дело № 5-613/2019
24RS0048-01-2019-013308-50
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск,
пр. Ульяновский, д. 4 «и» 28 октября 2019 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М.,
с участием заместителя Красноярского транспортного прокурора В.Н.Е.,
защитника АО «Сибагропромстрой» Ф.Е.В., действующей на основании доверенности от 12.11.2018 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Сибагропромстрой» (юридический адрес: 660077, <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №),
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Сибагропромстрой» (далее АО «Сибагропромстрой») осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из представленных материалов следует, что 08.08.2019 года в 15 часов 15 минут в затоне ООО «Компания Платина», расположенном по адресу: <адрес>, автомобилем-топливозаправщиком «Хендэ HD78» с государственным регистрационным знаком № принадлежащем АО «Сибагропромстрой», с причала осуществлялась бункеровка судна - теплохода «САПС», принадлежащего АО «Сибагропромстрой», дизельным топливом в объеме 2 900 литров, т.е. фактически осуществлена перегрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте.
У АО «Сибагропромстрой» лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте отсутствует.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, заместителем Красноярского транспортного прокурора В.Н.Е. 11.10.2019 год вынесено постановление о возбуждении в отношении АО «Сибагропромстрой» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании заместитель Красноярского транспортного прокурора В.Н.Е. поддержал доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, отношении АО «Сибагропромстрой», просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности, полагал возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «Сибагропромстрой» Ф.Е.В., действующая на основании доверенности от 12.11.2018 года №, вину АО «Сибагропромстрой» в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Сибагропромстрой» прекратить, в случае признания наличия в действиях юридического лица состава правонарушения, с учетом финансового положения общества, отсутствия отягчающих обстоятельств и негативных последствий, принимая во внимание разовую заправку АО «Сибагропромстрой» топливом своего теплохода и совершения правонарушения впервые, просила применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить штраф на предупреждение или назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, дополнительно суду пояснила, что необходимость собственноручной заправки была обусловлена отказом «Енисейское речное пароходство» осуществить бункеровку теплохода «САПС» ввиду отсутствия свободных ресурсов, что подтверждается письмом №ЕРП/2110- исх. от 03.06.2019г. в настоящее время ведется поиск новых поставщиков, при этом нетождественность понятий «погрузочно-разгрузочная деятельность» и «бункеровка» подтверждается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который разграничивает: погрузочно-разгрузочную деятельность код 52.24 («Транспортная обработка грузов», эта группа включает погрузку и разгрузку грузов независимо от вида транспорта, используемого для перевозки, включая ПРД на водном транспорте), и прочую вспомогательную деятельность морского или внутреннего водного транспорта код 52.22.16 (Снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов, включая бункеровку судов топливом, обслуживание судов в период стоянки в портах: агентирование судов, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание судов на морском транспорте). АО «Сибагропромстрой» не осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, не осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность в отношении опасных грузов, а снабдило свое судно топливом, при этом в рамках действующего законодательства Общество не имеет возможности получить лицензию для заправки своего судна с берега автомобилем, т.к. лицензии выдаются только лицам, осуществляющим погрузочно- разгрузочную деятельность, связанную с опасными грузами, а АО «Сибагропромстрой» не соответствует лицензионным требованиям Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное установление обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктами 21 и 28 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте подлежит лицензированию.
Лицензионными требованиями и условиями в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Федерального закона является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах погрузочно-разгрузочная деятельность включает работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Согласно пунктам 4 и 7 Положения о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах при осуществлении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, является наличие у лица в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган перечень судов, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности.
Таким образом, подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте удостоверяется приложением к соответствующей лицензии, в котором указываются суда, необходимые для осуществления данного вида деятельности.
08.08.2019 года в 15 часов 15 минут в затоне ООО «Компания Платина», расположенном по адресу: <адрес>, автомобилем-топливозаправщиком «Хендэ HD78» с государственным регистрационным знаком №, принадлежащем АО «Сибагропромстрой», с причала осуществлялась бункеровка судна - теплохода «САПС», принадлежащего АО «Сибагропромстрой», дизельным топливом в объеме 2 900 литров, фактически осуществлена перегрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте, при этом у АО «Сибагропромстрой» лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте отсутствует.
В связи с выявленными нарушением требований законодательства, 27.08.2019 года и.о. заместителя Красноярского транспортного прокурора Т.А.А. принято решение о проведении проверки в АО «Сибагропромстрой», с целью оценки деятельности юридического лица по соблюдению требований законодательства о лицензировании, предметом проверки являлось исполнение АО «Сибагропромстрой» требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, а также законодательства о лицензировании, установлен срок проведения проверки с 27.08.2019 года по 26.09.2019 года.
Указанные обстоятельства и выявленные нарушения требований законодательства послужили основанием для возбуждения 11.10.2019 года заместителем Красноярского транспортного прокурора В.Н.Е. в отношении АО «Сибагропромстрой» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.Пунктом 1 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) установлено, что опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках и перегрузках могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и уничтожению материальных ценностей.
Нефть и любые нефтепродукты в соответствии с классификацией Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ), принятого Дипломатической конференцией 25.05.2000, являются опасными грузами, вышеуказанное топливо отнесено к 3 классу опасности.
Параграфом 3 раздела 1 Правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 № 114, установлено, что к опасным грузам 3 класса опасности относятся легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.
В нарушение вышеуказанных требований закона АО «Сибагропромстрой» погрузочно-разгрузочные работы в отношении опасного груза на внутреннем водном транспорте осуществлены с использованием автомобиля-топливозаправщика «Хендэ HD78» с государственным регистрационным знаком №, при отсутствии лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
Выявленные нарушения законодательства о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте недопустимы, так как создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, экологии, ставят под угрозу жизнь и здоровье работников АО «Сибагропромстрой».
Фактические обстоятельства дела и вина АО «Сибагропромстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.10.2019 года; объяснением С.К.И.; свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов; товарно-транспортной накладной № от 08.08.2019 года; актом от 08.08.2019 года, составленным страшим помощником Красноярского транспортного прокурора К.Р.О. начальником Красноярского линейного отдела Ц.Н.Я. и инспектором Красноярской ИГПК М.А.В.; требованием о предоставлении информации и документов от 27.08.2019 года; договором поставки № от 18.07.2017 года; копией счет-фактуры от 08.08.2019 года; копией приходного ордера от 08.08.2019 года; представлением об устранении нарушений закона от 10.10.2019 года; сведениями ЕГРЮЛ, решением о проведении проверки от 27.08.2019 года №; иными материалами проверки.
Представленные суду доказательства допустимы и достоверны, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, ничем не опровергнуты, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
На основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что вина АО «Сибагропромстрой» в нарушении требований законодательства о лицензировании в сфере внутреннего водного транспорта, нашла свое подтверждение, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Сибагропромстрой» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что у АО «Сибагропромстрой» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, однако, АО «Сибагропромстрой» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о лицензировании деятельности в сфере внутреннего водного транспорта, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Сибагропромстрой» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Датой совершения административного правонарушения является 08.08.2019 года.
Доказательств, свидетельствующих о принятии АО «Сибагропромстрой» необходимых и достаточных мер для соблюдения соблюдению законодательства при лицензировании отдельных видов деятельности, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, в материалы дела не представлено.
При этом, доводы защитника АО «Сибагропромстрой» о том, что необходимость собственноручной заправки была обусловлена отказом АО «Енисейское речное пароходство» осуществить бункеровку теплохода «САПС» ввиду отсутствия свободных ресурсов, как и иные доводы защитника, изложенные при составлении постановлении от 11.10.2019 года и при рассмотрении настоящего дела судом, правового значения не имеют, и не могут служить основанием для освобождения АО «Сибагропромстрой» от административной ответственности.
Процедура составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении соблюдена, при этом каких-либо нарушений при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.10.2019 года, суд не усматривает.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица составлено с участием представителя АО «Сибагропромстрой» С.А.П., действующего на основании доверенности № от 23.03.2019 года, копия постановления от 11.10.2019 года им получена 11.10.2019 года.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность АО «Сибагропромстрой», предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, суд не усматривает.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, а также оснований для переквалификации его действий, не усматривается.
При выборе вида и меры наказания суд учитывает данные об АО «Сибагропромстрой», характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение АО «Сибагропромстрой».
Основания для административного приостановления деятельности АО «Сибагропромстрой», отсутствуют. Санкция статьи содержит менее строгий вид наказания, позволяющий обеспечить достижение цели административного наказания. Характер совершенных действий в настоящий момент не создает реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья лиц, в связи с чем, суд считает возможным назначить АО «Сибагропромстрой» за совершение рассматриваемого административного правонарушения наказание в виде административного штрафа, при этом в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд полагает возможным назначить АО «Сибагропромстрой» административное наказание в виде административного штрафа с применением положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
При этом, довод защитника АО «Сибагропромстрой» о применении положений ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ состоятельным признать нельзя, поскольку в соответствии с данной нормой, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ, однако АО «Сибагропромстрой» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Оснований для освобождения АО «Сибагропромстрой», от административной ответственности в соответствии ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Сибагропромстрой», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, КПП № ОГРН №, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 (восьмидесяти пяти тысяч) рублей.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Новосибирской области ИНН <***> (Западно-Сибирская транспортная прокуратура), КПК 540701001, счет получателя № в Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК № КБК №, ОКАТО №
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Вастьянова В.М.