ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/2021 от 16.02.2021 Южно-курильского районного суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2020-004044-30 №5-57/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт. Южно-Курильск 16 февраля 2021 года

Судья Южно-Курильского районного суда Сахалинской области Юхно Н.В., при секретаре Горной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» (юридический адрес: <...>, литер В, 694520, ОГРН:<***>, ИНН: <***>, КПП: 650401001),

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГг. заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес>ФИО3 в отношении юридического лица – ООО Рыбокомбинат «Островной» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из протокола об административном правонарушении, отделом иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по поступившей из отдела внешней трудовой миграции УВМ УМВД России по <адрес> информации о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанным отделом было оформлено 48 разрешений на работу иностранным гражданам, принимающей стороной и работодателем которых выступило ООО Рыбокомбинат «Островной». Одним из таких иностранцев является - гражданин Мьянмы Со Йисай, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с которым, согласно направленного во исполнение обязанности, предусмотренной абзацем 1 пункта 8 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обществом уведомления «о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор, и который имел разрешение на работу со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако от ООО Рыбокомбинат «Островной» в адрес подразделений по вопросам миграции уведомлений о расторжении с данным иностранным гражданином трудового договора не поступало. Таким образом, учитывая, что ООО Рыбокомбинат «Островной» не представило какие-либо документы, свидетельствующие об отстранении Со Йисай от трудовой деятельности (приказ на отпуск и пр.) имеются основания полагать, что указанная организация продолжает, незаконно, привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении направлено вышеуказанным должностным лицом на рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Южно-Курильский районный суд на основании части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель ООО Рыбокомбинат «Островной» ФИО4 пояснила, что с иностранным гражданином Со Йисай было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в связи с чем трудовой договор не прекращался и обязанности уведомлять о прекращении трудовых отношений не имеется, просила производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, в связи с тяжелым финансовым состоянием общества и устранением выявленного правонарушения.

Исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяносто суток.

Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранному гражданина или лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.

В статье 2 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами).

Статьей 351.5. Трудового кодекса РФ установлено, что работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с законодательством о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом: получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется; разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм следует, что к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлекается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, под которым понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Перед заключением трудового договора или фактическим допуском к работе работодатель обязан проверить наличие у иностранного гражданина выданного, а не только оформленного разрешения или патента, и предоставить рабочее место согласно соответствующей специальности, указанной в нем. Иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, требуется получение разрешения на работу. Данное разрешение выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО Рыбокомбинат «Островной» зарегистрировано в реестре в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития (регистрационный ).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес>ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО Рыбокомбинат «Островной» по факту привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации с нарушением миграционного законодательства, по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила поступившая из отдела внешней трудовой миграции УВМ УМВД России по <адрес> информация о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанным отделом было оформлено 48 разрешений на работу иностранным гражданам, принимающей стороной и работодателем которых выступило ООО Рыбокомбинат «Островной». Одним из таких граждан является гражданин Мьянмы Со Йисай, с которым ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор и который имел разрешение на работу со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако сведений о расторжении с данным иностранным гражданином трудового договора в адрес подразделения не поступало, в связи с чем имеются основания полагать, что ООО Рыбокомбинат «Островной» продолжает незаконно привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности.

При этом судом установлено, что согласно поданному ООО Рыбокомбинат «Островной» ДД.ММ.ГГГГ уведомлению о заключении трудового договора иностранный гражданин Со Йисай имеет разрешение на работу серия 65 , выданного ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО Рыбокомбинат «Островной» и иностранным гражданином Со Йисай заключен срочный трудовой договор №РКО0000040 на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 2.2 договора период найма может быть продлен или сокращен по соглашению сторон, иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, вступающим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, срок действия трудового договора продлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд отмечает, что при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору уведомлять миграционный орган не требуется, поскольку в данном случае прекращения трудового договора не происходит.

Вместе с тем, на момент начала действия дополнительного соглашения срок действия разрешения на работу серии 65 № истек.

Разрешение на работу серии 65 было выдано ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, заключая дополнительное соглашение к трудовому договору №РКО0000040 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО Рыбокомбинат «Островной» в нарушение приведенных выше норм привлек к работе иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу или патента, требуемого в соответствии с федеральным законом.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом <адрес> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГг., уведомлением о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином (лицом без гражданства), выпиской из ЕГРЮЛ, рапортами заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес>, а также дополнительно представленными документами: копиями паспорта иностранного гражданина Мин Зо Ту, миграционной карты, уведомлением о постановке на учет, разрешением на работу серии 65 , визой, страховым полисом, индивидуальным пропуском, трудовым договором №РКО0000040 от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к нему, которые оцениваются на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения.

Доказательств свидетельствующий о принятии ООО Рыбокомбинат «Островной» всех зависящих от него мер по соблюдению федерального миграционного законодательства при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лицо во вмененном ему правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд усматривает в действиях юридического лица ООО Рыбокомбинат «Островной» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод защитника ООО Рыбокомбинат «Островной» о наличии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признания вмененного ему административного правонарушения малозначительным, является несостоятельным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

По смыслу названных норм и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и отсутствие в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля. Правоотношения возникают в сфере установленного законодательством РФ порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ, что указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для индивидуализации административной ответственности при назначении наказания юридическому лицу необходимо учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Ссылка защитника о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тяжелым финансовым положением общества является несостоятельной, поскольку финансовое положение юридического лица не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается при назначении административного наказания.

Устранение нарушений после факта их выявления также не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку, согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.2 и статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не установлено.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО Рыбокомбинат «Островной» не значится.

В силу статей 3.1, 3.5 и частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица того, что Общество зарегистрировано в реестре в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития, учитывая, что ранее к административной ответственности за правонарушения в сфере миграционного контроля не привлекалось, исходя из принципов дифференцированности, справедливости, законности, учитывая признак индивидуализации административной ответственности, суд усматривает возможность назначения ООО Рыбокомбинат «Островной» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и полагает, что это будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному противоправному деянию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: УФК по <адрес> (УМВД России по <адрес> л/с <***>, ИНН <***>, КПП 650101001, наименование банка: отделение Южно-Сахалинск Банка России/УФК по <адрес>, БИК 016401800, р/с 03, кор. счет 40, ОГРН <***>, ОКПО 08592922, ОКТМО 64701000, УИН: 18).

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата юридическим лицом административного штрафа в вышеуказанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Юхно