ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-531/2023 от 12.01.2024 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-6/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пос. Ола 12 января 2024 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.,

в отсутствие представителя административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности,

рассмотрев в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: пос. Ола, ул. Советская, д. 32, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении

должностного лица – главного бухгалтера – начальника отдела учета и отчетности Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Чуруковой Ч.К., <данные изъяты>, сведения о привлечении ранее к административной ответственности отсутствуют,

которой права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены в ходе составления протокола,

у с т а н о в и л:

В ходе проверки целевого использования средств бюджета Ольского городского округа и средств, поступающих из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на осуществление деятельности за 2022 год, установлено, что в нарушение пп. 2 ч. 1 ст. 162, ч. 5 ст. 161, ст. 219 Бюджетного кодекса РФ руководитель отдела – главный бухгалтер отдела учета и отчетности Администрации муниципального образования Ольский муниципальный округ Чурукова Ч.К. в 2022 году (дата заключения договора на оферту и ее акцепт 31.03.2022, 30.04.2022, 31.05.2022, 30.06.2022, 30.09.2022, 31.10.2022, 30.11.2022,21.12.2022) за счет средств бюджета муниципального образования «Ольский городской округ» по главе 922, разделу и подразделу 0104, целевой статье 67200 40190, виду расходов 247, подстатье КОСГУ 223 (далее КБК 922-0104-6720040190-247-223) Администрации доведены лимиты бюджетных обязательств (далее ЛБО) в объеме 500 000,00 рублей. При исполнении бюджета Администрацией приняты бюджетные обязательства в размере 869 095,11 рублей, в том числе с превышением доведенных ЛБО на сумму 369 095,11 рублей.

Согласно уточненной Бюджетной росписи расходов бюджета муниципального образования «Ольский городской округ» № 4 и утвержденной Бюджетной смете по состоянию на 31.12.2022 средства бюджета на расходы Администрации по КБК 922-0104- 6720040190-247-223 предусмотрены в размере доведенных ЛБО в объеме 500 000,00 рублей.

В регистрах бюджетного учета Главной книге, Журналах операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (далее Журналы операций № 4), Карточке учета средств и расчетов по счету 302.23 и Оборотной ведомости по контрагенту ООО «Тахтоямск-Энергия» по КБК 922-0104-6720040190-247-223 на счете 302.23 «Расчеты по коммунальным услугам» отражены обязательства по кредиторской задолженности на начало 2022 года в сумме 242 821,14 рублей, расходы текущего года по Муниципальным контрактам от 01.01.2022 № 23/2022 на электроснабжение в объеме 14 652,00 рублей и от 01.01.2022 № 22.1/2022 на теплоснабжение в объеме 611 621,97 рублей. В целом в 2022 году обязательства по КБК 922-0104-6720040190-247 приняты на расходы в сумме 869 095,11 рублей, в том числе в размере доведенных лимитов 500 000,00 рублей, в размере не обеспеченных объемами ЛБО - 369 095,11 рублей.

По условиям пункта 6.1. Муниципального контракта от 01.01.2022 № 23/2022 на электроснабжение предусмотрены расчеты за потребление электрической энергии всего на общую сумму 14 652,00 рублей. Фактически, лимитами 2022 года погашена задолженность на начало 2022 года в сумме 45 373,03 рублей и оплата в полном объеме услуг, оказанных в 2022 году по контракту от 01.01.2022 № 23/2022 в размере 14 652,00 рублей. Общий объем расходов за электроэнергию составил 60 025,03 рублей.

Условиями пункта 6.1. Муниципального контракта от 01.01.2022 № 22.1/2022 на теплоснабжение предусматривались расчеты за отпуск тепловой энергии с января по март 2022 года на сумму 240 778,39 рублей, которые были исполнены поставщиком в полном объеме. Фактически, согласно выставленным счет-фактурам ООО «Тахтоямск-Энергия», поставка тепловой энергии осуществлялась с января по декабрь 2022 года на сумму 611 621,97 рублей, из них в пределах ЛБО - на сумму 242 526,85 рублей, сверх доведенных ЛБО и условий контракта, - в сумме 369 095,12 рублей. Общий объем обязательств по оказанным услугам ООО «Тахтоямск-Энергия» по тепловой энергии, принятых к учету в 2022 году, сложился из кредиторской задолженности 2021 года в сумме 197 448,11 рублей (оплата за счет ЛБО 2022 года в полном объеме) и расходов текущего года в сумме 611 621,97 рублей (частичная оплата за счет ЛБО 2022 года 242 526,85 рублей). Общий объем обязательств по теплоснабжению по состоянию на 31.12.2022 составил 809 070,08 рублей.

Актом сверки взаимных расчетов, подписанным исполнителем ООО «Тахтоямск- Энергия» и заказчиком Администрацией, подтверждены принятые обязательства по оказанным услугам электроснабжения и теплоснабжения на общую сумму 869 095,11 рублей (с учетом задолженности прошлого года 242 821,14 рублей) и их оплата на общую сумму 500 000,00 рублей, с образованием задолженности в размере 369 095,11 рублей.

На основании данных бюджетного учета и Отчета о бюджетных обязательствах ф. 0503128 по состоянию на 01.01.2023 по КБК 922-0104-6720040190-247-223 кредиторская задолженность составила 369 095,11 рублей, за счет превышения объемов, доведенных ЛБО на 2022 год по расчетам по Муниципальному контракту от 01.01.2022 № 22.1/2022 за теплоснабжение с ООО «Тахтоямск-Энергия».

Право на принятие обязательств за счет средств муниципального бюджета 2022 года по КБК 922-0104-6720040190-247 подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» у Администрации отсутствовало, в связи с окончанием срока действия Муниципального контракта от 01.01.2022 № 22.1/2022 с 16 марта 2022 года (пункт 8.1.) и в связи с отсутствием свободного остатка ЛБО на момент принятия к учету расходов по счет - фактурам (договорам, заключенным посредством направления оферты и её акцепта) на общую сумму 369 095,11 рублей, в том числе (счет - фактура от 31.03.2022 № 92, счет - фактура от 30.04.2022 № 133, счет - фактура от 31.05.2022 № 164, счет - фактура от 30.06.2022 № 197, счет - фактура от 30.09.2022 № 274, счет - фактура от 31.10.2022 № 311, счет - фактура от 30.11.2022 № 349, счет - фактура от 21.12.2022 № 359.

Таким образом, принятые к учету Администрацией в период с 16 марта по 31 декабря 2022 года с превышением утвержденных ЛБО по каждой из восьми счет-фактур, являются самостоятельным нарушением

В связи с изложенным в отношении Чуруковой Ч.К., как должностного лица, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка.

С учетом надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, судьей определено рассмотреть дело в отсутствие Чуруковой Ч.К.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Нормами статьи 6 БК РФ установлено: лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), в том числе орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Частью 5 статьи 161 БК РФ и пунктом 9 Решения о бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» определено, что заключение и оплата муниципальным казенным учреждением договоров (контрактов), исполнение которых осуществляется за счет средств муниципального бюджета, производятся в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями по принятию и (или) исполнению в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.

Согласно статье 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В 2022 году администрация является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ» и действует в организационно правовой форме муниципального казенного учреждения, согласно пункту 1.2. Положения об Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Ольского городского округа от 14.10.2015 № 25-РН.

Администрация исполняет расходные обязательства, вытекающие из нормативно-правовых актов, договоров, соглашений, муниципальных контрактов, на основании пункта 3.5. Положения.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского" учета в проверяемом периоде осуществлялось отделом учета и отчетности - структурным подразделением Администрации, действующим на основании Положения об отделе учета и отчетности администрации муниципального образования «Ольский район» (далее Положение об отделе), утвержденным постановлением Главы муниципального образования от 29.12.2006 № 368.

Согласно пунктам 3.4. и 3.5. Положения об отделе на отдел возложены функции контроля за правильным и экономным расходованием средств по утвержденной смете расходов, предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой расходов и ЛБО.

Статьёй 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.

Факт совершения Чуруковой Ч.К. правонарушения и вина в его совершении подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом № 6 об административном правонарушении от 12.12.2023;

- актом № 2 от 13.06.2023 по результатам контрольного мероприятия;

- уведомление № 03473D00970 о лимитах бюджетных обязательств из бюджета МО «Ольский городской округ» на 2022 год;

- бюджетной росписью № 4 на бюджет МО «Ольский городской округ» на 2022 год;

- бюджетная смета на 2022 год;

- оборотная ведомость ООО «Тахтоямск – Энергия» за период с 01.01.2022 по 31.12.2022;

- карточка учета средств и расчетов за период с 01.01.2022 по 31.12.2022;

- отчет о бюджетных обязательствах на 01.01.2023;

- муниципальный контракт № 22.1/2022 от 06.01.2022;

- актом сверки взаимных расчетов за период 2022 между ООО «Тахтоямск-Энергия» и администрации МО «Ольский городской округ»;

- счет-фактуры;

- положение об отделе учета и отчетности администрации МО «Ольский район»;

- распоряжение о переводе Чуруковой Ч.К. на иную должность муниципальной службы № 189/р/к от 30.04.2021;

- копия трудового договора от 30.04.2021;

- копия должностной инструкции начальника отдела – главного бухгалтера отдела учета и отчетности администрации МО «Ольский городской округ».

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к убеждению, что представленные доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Существенные нарушения порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущие его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не выявлены.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Чурукова Ч.К., приняла к бюджетному учёту расходы по муниципальным контрактам, не предусмотренные лимитами бюджетных обязательств на 2022 год.

В силу примечания к данной статье под должностным лицом следует понимать в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальных организациях.

В рассматриваемом случае Чурукова Ч.К. в юридически значимый период совершения вменяемого правонарушения являлась руководителем отдела учета и отчетности администрации МО «Ольский городской округ», то есть должностным лицом, осуществляющим, в том числе, контроль за соблюдением финансовой и учётной дисциплины, и несущим ответственность за невыполнение указанных обязанностей

С учётом изложенного, квалифицирую действия Чуруковой Ч.К. по ст. 15.15.10 КоАП РФ как принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые лимиты бюджетных обязательств.

При этом исхожу из ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Чуруковой Ч.К., в соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельства, исключающие в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по данному делу, отсутствуют.

При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным применить в отношении должностного лица административное наказание в пределах санкции статьи 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушений в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо – главного бухгалтера – начальника отдела учета и отчетности Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Чурукову Ч.К. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и назначить её наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Контрольно-счётная палата Ольского муниципального округа Магаданской области, л/с 04473Q42030), ИНН 4901007658, КПП 490101001, БИК 014442501, ОКТМО 44502000, к/с 03100643000000014700, ЕКС 40102810945370000040, отделение Магадан Банка России // УФК по Магаданской области г. Магадан, КБК 92611601154010000140.

Разъяснить Чуруковой Ч.К., что согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк, квитанция представляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо может быть подвергнуто штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административному аресту на срок до 15 суток, либо наказанию в виде обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении путём подачи жалобы (протеста) через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья подпись О.А. Стахорская