Дело №
УИД 41RS0№-47
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» августа 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Иркутской области, гражданина Российской Федерации, паспорт серии 3011 № выдан отделом ОФМС России по Камчатскому краю в гор. Петропавловске-Камчатском ДД.ММ.ГГГГ, имеющего среднее специальное образование, состоящего в браке, работающего в ООО «Эрфольг» в должности матроса стюарда РС «Эрфольг», зарегистрированного по месту жительства и проживающего по адресу: Московская область, , мкр. Новогорск, , корпус 2, , ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе совершения таможенных операций и таможенного контроля РС «Эрфольг», находившегося на якорной стоянке № Петропавловск-Камчатского морского торгового порта в акватории Авачинской губы, прибывшего из порта Пусан () на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), установлено, что ФИО2, прибывший на борту указанного судна на таможенную территорию ЕАЭС, не задекларировал по установленной форме следующие иностранные товары, подлежащие обязательному декларированию алкогольная продукция:
- вино «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, в количестве 5 бутылок, объемом 0,5 литра каждая;
- вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11%, в количестве 2 бутылок, объемом 0,75 литра каждая;
- коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 1 бутылки, объемом 1 литр.
ФИО2 на рассмотрение дела не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается представленными доказательствами в связи со следующим.
Перемещение товаров через границу Евразийского экономического союза регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс), членами которого являются Российская Федерация, , Кыргызская Республика, и (ст. 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (подписан ДД.ММ.ГГГГ; ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (подписан ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данному Кодексу, в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами (п. 1 ст. 1).
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая данный Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 ст. 1).
Согласно ст. 5 ТК ЕАЭС, таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом или в соответствии с данным Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с данным Кодексом (ст. 9 ТК ЕАЭС).
В силу ч. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как предусмотрено подп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В подп. 12 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС закреплено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 данного Кодекса, и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно ч. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 данного Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами данного Кодекса (п. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС).
Из пунктов 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.
На основании п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 256, пунктом 11 статьи 260, пунктами 2, 3, 6 и 8 статьи 266 ТК ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (далее - Решение №), установлены следующие стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов:
табак и табачные изделия в количестве: 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста:
алкогольная продукция в количестве 3 л в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Согласно акту таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ№/Ф000001 с фототаблицей к нему, проведенного в соответствии с поручением на досмотр, протоколу изъятия вещей и документов, акту приема-передачи, ДД.ММ.ГГГГ в ходе досмотра судна РС «Эрфольг» в каюте матроса стюарда были обнаружены принадлежащие ФИО2 товары, не указанные в представленных администрацией судна документах и не заявленные каким-либо иным способом, в том числе: вино «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, в количестве 5 бутылок, объемом 0,5 литра каждая; вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11%, в количестве 2 бутылок, объемом 0,75 литра каждая; коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 2 бутылок, объемом 1 литр каждая; виски «Chivas Regal, prince of whiskies, aged 12 years, blended scotch whisky, product of Scotland» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 2 бутылок, объемом 1 литр каждая.
Из указанного количества ФИО2 были выпущены следующие товары, не подлежащие декларированию: коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 1 бутылки, объемом 1 литр; виски «Chivas Regal, prince of whiskies, aged 12 years, blended scotch whisky, product of Scotland» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 2 бутылок, объемом 1 литр каждая.
Остальная продукция была помещена в камеру хранения вещественных доказательств Сахалинской таможни. При осуществлении изъятия производилась фотографирование и видеозапись (л.д. 8-14, 31-33).
Генеральная (общая) декларация, декларация о грузе, декларация о судовых припасах, декларация о личных вещах экипажа не содержат сведений о ввозе на борту судна РС «Эрфольг» на таможенную территорию ЕАЭС вышеуказанных обнаруженных ДД.ММ.ГГГГ на его борту товаров (л.д. 19-20, 24-28).
Согласно протоколу опроса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, он работает в должности матроса стюарда на судне РС «Эрфольг» с ДД.ММ.ГГГГ. Имеет движимое имущество - автомобиль, а также недвижимость - квартиру в области. Средняя заработная плата в месяц составляет 70 000 рублей. Женат. Разрешительных документов, лицензий на перемещение подакцизной продукции он (ФИО2) не имеет и не обращался за их оформлением. Находясь в порту Пусан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приобрел алкогольную продукцию для личного потребления. Коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» 1 литр и виски «Chivas Regal» 2 литра, перемещенные им (ФИО2) через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, у него (ФИО2) не изымались. Остальная алкогольная продукция: вино «Jinro House Wine Red» 2,5 литра; вино «PARTHENON, red dry wine» 1,5 литра; коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» 1 литр, незадекларированная им (ФИО2), была изъята по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ. К административной ответственности по аналогичным правонарушениям ранее не привлекался. Свою вину признал, впредь обещал не совершать подобных административных проступков (л.д. 15-17).
Указанные объяснения привлекаемого к административной ответственности лица расцениваю как имеющие силу доказательственного значения в порядке ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждающие факт совершения вменяемого ему правонарушения.
Согласно переводу с английского языка на русский язык маркировки на изъятых у ФИО2 бутылках:
- «Jinro House Wine Red» - домашнее красное вино;
- «PARTHENON, red dry wine» - красное сухое вино (л.д. 61-69).
По итогам проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным обстоятельствам в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 75-79).
ФИО2 о времени и месте составления протокола был извещен надлежащим образом, на его составление не явился, в связи с чем протокол составлен в его отсутствие, что соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 39-45).
Вступая в таможенные правоотношения, ФИО2 должен был знать о существовании установленных обязанностей, ограничений и запретов, а также обеспечить их выполнение, то есть, проявив должную степень внимательности и осмотрительности, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), однако не принял соответствующих мер, не задекларировал перемещаемый им через таможенную границу товар, подлежащий обязательному декларированию.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, считаю доказанной вину ФИО2 в совершении административного правонарушения и квалифицирую его действия по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса.
Указанная квалификация полностью нашла свое подтверждение при исследовании доказательств, представленных в материалах дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Согласно материалам дела, ФИО2 ранее не привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела (л.д. 73), в связи с чем обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО2 в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю совершение впервые административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2 в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 данной статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Предметом административного правонарушения по настоящему делу является алкогольная продукция, а именно: вино «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, в количестве 5 бутылок, объемом 0,5 литра каждая; вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11%, в количестве 2 бутылок, объемом 0,75 литра каждая; коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 1 бутылки, объемом 1 литр.
Согласно представленной в материалах дела служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, стоимость 5 бутылок вина «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, общим объемом 2,5 литра составила 1 483,20 руб.; стоимость 2 бутылок вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11% общим объемом 1,5 литра составила 2 400 руб.; стоимость 1 бутылки коньяка «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, общим объемом 1 литр составила 2 446,85 руб. (л.д. 70-72).
Таким образом, расчет общей стоимости предмета административного правонарушения является следующим: 1 483,20 (стоимость 5 бутылок вина «Jinro House Wine Red») + 2 400 (стоимость 2 бутылок вина «PARTHENON, red dry wine») + 2 446,85 (стоимость 1 бутылки коньяка «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France») = 6 330,05 рублей.
При решении вопроса о виде и размере наказания, учитывая характер совершенного противоправного деяния, объектом которого являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары через таможенную границу ЕАЭС, личность ФИО2, его имущественное положение (л.д. 47-54), наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения новых правонарушений в области таможенного дела считаю необходимым назначить ФИО2 административное наказание в виде административного штрафа в размере в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Конфискация как административное наказание по настоящему делу не может быть применена в отношении предмета административного правонарушения – алкогольной продукции в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что конфискации подлежат лишь те предметы административных правонарушений, применительно к которым не исключена возможность их реализации и обращения в доход государства.
В силу ч. 3 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
Оборотом алкогольной продукции признается, в том числе ввоз ее в Российскую Федерацию, ее хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
При таких обстоятельствах к изъятой у ФИО2 алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, административное наказание в виде конфискации применено быть не может, в связи с чем она подлежит изъятию из незаконного оборота.
При таких обстоятельствах по вступлении настоящего постановления в законную силу подлежит уничтожению в установленном порядке изъятая протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ алкогольная продукция – вино «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, в количестве 5 бутылок, объемом 0,5 литра каждая; вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11%, в количестве 2 бутылок, объемом 0,75 литра каждая; коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 1 бутылки, объемом 1 литр.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях издержки по настоящему делу в размере 87 (восемьдесят семь) рублей 58 копеек за осуществление перевода ИП ФИО3 подлежат отнесению на счет федерального бюджета (л.д. 58-60).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 3 165 (три тысячи сто шестьдесят пять) рублей 03 копейки.
По вступлении настоящего постановления в законную силу уничтожить изъятую протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ алкогольную продукцию, а именно: вино «Jinro House Wine Red» с объемным содержанием спирта 16,67%, в количестве 5 бутылок, объемом 0,5 литра каждая; вино «PARTHENON, red dry wine» с объемным содержанием спирта 11%, в количестве 2 бутылок, объемом 0,750 литра каждая; коньяк «COURVOISIER VS, cognac, jarnac France» с объемным содержанием спирта 40%, в количестве 1 бутылки, объемом 1 литр.
Издержки по делу в размере 87 (восемьдесят семь) рублей 58 копеек за осуществление перевода ИП ФИО3 отнести на счет федерального бюджета.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель платежа - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, ОКТМО 45328000, Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК , БИК 024501901, ОКТМО 45328000, счет банка получателя средств №, счет получателя средств №, код таможенного органа 10000010, КБК 153 1 16 01161 01 0000 140, УИН 15№.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков