ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/18 от 15.01.2018 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

Дело № 5-5/2018 (5-53/2017)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 января 2018 года г. Тверь

Судья Тверского гарнизонного военного суда ФИО3, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, расположенного по адресу: <...>, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении майора медицинской службы Юдина Дмитрия Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, женатого, с высшим профессиональным образованием, проходящего военную службу по контракту в Федеральном государственном казенном учреждении «753 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны РФ (далее по тексту – ФГКУ «753 ЦОМТИ») в должности начальника, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

3 ноября 2017 года в 10 часов в период осуществления надзорных мероприятий, проведенных с привлечением Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области, военной прокуратурой Тверского гарнизона были выявлены нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), допущенные должностным лицом – начальником ФГКУ «753 ЦОМТИ» майором м/с Юдиным Д.С., совершившим, таким образом, деяние, содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ.

Постановлением заместителя военного прокурора Тверского гарнизона майора юстиции ФИО1 от 22 ноября 2017 года в отношении Юдина Д.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 КоАП РФ, которое передано на рассмотрение в Тверской гарнизонный военный суд, куда поступило 20 декабря 2017 года.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли Юдин Д.С., ходатайствовавший о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие, а также военный прокурор Тверского гарнизона.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что виновность Юдина Д.С. в содеянном полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:

- копией справки от 3 ноября 2017 года по результатам проведенной военной прокуратурой Тверского гарнизона и главным контролером ФИО2 проверки ФГКУ «753 ЦОМТИ» по вопросам выполнения требований руководящих документов по получению, учету, расходованию и хранению драгоценных металлов, содержащихся в военной технике, технических материальных средствах, а также порядку их списания, сбора, реализации образующего при этом лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с планом проверки, утвержденным ВрИО начальника Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области, с приложениями, из которых усматривается, что по результатам проведенной в ФГКУ «753 ЦОМТИ» проверки были установлены следующие нарушения:

- отсутствие внутренней инструкции, учитывающей специфику выполнения операций с драгоценными металлами;

- имеющиеся несоответствия в инвентарных описях учетных и паспортных данных о содержании драгоценных металлов в отдельных приборах медицинской техники;

- отсутствие в некоторых случаях комиссионного определения содержания драгоценных металлов в объектах учета без технической документации;

- отсутствие фактического взвешивания при принятии лома драгоценных металлов на хранение;

- отсутствие в некоторых случаях указания в инвентаризационных актах заводских номеров приборов и изделий;

- хранение лома и отходов от списанных материальных средств в местах хранения без обеспечения их сохранности;

- отсутствие разработанных с учетом специфики деятельности воинской части инструкций, предусматривающих условия обеспечения сохранности медицинской техники и имущества, содержащего драгоценные металлы, а также их лома и отходов;

- содержанием объяснений Юдина Д.С. от 22 ноября 2017 года по факту допущенных им нарушений правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), в соответствии с которыми с выявленными в результате надзорных мероприятий нарушениями он согласился.

При этом Юдин Д.С. пояснил, что хранение лома и отходов от списанных материальных средств осуществляется без наличия охранной сигнализации, а само хранилище требует ремонта. В связи с ограниченным штатом личного состава, исполняющего обязанности в ФГКУ «753 ЦОМТИ», обеспечить нормальную охрану территории воинской части не представляется возможным, о чем еженедельно докладывается начальнику медицинской службы Московского военного округа.

Помимо этого, Юдин Д.С. также сообщил, что о фактах накопления большого объема медицинской техники и имущества, содержащего драгоценные металлы, а также их лома и отходов, о необходимости сдачи их в аффинаж еженедельно докладывалось вышестоящему руководству, однако каких-либо мер принято не было;

- копией докладной записки главного контролера ФИО2 от 3 ноября 2017 года, в соответствии с которой существующий в ФГКУ «753 ЦОМТИ» порядок организации хранения, учета и отчетности технических материальных средств 5-й категории, их лома и отходов не в полной мере обеспечивают должный контроль за рациональным использованием, сбором и сдачей отходов на перерабатывающие предприятия и сохранностью драгоценных металлов во всех видах и состояниях;

- выпиской из приказа главнокомандующего сухопутными войсками от 15 апреля 2010 года № 65 о назначении майора м/с Юдина Д.С. на должность начальника ФГКУ «753 ЦОМТИ»;

- выпиской из приказа начальника медицинской службы Московского военного округа от 1 июля 2010 года № 7 о вступлении с 17 июня 2010 года майора м/с Юдина Д.С. в должность начальника ФГКУ «753 ЦОМТИ».

В соответствии с п. 1.1 ст. 20, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ (в редакции от 18 июля 2017 года) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в целях обеспечения:

1) соблюдения законодательства Российской Федерации в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней;

2) эффективного использования природных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) применения экологически чистых организационно-технологических схем добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней;

4) сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них.

Согласно п.п. 2, 5, 8, 15, 20 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 года № 731 (в редакции от 17 октября 2015 года), Правила распространяются на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи, использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации и индивидуальные предприниматели).

Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Лом и отходы драгоценных металлов и отходы драгоценных камней, образующиеся в процессе производства и использования драгоценных металлов, а также использования драгоценных камней, учитываются организациями и индивидуальными предпринимателями по их наименованию, массе и качеству, а также в стоимостном выражении.

Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие и использующие драгоценные камни, ведут раздельный учет драгоценных камней, пригодных для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также драгоценных камней, отнесенных к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в соответствии с критериями и порядком, которые установлены Правительством РФ.

Драгоценные камни, отнесенные к непригодным для изготовления ювелирных изделий, учитываются в соответствии с общими требованиями учета материальных ценностей.

Министерство финансов РФ в соответствии с настоящими Правилами разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

В соответствии с п.п. 3, 4, 7, 8, 23, 34, 41 и 44 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 года № 231н, Инструкция распространяется на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее – организации).

На основании положений Инструкции организации разрабатывают и утверждают соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Инвентаризационная комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных организацией формах, которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам, отдельно по местам хранения и/или использования ценностей, и материально ответственным лицам.

Организации, осуществляющие обращение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, отражают результаты инвентаризации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по всем предусмотренным в формах реквизитам, за исключением сведений о фактическом наличии драгоценных металлов в химически чистом виде и количестве драгоценных металлов в химически чистом виде, числящимся по данным учета.

Хранение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.

Помещения, где осуществляется хранение ценностей, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться, опломбироваться (опечатываться) и сдаваться под охрану.

Вскрытие мест хранения ценностей производится материально ответственным лицом. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, с составлением акта вскрытия.

Условия обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в организациях регламентируются инструкциями, разработанными с учетом специфики деятельности этих организаций и утвержденными руководителем организации.

В ходе судебного заседания имеющимися в материалах дела доказательствами было установлено, что вышеприведенные положения нормативных актов Юдиным Д.С. как должностным лицом, осуществляющим контроль за приемом, учетом и хранением лома и отходов цветных и черных металлов, были нарушены.

Таким образом, достоверно установлено, что своими действиями Юдин Д.С. совершил деяние, содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАПРФ, то есть нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки).

Часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ, определяющая перечень административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, не содержит в своем составе административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАПРФ, поэтому на основании ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие, привлекаемые к административной ответственности за совершение административных правонарушений, не входящих в определенный ч. 2 указанной статьи перечень, должны нести дисциплинарную ответственность.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ч. 1.1 указанной статьи постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (т.е. военнослужащим), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.5, 23.1, 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 КоАПРФ, в отношении начальника Федерального государственного казенного учреждения «753 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны РФ майора медицинской службы Юдина Дмитрия Сергеевича – прекратить, а материалы дела об административном правонарушении в отношении Юдина Д.С. – передать на рассмотрение начальнику медицинской службы Западного военного округа для решения вопроса о привлечении Юдина Д.С. к дисциплинарной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Тверского гарнизонного

военного суда ФИО3