ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-569/2017 от 30.11.2017 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-569/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


30 ноября 2017 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М.,
в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 21,

с участием законного представителя СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» директора ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Псковская, д.18,

УСТАНОВИЛ:

СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» совершило повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.

При проведении 30.10.2017 г. внеплановой выездной проверки по контролю исполнения предписания ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1, проведенной на основании распоряжения начальника ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО2 от 18.09.2017 г. № 2-8-386, установлено, что 02.10.2017 г. в 00 ч. 01 мин. СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», находящееся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Псковская, д.18, не выполнило в установленный до 01.10.2017 г. срок законное предписание ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1, в административном здании по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.76/5, лит.А, а именно:

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенные в цокольном этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 6,7,8,1 в плане цокольного этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.1),

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, общей площадью более 300 кв.м (фактически 543,4 кв.м), расположенные на втором этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 1-7 в плане второго этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.2),

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, общей площадью более 300 кв.м (фактически 536,4 кв.м), расположенные на третьем этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 1,3,4,5,6,7,8 в плане третьего этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.2),

- горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов (стеллажей) менее 0,5 м. (в помещениях архивохранилищ) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 54,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» п.13.3.6.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении № 5-421/2016-2 от 23.11.2016 г. СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 06.12.2016 г.

Таким образом, действия СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Законный представитель СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» директор ФИО1 в судебное заседание явилась, считает, что вина во вменяемом правонарушении отсутствует, поскольку исполнение предписания невозможно по независящим от СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» причинам, частично предписание было исполнено за счет сэкономленных бюджетных средств. В 2017 году принято решение о строительстве для СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» нового здания. В связи с чем, полагает, что производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, представила ходатайство о снижении штрафа, в случае признания юридического лица виновным в совершении данного правонарушения, поскольку СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» является учреждением, подведомственным Архивному комитету Санкт-Петербурга, финансирование осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга. Доходы от оказания платных услуг в полном объеме подлежат зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Архив не может предусмотреть работы по дооснащению комплексными системами обеспечения безопасности, включая систему автоматического пожаротушения, в смете расходов, поскольку заказчиком на выполнение данных работ является Комитет по информатизации и связи. Финансовые средства по дооснащению здания на 2017 год не предусмотрены, а на 2018 год включены в перечень дополнительных потребностей.

Представитель ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании, состоявшемся 23.11.2017 г. представитель ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО3 пояснила, что сведениями, изложенными в протоколе и представленных материалах дела, вина юридического лица полностью подтверждается, предписание не выполнено в полном объеме, выявленные нарушения являются существенными.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя ФИО1, суд полагает вину СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» в совершении данного административного правонарушения установленной и доказанной.

Фактические обстоятельства дела и вина СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» в повторном невыполнении в срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области пожарного надзора, подтверждаются следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № 2-8-321 от 30.09.2017 г., составленным государственным инспектором ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по пожарному надзору ФИО3, согласно которому 02.10.2017 г. в 00 ч. 01 мин. СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», находящееся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Псковская, д.18, не выполнило в установленный до 01.10.2017 г. срок законное предписание ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1, а именно:

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенные в цокольном этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 6,7,8,1 в плане цокольного этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.1),

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, общей площадью более 300 кв.м (фактически 543,4 кв.м), расположенные на втором этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 1-7 в плане второго этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.2),

- помещения, относящиеся к категории В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, общей площадью более 300 кв.м (фактически 536,4 кв.м), расположенные на третьем этаже здания, не защищены системой автоматического пожаротушения (помещения №№ 1,3,4,5,6,7,8 в плане третьего этажа) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 51,52,61,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» прил.А (обязательное), табл.А3, п.4.2),

- горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов (стеллажей) менее 0,5 м. (в помещениях архивохранилищ) (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.ст. 54,83, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» п.13.3.6.

Протокол составлен с участием законного представителя СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» директора ФИО1,

- распоряжением начальника ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО2 от 18.09.2017 г. № 2-8-386, о проведении внеплановой выездной проверки по контролю исполнения предписания ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1, в отношении СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», в административном здании по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.76/5, лит.А. Распоряжение получено 05.10.2017 г. законным представителем СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» директором ФИО1

- актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 30.10.2017 г. № 2-8-386, проведенной государственным инспектором по пожарному надзору ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО3, в административном здании по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.76/5, лит.А, принадлежащем СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», из которого следует, что предписание от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1 исполнено не в полном объеме,

- предписанием от 18.10.2016 г. № 2-8-709/1/1 государственного инспектора по пожарному надзору ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО3, об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга», из которого следует, что СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» необходимо устранить выявленные нарушения до 01.10.2017 г. Предписание получено 18.10.2016 г. законным представителем СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» директором ФИО1,

- постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении № 5-421/2016-2 от 23.11.2016 г., которым СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 06.12.2016 г.,

- иными материалами дела.

Как следует из представленных материалов дела, вышеуказанное предписание в установленном законом порядке не обжаловалось, не признано судом незаконными, с данным предписанием СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» согласилось, однако в свою очередь требования предписания в установленный срок исполнены не были.

Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

В силу ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Повторное совершение административного правонарушения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ квалификация административного правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, как повторное совершение однородного административного правонарушения, предусмотрена в случае, если оно совершено после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Действия СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» подлежат квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведения проверки соблюдены.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что представленные документы являются относимыми и допустимыми доказательствами и в совокупности достаточными для установления вины СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследованными обстоятельствами по делу установлено, что у юридического лица имелась возможность выполнить предписание государственного органа. Обстоятельств, которые не позволили бы СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» это сделать, не представлены.

Ссылка законного представителя СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» на недостаток денежных средств, не может являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, иное влечет освобождение юридического лица от административной ответственности по основаниям, не предусмотренным законом, что является недопустимым. При этом игнорирование СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» предписаний органа в сфере пожарной безопасности представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Так, при назначении административного наказания суд учитывает доводы законного представителя о том, что наложение штрафа на СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» даже в минимальном размере, а именно в размере 150000 рублей, существенным и отрицательным образом скажется на финансовой устойчивости организации. Кроме того, суд учитывает, что СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» является учреждением, подведомственным Архивному комитету Санкт-Петербурга, финансирование осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга. Доходы от оказания платных услуг в полном объеме подлежат зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Архив не может предусмотреть работы по дооснащению комплексными системами обеспечения безопасности, включая систему автоматического пожаротушения, в смете расходов, поскольку заказчиком на выполнение данных работ является Комитет по информатизации и связи. Финансовые средства по дооснащению здания на 2017 год не предусмотрены, а на 2018 год включены в перечень дополнительных потребностей.

Суд считает, что цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а именно: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, могут быть достигнуты при назначении СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, ходатайство защитника о снижении размера штрафа СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» необходимо удовлетворить и назначить СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Санкт-Петербургу (Главное управление МЧС России

по Санкт-Петербургу, л/с <***>),

ИНН <***>, КПП 784001001,

счет 40101810200000010001,

банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России,

КБК 17711607000016000140, ОКТМО 40306000,

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга

по делу № 5-569/2017.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.


Судья