осуществлять эксплуатацию объекта размещения отходов, расположенного вне пределов земель населенных пунктов, однако, должных мер к соблюдению законодательства не принял.
Указанные нарушения выявлены Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике при проведении плановой проверки в отношении ООО «Спецэкохозяйство» и зафиксировано в акте №*** от <дата>.
Изложенные обстоятельства подтверждаются:
- копией акта проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от <дата>№***.
- копией договора аренды земельного участка №***д от <дата>;
- копией дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №*** от <дата> № <***> от <дата>;
- копией Постановления Администрации города Воткинска №*** от <дата>;
- копией Постановления главы Администрации города Воткинска №*** от <дата>;
- копией справки ООО «Спецэкохозяйство» об используемых земельных участках №*** от <дата>;
- копией выписки из государственного земельного кадастра №*** от <дата>;
- копией Служебной записки начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности П от <дата>;
- копией Устава ООО «Спецэкохозяйство» утвержденный протоколом общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство» №*** от <дата>;
- копией протокола общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство от <дата>;
- копией статистической отчетности 2-ТП (отходы) за <дата>
- копией журнала учета в области обращения с отходами по состоянию на <дата> ООО «Спецэкохозяйство» (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №*** от <дата>);
- копией программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за 2018 г.
Время совершения правонарушения – правонарушение является длящимся, в связи, с чем в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ временем его совершения считается дата <дата> обнаружения правонарушения в ходе проверки и зафиксировано актом №*** от <дата>.
Место совершения правонарушения – место фактического нахождения ООО «Спецэкохозяйство»: <*****>
Таким образом, директор ООО «Спецэкохозяйство» допустил нарушение требований: ч. 3, 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», за совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «несоблюдение экологических требований при размещении и обращении с отходами производства и потребления».
В действиях (бездействиях) должностного лица - директора ООО «Спецэкохозяйство» ФИО1 содержатся признаки названного административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении -ФИО1, выступающий на основании Устава (Устав в деле), суду пояснил, что вину в совершении данного вида правонарушения, фактически признает.
Кроме того, пояснил, что занимает должность директора ООО «Спецэкохозяйство» с 2008 года по настоящее время. ООО «Спецэкохозяйство» которое является юридическим лицом, основной вид деятельности размещение отходов по адрес: <*****> и действует на основании Устава.
Не отрицает, что на <дата> общество в Реестре не состояло. Дополнил, что ранее состояли в Реестре в соответствии с ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», имели регистрационный №*** под данным номером общество значилось до <дата>. С <дата> вышел Приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, которым был установлен новый порядок включения в реестр объектов, где размещены твердые бытовые отходы и старый порядок был отменен. С <дата> появились новые требования, согласно которых требовалось ряд новых дополнительных документов. Общество подготовило документы для включения в реестр, однако отказали, так как предоставлен был не весь пакет документов, а предоставили не весь, так как физически не смогли это сделать. В настоящее время общество также не включено в Реестр. С 2013 года ФИО1 занимается проблемой, чтобы перенести полигон твердо-коммунальных отходов. Намерены закрыть полигон <дата>. Считает, что бездействия не было со стороны общества, так как ФИО1 обращался в Росприроднадзор.
Согласен, что объект в виде полигона находится в пределах населенного пункта на землях населенных пунктах. Однако утверждает, что выдана была лицензия обществу на размещение отходов в 2012 году Росприроднадзором, которая была бессрочная и действует до 1 января 2019 года. Уточнил, что когда выдавалась лицензия, адрес объекта и категория земли была та же.
Мониторинг велся, но не по той форме, как положено, а велся так, так как объект не был включен в Реестр.
Просит судью при назначении административного наказания учесть, что фактически вину признал, имеет на иждивении малолетнего ребенка, предпринимаются меры к закрытию объекта.
Должностное лицо Д, судье пояснил, что занимает должность государственного инспектора в области охраны окружающей среды РФ по УР с <дата> по настоящее время. Обстоятельства совершенного правонарушения ФИО1, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддерживает.
Кузьмину вменено то, что свалка на <дата>, расположенная по адресу: <*****> как объект не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов Реестр ведется Росприроднадзором РФ. Внесение в Ресстр данного объекта предусмотрено ч.7 ст.12 №89-ФЗ, тогда как общество занималось отходами.
Кроме того, объект размещения отходов, указанный выше находился на земельном участке категории земель населенных пунктов и согласно ч.5 ст.12 №89-ФЗ запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, потому нахождение объекта не должно находится в границах г.Воткинска, то есть населенного пункта.
Кроме того, программа мониторинга состояния загрязнения окружающей среды для эксплуатируемого объекта размещения отходов ФИО1 за <дата> не разработана, что предусмотрено ч.3 ст.12 №89-ФЗ. Все выявленные нарушения отражены в акте №*** от <дата>г., которые поддерживает.
Выслушав должностное лицо ФИО1, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, на основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, прихожу к выводу, что кроме признания своей вины, вина ФИО1 нашла свое полное подтверждение и действия его правильно квалифицированы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Указанные требования прописаны Федеральными законами от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 является директором общества и обладает признаками должностного лица общества, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в их совокупности, в том числе протоколом общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство» от <дата>, Уставом общества, пояснения самого ФИО1, данными в том числе в судебном заседании. Потому, прихожу к выводу, что должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства об охране окружающей среды в ООО «Спецэкохозяйство», является директор ФИО1
В соответствии с п.13.4 Устава ООО «Спецэкохозяйство» директор, в данном случае ФИО1, осуществляет текущее руководство Обществом, без доверенности действует от имени Общества, издает приказы, распоряжается имуществом Общества.
В соответствии с протокол общего собрания участников ООО «Спецэкохозяйство» от <дата> продлены полномочия ФИО1 в качестве директора на три года.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и подтвердил ФИО1, что основной целью деятельности общества является получение прибыли, общество имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено и подтверждено самим ФИО1, что общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления; использование отходов, в т. ч. переработка вторичного сырья; обустройство и эксплуатация полигонов по захоронению отходов; оказание услуг и выполнение работ природоохранного назначения; другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Основным видом деятельности ООО «Спецэкохозяйство» является эксплуатация объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке по адресу <*****>, предназначенный для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов. Категории земель – земли населенных пунктов. Режим работы: 12-ти часовой рабочий день.
Объект размещения отходов эксплуатируется ООО «Спецэкохозяйство» на основании:
- Постановления администрации города Воткинска от <дата>№*** «О передачи в безвозмездное пользование имущественного комплекса – городской свалки»;
- Постановления главы Администрации города Воткинска от <дата>№*** «О предварительном согласовании места размещения полигона ТБО на земельном участке, расположенном по адресу: <*****>
- Протокола совещаний о согласовании землеотвода эксплуатирующегося с 1975 г. полигона ТБО <*****> на <*****> в районе примыкания обхода г. Воткинск по временному варианту от <дата>;
- Постановления администрации города Воткинска от <дата>№*** «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного примерно в 2,5 км от ориентира (<*****>) по направлению на юго-запад»;
- договора аренды земельного участка №*** от <дата>.
- дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №*** от <дата>№*** от <дата>.
В судебном заседании установлено и то, что объект размещения отходов эксплуатировался ООО «Спецэкохозяйство» на <дата> в период времени с <***> мин. в границах населенного пункта, а именно г.Воткинска на землях категории земель населенных пунктов, в нарушении требований ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный вывод нашел свое полное подтверждение исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении в их совокупности, а также подтверждены в судебном заседании и ФИО1
В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а так же водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в ходе хозяйственной деятельности, в том числе на <дата> в период времени с <***> на территории ОРО образовывались следующие отходы – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4), размещаются на собственном ОРО, что подтверждается отчетом 2-ТП (отходы) за 2017 г. и журналом учета в области обращения с отходами по состоянию на <дата> ООО «Спецэкохозяйство» (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 721 от 01.09.2011 г.), а также не оспорено ФИО1
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 16 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», государственный реестр объектов размещения включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждено ФИО1, что на <дата>г. в период времени с <***>. объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «Спецэкохозяйство» не был включен в государственный реестр объектов размещения отходов, в нарушении требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»данный вывод судьи подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами в их совокупности, в том числе и служебной запиской начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности П от <дата>.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объект размещения отходов - является объектом повышенного экологического риска.
Осуществление такого рода деятельности связано с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде, требует обязательного соблюдения заранее разработанных (в соответствии с проектной документацией) и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию, предупреждение рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч.3 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В судебном заседании установлено и то, ООО «Спецэкохозяйство» до 15.01.2018 г. не предоставляло в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды для эксплуатируемого объекта размещения отходов за 2017 г., а также отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, данный вывод судьи также подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в их совокупности, а также указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и ФИО1 В качестве мониторинга ООО «Спецэкохозяйство» использовало программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за 2016, 2017 и 2018 г. В рамках данных программ РЦ ГЭКМ ОХ УХО УР Центральная экоаналитическая лаборатория АУ «Управления Минприроды УР» проводились исследования проб почвы, атмосферного воздуха и грунтовых вод, что подтверждается соответствующими протоколами результатов КХА. Программы за 2017 и 2018 г. не соответствуют критериям установленным Приказом Минприроды РФ № 66 от 04.03.2016 г. «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», т. к. в них отсутствуют следующие разделы: обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений; обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений; состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в нарушении требований ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании ФИО1 и подтверждены представленными в суд доказательствами.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах, полагаю, что в судебном заседании установлено, что <дата>г. в период времени с <***> ООО «Спецэкохозяйство», по адресу: <...> км. на юго-запад Чайковского тракта, являясь юридическим лицом, основным видом деятельности которого является эксплуатация объекта размещения отходов,
осуществляла эксплуатацию ОРО на земельном участке с кадастровым номером 18:27:050009:84, который относится к категории земель- земли населенного пункта, объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «Спецэкохозяйство» не был включен в государственный реестр объектов размещения отходов на <дата>, а также осуществляло общество свою деятельность на <дата>г. без предоставления в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды для эксплуатируемого объекта размещения отходов за 2017 г. и отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. В качестве мониторинга обществом использовались программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за 2016, 2017 и 2018 г., тогда как программы за 2017 и 2018 г. не соответствуют критериям установленным Приказом Минприроды РФ № 66 от 04.03.2016 г. «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», в нарушение требований ч.3 ч. 5, ч.7 ст. 12, Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ - ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", потому, полагаю, что ФИО1 являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства об охране окружающей среды ООО «Спецэкохозяйство», должно понести административное наказание.
Более того, судья обращает внимание и на то обстоятельство, что ФИО1, в судебном заседании пояснил, что не оспаривает, подтверждает, что действительно на 21 марта 2018 года общество осуществляло эксплуатацию ОРО в границах населенного пункта г.Воткинска, полигон размещен на земельном участке категории –земель населенных пунктов, что объект размещения отходов, эксплуатируемый обществом на 21 марта 2018г. не был включен ГРОРО, а также что до 15 января 2018 не представлено в Управление Росприроднадзора по УР программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды для эксплуатируемого объекта размещения отходов за 2017 г., а также отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, обстоятельства, изложенные в акте от 21 марта 2018 года за №10 не оспаривает, подтвердил. Фактически подтвердил и обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснив в судебном заседании, что обстоятельства совершенного правонарушения ФИО1, в протоколе об административном правонарушении, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, изложены верно.
Кроме того, полагаю, что в судебном заседании достоверно установлено, и осталось не оспоренным ФИО1, что действительно, 21.03.2018 в период времени с 10 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин. в результате бездействия должностного лица ФИО1 допущено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, потому прихожу к выводу, что ФИО1 должен быть привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Данный вывод судьи, кроме признания своей вины ФИО1, нашел свое полное подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, в их совокупности –в том числе протоколом об административном правонарушении <***> от <дата>, актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от <дата>№***, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от <дата>, договором аренды земельного участка за №***д от <дата>,
Дополнительным соглашением к договору аренды от <дата>, постановлением главы Администрации <*****> от <дата>, постановлением главы Администрации <*****> от <дата>, справкой об используемых земельных участков, выпиской из кадастрового паспорта на <дата>, служебной запиской начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по УР П от <дата>, федеральными статистическими наблюдениями, журналом учета в области обращения с отходами по состоянию на <дата>, перограммой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий 2018, выпиской из ЕГРЮЛ на <дата>, Уставом ООО «Спецэкохозяйство», протоколом общего собрания ООО «Спецэкохозяйство» от <дата>, уведомлением от <дата> и другими материалами дела об административном правонарушении.
Судья, в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении учитывает и то, что должностным лицом ФИО1 не представлено судье доказательств, подтверждающих, что последним, как руководителем общества, ответственным за соблюдение законодательства об охране окружающей среды ООО «Спецэкохозяйство» предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению указанный выше требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности в судебном заседании не установлено, в связи с чем, полагаю, что вина ФИО1 как должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения, доказана.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное ФИО1 административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанное с учетом умышленного характера и длительности допущенного ФИО1 правонарушения не позволяет признать его малозначительным.
При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 административного правонарушения.
Из представленных в суд материалов дела и объяснений ФИО1, усматривается, что ФИО1, вину признал, к административной ответственности привлекается впервые, не пытается уйти от административной ответственности, дает правдивые пояснения, имеет на иждивении малолетнего ребенка, что в силу ст.4.2 КоАП РФ, признано судьей обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом указанных выше обстоятельств, полагаю необходимым ФИО1 назначить минимальное наказание в пределах санкции ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
1.Признать – ФИО1
виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде:
административного штрафа в размере 10 000 тысяч рублей.
3. Информация о получателе штрафа согласно ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ: Получатель – Управление федерального казначейства по УР (Управление Росприроднадзора по УР)
р\с <***> в ГРКЦ НБ Удмуртской республики г.Ижевска: БИК 049401001, ИНН <***>, ОКТМО: 94701000, КПП 184101001, КБК 04811625060016000140, УИН: 0.
Кроме того, разъяснить ФИО1, что после оплаты штрафа необходимо представить судье копию квитанции, подтверждающую уплату штрафа, а также что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено постановление по делу, в данном случае, со дня составление мотивированного постановления.
Разъяснить ФИО1 и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, что день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья Я.В.Аганина