ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-539/2022 от 20.07.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 5-539/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

20 июля 2022 года

город Архангельск,

набережная Северной Двины, д. 112

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Ш.В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск», паспорт гражданина России <данные изъяты>

установил:

24 января 2022 года в ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий по благоустройству территорий городского округа «Город Архангельск» Департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» в числе прочего было выявлено, что Ш.В.А., являясь директором департамента городского хозяйства Администрации городского округа г. Архангельска, находящегося по адресу г. Архангельск, пр-кт Троицкий, д. 60, то есть должностным лицом, допустил нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта, а именно:

в срок до 31 декабря 2021 года не выполнено условие предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта, выделенного по соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 15.07.2021 № 023-21-33-пф-009, по достижению значения результата на 2021 год «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица»;

в срок до 31 декабря 2021 года мероприятие «Мероприятия по подготовке к празднованию 80- летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск», реализуемое за счёт средств иного межбюджетного трансферта, выделенного по соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 15.07.2021 № 023-21-33-пф-009, не включено в муниципальную программу на 2021 год, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

По результатам контрольного мероприятия уполномоченным должностным лицом контрольно-счетной палаты Архангельской области в отношении Ш.В.А. был составлен протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании составитель протокола - ведущий инспектор аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области К.Е.В. - на привлечении к административной ответственности настаивала.

Защитник Ш.В.А. по доверенности В.А.В. против привлечения к ответственности возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 07.04.2022.

Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом - ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) – установлено, что межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований: 1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации; 2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп утверждена государственная программа Архангельской области «Формирование современной городской среды в Архангельской области» (далее – государственная программа).

Перечень мероприятий указанной государственной программы приведён в приложении № 2 к государственной программе.

Согласно п. 2.6 приложения № 2 в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, ответственным исполнителем мероприятия по благоустройству территорий городского округа «Город Архангельск» является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ), показателем результата реализации мероприятий является количество благоустроенных общественных территорий. Применительно к 2021 году такой показатель равен 1 единице.

Порядок предоставления иного межбюджетного трансферта на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» установлен в приложении № 10 к государственной программе (далее - Порядок предоставления иного межбюджетного трансферта).

В силу п. 1 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта целевым назначением иного межбюджетного трансферта является оказание финансовой поддержки при осуществлении органами местного самоуправления городского округа (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, связанным с организацией благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территорий городского округа.

Предоставление иного межбюджетного трансферта местному бюджету осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство), являющимся главным распорядителем средств областного бюджета (п. 2 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта).

Согласно п. 3 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта одним из условий предоставления иного межбюджетного трансферта местному бюджету является заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления (далее - соглашение), в котором в том числе предусматриваются следующие условия: 1) размер предоставляемого иного межбюджетного трансферта, порядок, условия и сроки его перечисления в местный бюджет; 2) целевые значения показателей результата использования иного межбюджетного трансферта; 3) обязательство городского округа по обеспечению завершения реализации мероприятий по благоустройству территорий городского округа не позднее 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта; 4) обязательство городского округа по включению мероприятий по благоустройству территорий городского округа, реализуемых за счет средств иного межбюджетного трансферта, в муниципальную программу на соответствующий год (п. 4 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта).

В соответствии с п. 5 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта показателем результата использования иного межбюджетного трансферта является количество благоустроенных территорий городского округа в срок, установленный соглашением.

Для реализации государственной программы между министерством ТЭК и ЖКХ и департаментом городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» № 023-21-33-пф-009 от 15.07.2021 (далее – Соглашение).

Предметом названного Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» … в целях достижения результатов государственной программы (п. 1.1. Соглашения).

Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которой предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленным в соответствии с приложением № 1 к указанному соглашению, являющегося его неотъемлемой частью (п. 1.2. Соглашения).

Согласно приложению № 1 к Соглашению иной межбюджетный трансферт предоставляется для софинансирования мероприятия «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок окончания реализации мероприятия - 31.12.2021.

В соответствии с п.п. 4.3.3., 4.3.4. Соглашения Местная администрация обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленных в соответствии с приложением № 2 к настоящему Соглашению; обеспечить завершение реализации мероприятий по благоустройству территорий не позднее 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта.

В п. 1 приложения № 2 к Соглашению установлено значение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт: количество благоустроенных общественных территорий - 6 единиц, срок исполнения - 2021 год.

Дополнительным соглашением от 15.12.2021 № 023-21-33-пф-009/02 в п. 1 приложения № 2 к Соглашению внесены изменения, установлено значение показателей результативности исполнения мероприятий: количество благоустроенных общественных территорий - 1 единица, срок исполнения - 2021 год.

Между тем, по состоянию на 31.12.2021 условие предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта по достижению показателей результативности, установленных порядком и соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, не выполнено.

Кроме того, на основании обращений главы ГО «Город Архангельск» № 19-29/845 и № 19-29/846 от 28.06.2021 министерством ТЭК и ЖКХ предусмотрено выделение в 2021 году иных межбюджетных трансфертов на «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в размере 174 573 000,00 руб., в том числе на реализацию такого мероприятия как «Мероприятия по подготовке к празднованию 80-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск».

Бюджетные ассигнования доводились министерством в 2021 году уведомлениями о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета: от 08.07.2021 на сумму 174 573 000,00 руб., от 04.10.2021 на сумму 30 000 000,00 руб., от 16.11.2021 на сумму 174 573 000,00 руб. Окончательный размер установлен в уведомлении от 16.12.2021 на сумму 64 505 143,55 руб.

Однако до окончания исполнения мероприятий по Соглашению № 023-21-33-пф-009 от 15.07.2021 (31.12.2021) такое мероприятие как «Мероприятия по подготовке к празднованию 80- летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск» в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Архангельск», утверждённую постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 31.10.2017 № 1294, включено не было.

Согласно ст.ст. 28, 34 БК РФ одним из принципов, на основании которых основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств в числе прочего обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, установлена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Согласно п. 6.1.1. Соглашения уполномоченным органом Местной администрации, осуществляющим взаимодействие с министерством ТЭК и ЖКХ, на который со стороны Местной администрации возлагаются функции получателя средств иного межбюджетного трансферта, по исполнению (координации исполнения) указанного соглашения, предоставлению отчетности, является департамент городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск».

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников иных организаций.

Ш.В.А. по состоянию на 31.12.2021, а также на дату рассмотрения настоящего дела замещает должность муниципальной службы директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск», то есть является должностным лицом.

Факт совершения Ш.В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается копиями распоряжения о назначении контрольного мероприятия от 23.11.2021, акта контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий по благоустройству территории городского округа «Город Архангельск» в департаменте городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск», соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 15.07.2021 № 023-21-33-пф-009, дополнительного соглашения от 15.12.2021 № 023-21-33-пф-009/02, обращений главы ГО «Город Архангельск» № 19-29/845 и № 19-29/846 от 28.06.2021, письма министерств ТЭК и ЖКХ от 08.07.2021 № 203/4639, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.

Оснований не доверять этим доказательствам судья не имеет. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности должностных лиц в исходе дела, в судебном заседании не добыто.

Вина Ш.В.А. в рассматриваемом случае выразилась в том, что он имел возможность и был обязан соблюсти требования бюджетного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него для этого меры.

Вопреки доводам защитника, заключение дополнительного соглашения от 21.01.2022 № 023-21-33-пф-005/03, которым в п. 1 приложения № 2 к Соглашению внесены изменения и установлено значение показателей результативности исполнения мероприятий: количество благоустроенных общественных территорий в 2021 году 0 единиц, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку по состоянию на 31.12.2021 условие предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта по достижению показателей результативности, установленных порядком и соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, не было выполнено.

Более того, заключение подобного дополнительного соглашения свидетельствует о том, что Ш.В.А. имел возможность не допускать нарушения бюджетного законодательства путём заключения такого соглашения в срок до 31 декабря 2021 года.

Доказательства того, что Ш.В.А. до 31 декабря 2021 года обращался в министерство ТЭК и ЖКХ с предложением об изменении значения показателей результативности исполнения мероприятий по Соглашению на 2021 год в материалах дела отсутствуют, в связи с чем довод защитника о том, что Ш.В.А. не имел возможности выполнить условия предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта по объективным причинам, отклоняется.

Допущенное правонарушение не является малозначительным.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер совершённого административного правонарушения и личность виновного, а также принимает во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ) судьёй не установлено.

Законных оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ) не имеется.

Исключительные обстоятельства, позволяющие снизить размер административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 19 июля 2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,

постановил:

признать Ш.В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десяти тысяч) рублей.

Наименование получателя штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Контрольно-счетная палата Архангельской области, л/сч 04242029570), ИНН 2901219352, КПП 290101001, р/сч 03100643000000012400, к/сч 40102810045370000016 в отделении Архангельск Банка России// УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, г. Архангельск, БИК 011117401, КБК 304 116 01156 01 0015 140, ОКТМО 11701000, УИН 0410684402204000000000189.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.А. Попов