ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-528/2023 от 10.07.2023 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 5-528/2023

23RS0047-01-2023-004989-26

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июля 2023 года г. Краснодар

Судья Советского районного суда города Краснодара Тихонова К.С., при секретаре Сенченко А.Т., рассмотрев поступивший из Федеральной таможенной службы Российской Федерации южного таможенного управления Краснодарской таможни материал административного дела в отношении гражданина ФИО1, в совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В целях проверки информации, доведенной служебной запиской от оперативно-аналитического отделения Краснодарской таможни от 06.07.2022 «О предоставлении информации» о реализации в магазине «Hookah 5иу», расположенном по адресу: г. Краснодар, <адрес>, товаров электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» возможно с признаками нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, 16.08.2022 должностными лицами отдела контроля за ввозом и оборотом товаров (далее - ОКВОТ) Краснодарской таможни проведен таможенный осмотр смещений и территорий вышеуказанного магазина, принадлежащего ИП ФИО1

В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий установлено, что в магазине к реализации представлены различные комплектующие для кальяна, кальяны, табак для кальяна. Вместе с тем, выявлен иностранный товар «электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» в количестве 300 единиц, на который документы, подтверждающие таможенное декларирование данного товара, проверяемым лицом не представлены.

По результатам таможенного осмотра помещений и территорий в отношении ИП ФИО1 назначена выездная таможенная проверка Решение о проведении выездной таможенной проверки от 16.08.2022 /Р000121).

В целях пресечения действий, направленных на отчуждение товаров либо распоряжение этими товарами иным способом, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 335 ТК ЕАЭС обнаруженный товар «электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» в количестве 300 единиц изъят должностными лицами ОКВОТ Краснодарской таможни на основании постановления об изъятии товаров от 16.08.2022 № б/н, составлен акт изъятия товаров от 16.08.2022 № б/н. и размещен на СВХ ООО «Кубань-ТИ» по адресу: <адрес>.

Общее количество изъятых у ИП ФИО1 товаров составило 300 единиц.

У ИП ФИО1 получено объяснение от 16.08.2022, согласно которому «товар, приобретенный у компании ООО «ТК «Альфа-Логистик», пришел с ошибкой в УПД в графе «Регистрационный номер декларации на товар». Ошибка допущена бухгалтерией поставщика. При проверке в декларациях на товары таможенным органом не идентифицирована часть товара, реализуемого в магазине, на остальные товары номера деклараций предоставлены».

Из полученных документов в ответ на Требование о представлении документов и (или) сведений при выездной таможенной проверке установлено, что за часть изъятых товаров в рамках проводимой выездной таможенной проверки в отношении ИП ФИО1 () имеются документы, подтверждающие таможенное декларирование товаров, а именно идентифицированы товары в следующих декларациях на товары (далее - ДТ) .

Краснодарской таможней в целях выяснения обстоятельств ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, выявленных в ходе таможенного осмотра помещении и территорий магазина «Hookah Buy», при использовании программных продуктов КПС «Мониторинг-Анализ», АС «Стоимость - 1», АС «АЮД», ИСС «Малахит», исходя из имеющихся сведений о товаре, полученных в ходе таможенного осмотра помещений и территорий, в том числе наименования, вкуса, массы, упаковки, страны происхождения, количества содержания никотина, емкости батареи, мощности, размера проведен анализ баз данных, имеющихся в распоряжении таможенного органа. В целях установления законности нахождения на территории Российской Федерации изъятых товаров краснодарской таможней направлен запрос в Центральное информационно- техническое таможенное управление (далее - ЦИТТУ) от 07.11.2022 , на который получен ответ (письмо ЦИТТУ от 15.11.2022 ) с перечнем ДТ. По результатам проведенного анализа данного перечня идентифицирована часть товаров, по которым произведено таможенное декларирование в соответствии с ДТ .

Таким образом, общее количество идентифицированных товаров, в отношении которых производилось таможенное декларирование по ДТ , составило 128 единиц.

Краснодарской таможней направлены запросы в таможенные органы государств - членов ЕАЭС о представлении документов и сведений, подтверждающих таможенное декларирование изъятых товаров в таможенных органах государств - членов ЕАЭС (письма Краснодарской таможни от 09.11.2022 , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), на которые получены ответы (письмо Минской региональной таможни от ДД.ММ.ГГГГ, письмо РГУ «Департамент государственных доходов по городу Нур - Султану Комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан» от 06.12.2022 № МКД-17-02/43327, таможни «Баткен» Кыргызской Республики от 25.11.2022 , письмо Государственной таможенной службы при Министерстве финансов Кыргызской Республики от 07.12.2022 , письмо Комитета Государственных доходов Республики Армения от 26.12.2022 , письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 14.12.2022 № КГД-10-1-14/16794). Из указанных ответов следует, что сведения о таможенном декларировании изъятых в рамках проведения выездной таможенной проверки в отношении ИИ ФИО1 (ИНН ) товаров в таможенных органах государств - членов ЕАЭС отсутствуют.

Также в ходе проведения выездной таможенной проверки путем изучения информации, нанесенной на упаковку изъятых товаров, установлены официальные импортеры различных торговых марок. С целью установления ввоза данных товаров на таможенную территорию ЕАЭС и его таможенного декларирования Краснодарской таможней направлены запросы импортерам вышеуказанной изъятой продукции с целью предоставления документов и сведений в части подтверждения таможенного декларирования товаров (письма Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

В ответ на направленный запрос от 22.11.2022 ООО «МИНИМАКС» сообщило, что «организация никогда не занималась реализацией, импортированием и не представляло у себя в ассортименте товар «электронные системы доставки никотина».

В ходе выездной таможенной проверки направлена служебная записка от 09.11.2022 в отделение таможенной статистики Краснодарской таможни в целях выяснения обстоятельств фактического ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров, выявленных в ходе таможенного осмотра помещении и территорий магазина «Hookah Buy». В ответ на данный запрос служебной запиской от 07.12.2022 отделение таможенной статистики сообщило, что информация о таможенном декларировании в таможенных органах ФТС России продукции с товарными знаками «Bad drip labs», «Jam monster», «Yuoto» отсутствует.

По результатам проведенного анализа документов и сведений, полученных в ходе выездной таможенной проверки, установлено, что на часть обнаруженного у ИП ФИО1 в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий товара в количестве 172 единиц отсутствуют документы, подтверждающие таможенное декларирование.

Документы и сведения на данный товар, подтверждающие его легальный ввоз и таможенное декларирование, в ходе выездной таможенной проверки не представлены.

14.02.2023 согласно постановления о возврате изъятых товаров товар электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» в количестве 128 шт. задекларированный по ДТ возвращён ИП ФИО1

Таким образом, предметом административного правонарушения является товар - «электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» в общем количестве: 172 шт.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.

Статья 134 ТК ЕАЭС предусматривает, что пользование и распоряжение иностранными товарами допускается после их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "выпуск товаров" - действие таможенного органа, после совершения, которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой пли в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, являющиеся декларантами, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, заходящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, признается незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Согласно статье 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами ЕАЭС, в том числе утратившие статус ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС.

С учетом положений статей 2, 134 ТК ЕАЭС пользование, хранение и распоряжение иностранными товарами, ввозимыми в РФ допускается после их таможенного декларирования и выпуска таможенными органами.

В соответствии с ч.8 ст.310 ТК ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факты выпуска товаров, таможенными органами может доводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на таможенной территории ЕАЭС с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Согласно статье 311 ТК ЕАЭС объектами таможенного контроля, в том числе, являются товары, находящиеся на таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

В соответствии с пунктом 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС (при ввозе товаров) таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.

В связи с изложенным, в действиях индивидуального предпринимателя ИП ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных Правонарушениях (далее - КоАП РФ) - «Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги..., а также приобретение, хранение...».

По данному факту 17.02.2023 должностным лицом отдела административных расследований т/п Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИГ ФИО1 по ст. 16.21. КоАП РФ.

03.03.2023 в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ предмет административного правонарушения в общем количестве 172 шт., изъят протоколом изъятия вещей и документов от 03.03.2023 и передано на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Краснодарской таможни по адресу: <адрес>.

Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 11.04.2023 рыночная стоимость партии товара - никотинсодержащей продукции (никотинсодержащих жидкостей и ЭСДН), представленного образцами №, на территории Российской Федерации по состоянию на 16.08.2022 составила 36904,82 рубля.

Опрошенный в качестве лица привлекаемого к административной ответственности индивидуальный предприниматель ФИО1 (г. Краснодар. Березовский сельский округ, <адрес>), который пояснил, что проживает по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар. Березовский сельский округ, <адрес>, тел. . Занимается розничной продажей товаров народного потребления (в том числе электронные сигареты). В конце 2021 года ИП ФИО1 приобретался товар у дистрибьютера, у какого именно он не помнит, так как прошло много времени, товар был доставлен транспортной компанией, какой именно ИП ФИО1 не помнит, каким образом осуществлялся расчет за вышеуказанный товар, ИП ФИО1 не помнит. Вся информация о дистрибьютере указана на упаковках вышеуказанного товара. Вышеуказанный товар приобретен ИП ФИО1, с целью реализации вышеуказанного товара. ИП ФИО1 не осуществляет хранение товаро - сопроводительных документов, по причине того, что у его системы налогообложения нет строгой отчетности. ИП ФИО1 не знал о том, что обнаруженный у него вышеуказанный товар незаконно перемещен, через таможенную границу Евразийского экономического союза. На номент приобретения вышеуказанного товара, ИП ФИО1 в устной форме запрашивались документы у дистрибьютера товара, не попадающие под коммерческую тайну. Дистрибьютером было отказано в предоставлении каких- либо сведений. В таможенный орган, за получением сведений об оформлении в таможенном отношении вышеуказанного товара, ИП ФИО1 не обращался. Вину признаю, раскаиваюсь, так как административное правонарушение совершено по неосторожности.

Ответственность за незаконные приобретение, пользование таких товаров предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ (пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров).

Осуществляя предпринимательскую деятельность (самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров), ИП ФИО1 обязан знать действующее законодательство и соблюдать его, должен был предпринять меры, гарантирующие соблюдение законодательства. Однако ИП ФИО1 при осуществлении уставной деятельности не выполнил требования действующего таможенного законодательства РФ/ТС/ЕАЭС и осуществлял реализацию, хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ/ТС/ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, не соблюдены запреты и ограничения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что ИП ФИО1 необходимую степень заботливости и осмотрительности не проявил, все зависящие от него меры по соблюдению законодательства ЕАЭС не принял.

Дополнительным видом деятельности ИП ФИО1, согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является - розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах.

Согласно статье 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами ЕАЭС, в том числе утратившие статус ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС.

С учетом положений статей 2, 134 ТК ЕАЭС реализация иностранных товаров, ввозимыми в Российскую Федерацию, допускается после их таможенного декларирования и выпуска таможенными органами.

Таким образом, установлено, что в нарушение ч.1 ст.104 ТК ЕАЭС, иностранный товар, незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и не задекларирован в установленном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В целях установления повторности совершения однородного административного правонарушения, проведена проверка по АИС «Правоохрана - Административные правонарушения», в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1, ранее к административной ответственности на территории Российской Федерации по ст. 16.21 КоАП РФ, не привлекался.

Дата истечения срока давности привлечения к административной ответственности - 16.08.2024 г.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность согласно ст. 4.2 КоАП РФ является раскаяние лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно т. ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ - нет.

Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виновность лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

При назначении наказания, суд учитывает характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, ранее к административной ответственности за нарушение таможенных правил не привлекавшегося, имущественное положение правонарушителя.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд не усматривает и считает возможным назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, а именно «электронные системы доставки никотина и жидкости к ним» в общем количестве: 172 шт. согласно протоколу изъятия вещей и документов от 03.03.2023 .

Обратить конфискованные товары в федеральную собственность.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение десяти суток.

Судья: