П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Спасск-Рязанский 07 октября 2016 года
Судья Спасского районного суда Рязанской области Сильвестров А.А.,
при секретаре Маниной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года вблизи деревни <данные изъяты> Спасского района Рязанской области, ФИО1, в нарушение ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», п. 2 Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия", не имея разрешения (открытого листа), полученного в установленном законом порядке, в целях поиска металлолома и предметов старины, проводил археологические полевые работы с использованием специального технического средства поиска – металлоискателя <данные изъяты> При этом действия ФИО1 не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.15 ч. 3 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка о получении почтового отправления из суда от ДД.ММ.ГГГГ ходатайств об отложении слушания дела суду не заявлял. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с заявлением о рассмотрении материала в его отсутствие, в связи с занятостью на работе, вину в совершении административного правонарушения по ст. 7.15 ч. 3 КоАП РФ он признает, раскаивается в содеянном.
Суд, исходя из положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, поскольку имеются данные о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав представленные материалы дела, суд считает доказанной вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7.15 ч. 3 КоАП РФ административным правонарушением является проведение археологических полевых работ без полученного в установленном законом порядке разрешения (открытого листа), совершенное с использованием специальных технических средств поиска, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.
Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
Физические и юридические лица, проводящие археологические полевые работы, имеют право доступа к объектам археологического наследия, археологические полевые работы на которых предусмотрены разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ. Физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы, в целях проведения указанных работ собственниками и (или) пользователями земельных участков, в границах которых расположены объекты археологического наследия, должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ.
Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения.
1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.
В соответствии с п. 10 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
Согласно Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудником УФСБ России по <данные изъяты>ФИО6 оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов» на странице аккаунта «<данные изъяты> Козлов» в социальной сети «Вконтакте» (vk.com) в разделе «фотографии» выявлен альбом «Хобби», в котором размещены фотографии предметов, по внешним признакам относящиеся к археологическим предметам, а также металлоискатель неустановленной марки. В ходе проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» ФИО1 установлено, что металлоискатель приобретен им в ДД.ММ.ГГГГ, с помощью которого он вблизи <адрес> производил раскопки с использованием металлоискателя <данные изъяты> в целях поиска металлолома и предметов старины. Последний раз ФИО1 осуществлял указанную деятельность ДД.ММ.ГГГГ Изъятые в ходе ОРМ «Обследование» у ФИО1 предметы были направлены на исследование специалисту-археологу <данные изъяты>ФИО7 Согласно заключениям специалиста <данные изъяты>ФИО7, изъятые у ФИО1 предметы представляют собой медные монеты России <данные изъяты>. чеканки, украшения <данные изъяты> изготовленные из медных сплавов; 11 предметов христианского культа <данные изъяты> изготовленные из медных сплавов и белого металла; 7 пуговиц-гирек <данные изъяты> изготовленные из медных сплавов. В заключениях специалиста <данные изъяты>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в случае, если рассмотренные предметы обнаружены в ходе археологических раскопок (в т.ч. проведенных с нарушением законодательства РФ) или находок есть все основания считать их археологическими предметами. В пользу сделанных выводов говорит и тот факт, что одним из основных источников информации о данной категории предметов, указанных в заключениях, являются археологические раскопки, в ходе проведения которых предметы изучаются в контексте культурного слоя, в контексте археологических объектов (построек, сооружений и т.д.), а также в контексте сформированных в результате исследований коллекций археологических предметов.
Согласно информации Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <данные изъяты> разрешение (открытый лист) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия на территории <данные изъяты> на имя ФИО1 не выдавалось.
Таким образом, судом бесспорно установлен факт проведения ФИО1 археологических работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), совершенные с использованием специальных технических средств поиска, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Вина ФИО1 подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленным должностным лицом – сотрудником УФСБ по <данные изъяты>ФИО6
- протоколом исследования предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого установлено, что в сети Интернет на странице аккаунта «<данные изъяты> Козлов» в социальной сети «Вконтакте» (vk.com) в разделе «фотографии» в подразделе «Хобби» на скриншотах страниц отображены предметы старины, найденные в ходе проведения раскопок;
- протоколом опроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ пояснившего, что он увлекался коллекционированием старинных предметов, свои находки он выкладывал в социальной сети «Вконтакте» со страницы аккаунта «<данные изъяты> Козлов» <данные изъяты> Для целей поиска старинных предметов и металлолома в ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен металлоискатель <данные изъяты> В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проводил раскопки на поле в деревне <данные изъяты> Спасского района Рязанской области в целях поиска предметов старины. Металлоискатель он продал, так как у него пропал интерес к данной деятельности. Найденные предметы он оставил дома, хотя знал, что их необходимо поставить на учет. Кроме того, разрешения (открытого листа) на проведение археологических полевых работ на территории <данные изъяты> он не получал. Часть найденных им в ходе раскопок предметов старины он выбросил, часть старинных предметов хранится у него дома.
- протоколом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО1 добровольно были выданы <данные изъяты> предметов старины;
- заключениями специалиста – <данные изъяты>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ согласно которых ему на исследование были переданы <данные изъяты> старинных предметов, найденных ФИО1 в ходе проведения раскопок, <данные изъяты> из которых являются медными монетами России <данные изъяты> чеканки, <данные изъяты> предметов представляют собой украшения, изготовленные из медных сплавов <данные изъяты><данные изъяты> предметов представляют собой предметы христианского культа <данные изъяты> изготовленные из медных сплавов и белого металла, <данные изъяты> предметов представляют собой пуговицы-гирьки <данные изъяты> изготовленные из медных сплавов <данные изъяты> Предметы неизвестного назначения не датированы. Согласно заключениям специалиста ФИО7, в случае если рассмотренные предметы обнаружены в ходе археологических раскопок (в т.ч. проведенные с нарушением законодательства РФ) или находок, есть все основания считать их археологическими предметами. В пользу сделанных выводов говорит и тот факт, что основным источником информации о данной категории предметов являются археологические раскопки, в ходе проведения которых предметы изучаются в контексте культурного слоя, в контексте археологических объектов (построек, сооружений и т.д.), а также в контексте сформированных в результате исследований коллекций археологических предметов;
- сведениями Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно информации, имеющейся на сайте министерства культуры РФ по адресу: <данные изъяты>Информация о выдаче разрешений (открытых листов), ФИО1 <данные изъяты> разрешение (открытый лист) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия на территории <данные изъяты> не выдавалось.
Таким образом, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ нашла свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.
За указанное правонарушение ФИО1 должен понести наказание, поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности его привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключают производство по данному делу, судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания ФИО1 суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
В силу п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, так как ФИО1 добровольно в своих объяснениях, данных сотруднику УФСБ по <данные изъяты>, рассказал об обстоятельствах проведения археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) с использованием специального технического средства поиска – металлоискателя, выдал в добровольном порядке найденные в ходе раскопок предметов старины.
В силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признание ФИО1 вины, <данные изъяты>
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
В части 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая, обстоятельства совершенного правонарушения и личность виновного, действуя в соответствии с целями и задачами законодательства об административных правонарушениях, суд полагает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей, поскольку указанное наказание в данном случае обеспечит реализацию задач административной ответственности.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного правонарушения, а также его характером и последствиями, личностью и имущественным положением ФИО1 установлено не было, в связи с чем применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, суд не вправе.
Санкцией ст. 7.15 ч. 3 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также специальных технических средств поиска.
Из материалов дела следует, что ФИО1 специальное техническое средство поиска – металлоискатель продал, мер по его изъятию должностным лицом не предпринималось, предметы, добытые ФИО1 в результате проведения археологических полевых работ, вещественными доказательствами не признавались, к делу об административном правонарушении не приобщались, в суд не поступили, в связи с чем суд полагает не назначать ФИО1 дополнительного наказания в виде конфискации специального технического средства поиска и предметов, добытых в результате проведения археологических полевых работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО1 <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: <данные изъяты>
РазъяснитьФИО1, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области, либо непосредственно в Рязанский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Сильвестров