ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-605/20 от 18.11.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-605/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 ноября 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре судебного заседания Кузьминой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Дробноход хх,

у с т а н о в и л:

18.11.2020 инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску лейтенантом полиции ФИО1 в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 23.10.2020 в 13-30 часов ФИО2 провела предварительную агитацию с призывом принять участие в публичном мероприятии «Кормление голубей» в поддержку жителей г. Хабаровска и ФИО3 24.102020 на площади В.И. Ленина в г. Новосибирске в 12-00 часов, которое несогласовано с органами местного самоуправления, путем размещения в интернет ресурсе https/instagram.ххх агитационного сообщения, сопровождающегося видеороликом. Данное сообщение находилось в доступе для просмотра круга лиц в количестве 348 человек подписчиков ее страницы, а также для неограниченного круга ли, чем нарушила требования, предусмотренные статьями 4 и 10 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В действиях ФИО2 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные пунктом 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании ФИО2, ее защитник Анохин А.Ю., Кайгородцев А.В., Кондрюков М.В. вину в совершении административного правонарушения не признали, дали пояснения.

Судья, выслушав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации (статья 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, судья приходит к выводу, что ФИО2 как организатор публичного мероприятия, не подавая в уполномоченный орган, уведомления о проведении публичного мероприятия 24.10.2020 в 12-00 проводила посредством сети интернет предварительную агитацию с призывом принять участие в публичном мероприятии 24.10.2020 в поддержку жителей г. Хабаровска, ФИО3, в связи с чем действия ФИО2 нарушают требования статьи 4, 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в частности протоколом по делу об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, актом осмотра личного аккаунта ФИО2 в интернет ресурсе https/instagram.com/ххх, иными материалами дела, которые соответствуют требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом ФИО2 как организатор публичного мероприятия не могла не знать, и должна была знать о необходимости подачи соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия в уполномоченном органе, в связи с чем проводить агитацию на участие в данном публичном мероприятии без подачи уведомления она не имеет права, тем не менее, проводила публичную предварительную агитацию с призывом пользователей https/instagram.com/ххх принять в нем участие.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств у ФИО2 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не призывать к участию в несогласованном публичном мероприятии.

Обстоятельств, вынуждающих ФИО2 нарушить вышеуказанный порядок и которые бы не зависели от ее воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО4 в его совершении нашли свое полное подтверждение.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.

Несогласие ФИО2 с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств его вины в совершении данного административного правонарушения, а его доводы расцениваются как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).

В пункте 31 постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Из содержания чата https/instagram.com/ххх безусловно, усматривается, что ФИО2 взяла на себя обязательство организации публичного мероприятия в 24.10.2020 в с 12-00 до 18-00 на пл. им. В.И. Ленина в Новосибирске.

При этом видно, что в данном случае призывы, содержащиеся на https/instagram.com/ххх «голуби ждут 24 октября суббота площадь Ленина в 12.00!» с одновременным сопровождением изображений с единой тематикой связанной непосредственно с именем С. Фургала и поддержкой жителей г. Хабаровска, а также одновременное звуковым сопровождение, содержащее фразы: «говорит Хабаровск….Фургал народный депутат….наш Выбор» и т.п. безусловно, свидетельствуют о скрытой форме предварительной агитации конкретного публичного мероприятия (в защиту С. Фургала и поддержки жителей г. Хабаровска) в условленное время и месте, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти.

Вопреки доводам защиты, лозунг «Кормление голубей» используется ФИО2 как скрытая форма наименования данного публичного мероприятия, что по существу и подтверждается свидетельскими показаниями, а также используемой ФИО2 атрибутикой в виде значков «кормим голубей» на одежде и сумке.

Свидетели ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании показали, что знают ФИО2 как активного участника политических мероприятий в защиту ФИО3, жителей г. Хабаровска, проходящих по субботам на пл. Ленина г. Новосибирска.

Свидетель ФИО5 также пояснил суду, что под лозунгом «Кормление голубей» он понимает собрание политически активных людей.

При этом, то обстоятельство, что одновременно с проведением публичного мероприятия ФИО2 производится фактическое кормление птиц, правого значения не имеет.

ФИО2. действовала как единый организатор публичного мероприятия, ею было сделано через https/instagram.com/ххх единое оповещение возможных участников и проведение 24.10.2020 в 14-00 акции в поддержку жителей г. Хабаровска и С.Фургала.

Ссылки защиты, что ФИО2 24.10.2020 проводила одиночное пикетирование, правого значения не имеет, ФИО2 привлекается к административной ответственности не за проведение публичного мероприятия 24.10.2020, а за его организацию без подачи в установленном порядке соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия.

При таких установленных обстоятельствах, действия ФИО2 подлежат квалификации по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности виновной, а также наличие такого отягчающего административную ответственность обстоятельства как повторное совершение однородного правонарушения, поскольку 2020 году ФИО4 была неоднократно подвергнута административным наказаниям за совершение правонарушений, предусмотренных главой 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что у ФИО2 имеются несовершеннолетние дети на иждивении, судья полагает, что применения наказания в виде ареста является нецелесообразным.

Вместе с тем, учитывая, что ФИО2 привлекалась за однородные правонарушения, соответствующих выводов не сделала, продолжила совершать противоправные действия, судья не находит оснований для назначения административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, и полагает необходимым назначить административный штраф в размере 25000 рублей, т.е. в пределах, предусмотренного санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

п о с т а н о в и л:

Признать Дробноход ххх года рождения, место рождения: г. Владивосток, место жительства и место регистрации: <...> ххх) виновной всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Оплата штрафа должна быть произведена на счет:

Получатель платежа: ОП № 1 «Центральный» по г. Новосибирску

ИНН <***>

КПП 540601001

Счет получателя: 4010181090000001001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК банка получателя 045004001, КБК 18811601201019000140, БИК 045004001, ОКТОМО 50701000, УИН 18880454200545024507

Назначение платежа: «Административный штраф».

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд города Новосибирска.

Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.

Судья С.Л. Малахов