ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-61/19 от 26.04.2019 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 5-61/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Обского городского суда Новосибирской области Хомякова И.В.,

при секретаре судебного заседания Шевцовой Л.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала»,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, возбужденному и.о. заместителя Новосибирского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала» обвиняется в том, что нарушает законодательство о лицензировании при осуществлении деятельности по представлению услуг в сфере образования. Правонарушение является длящимся, временем совершения правонарушения является дата завершения прокурорской проверки – ДД.ММ.ГГГГ.

Действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала» квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебное заседание директор ФГАУДПО «ЦПСАП» ФИО3, не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.

Представитель ФГАУДПО «ЦПСАП» – ФИО6 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, не признала, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.

В обоснование своей позиции пояснила, что Федеральное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала» осуществляет обучение в соответствии с положениями Руководства по организации деятельности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». ФГАУ ДПО «ЦП САП» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. ФГАУ ДПО «ЦП САП» не имеет филиалов и представительств. Предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность в области дополнительного образования и профессионального обучения.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, действует на основании Устава ФГАУ ДПО «ЦП САП» и реализует услуги на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, и на основании Сертификата Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиации) от 31.08.2017.

ФГАУ ДПО «ЦП САП» арендует нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, для проведения занятий за пределами своего основного местонахождения.

По указанному адресу производятся занятия по программам: повышение квалификации членов кабинных экипажей (бортпроводников); повышение квалификации членов лётных экипажей ВС Ми-8 (Ми-8Т, Ми-8АМТ/Ми-171, Ми-8МТВ/Ми-172); повышение квалификации членов лётных экипажей самолёта Ан-24, Ан-26, Ан-26Б-100; повышение квалификации членов лётных экипажей ВС CESSNA 208В; повышение квалификации членов кабинных экипажей (бортоператоров) ВС Ан-12, Ан-26, Ан-32, Ил-76, Ми-26; курсы повышения квалификации инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию воздушных судов и авиационных двигателей (СиД); подготовка и периодическая подготовка инженерно-технического персонала по противообледенительной защите воздушных судов на земле; повышение квалификации членов лётных экипажей ВС Як-40; повышение квалификации пилотов вертолета Robinson R44; повышение квалификации членов лётных экипажей ВС Ан-2; повышение квалификации (переподготовка) сотрудников служб авиационной безопасности, обеспечивающих доступ в контролируемые зоны, охрану воздушных судов и объектов воздушного транспорта; летная эксплуатация летательного аппарата и двигателя, их функциональных систем пилотами самолёта Cessna 206Н/Т206Н; повышение квалификации членов лётных экипажей ВС CESSNA 206Н/Т206Н; курсоы повышения квалификации (переподготовки) инженерно-технического персонала на вертолет Ми-8 МТВ (Ми-172), Ми-8 АМТ (Ми-171) Модуль 3 - Переподготовка ИТП по АиРЭО на вертолет Ми-8 АМТ (Ми-171); повышение квалификации инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию воздушных судов и авиационных двигателей; программа курсов повышения квалификации инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию авиационного и радиоэлектронного оборудования; подготовка членов лётных экипажей в области авиационной безопасности; лётная эксплуатация летательного аппарата и двигателя, их функциональных систем членами лётного экипажа самолета Ан-24; подготовка членов лётных экипажей по английскому языку в соответствии с требованиями ИКАО Модуль 4 - Подготовка на 4 уровень (Operational/рабочий) по шкале ИКАО; подготовка членов лётных экипажей ВС ГА РФ к выполнению международных полётов; курсы повышения квалификации инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию авиационного и радиоэлектронного оборудования самолётов Ан-24, Ан-26, Ан-26(Б)-100; курсы повышение квалификации членов лётных экипажей ВС Л-410 УВП-Э20; повышение квалификации членов лётных экипажей ВС Ан-32.

Указанные программы Учреждение реализует на основании Сертификата Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиации) от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами, также согласно указанной статье требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение авиационных специалистов, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деятельность по реализации указанных программ подготовки не является образовательной и законодательством в сфере образования не регулируется (разъяснение Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от ДД.ММ.ГГГГ, исх. ).

Реализация программ в городе Красноярске осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня, согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 37 данных Федеральных авиационных правил, АУЦ может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего основного местонахождения при условии соблюдения требований пункта 36 указанных Правил, а именно: наличие помещений для размещения лиц, осуществляющих обучение, учебного оборудования и проведения учебных занятий, а также для хранения учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения; использование учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения, необходимых для реализации заявленных программ подготовки.

Также специалисты учреждения проводят обследование помещения на соответствие для проведения занятий.

В части осуществления обучения слушателей (наземной подготовки, брифинг): в кабинете летной подготовки, расположенном на посадочной площадке «Мочище» и в учебном кабинете вблизи посадочной площадки «Городской аэропорт» по адресу: <адрес>, учреждение реализует программу профессиональной переподготовки на самолет с одним двигателем, сухопутный на уровень частного пилота. Учебным планом данной программы предусмотрено проведение теоретической подготовки, которая проводится в учебном центре, по адресу: <адрес>; на помещения по указанному адресу имеется заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и учебной практики на воздушном судне, в свою очередь, учебная практика состоит из наземной, тренажной и летной подготовки.

Согласно методике проведения тренажей в кабине самолета, утвержденной приказом ФГАУ ДПО «ЦП САП» от ДД.ММ.ГГГГ, наземная подготовка и тренажи в кабине предназначены для того, чтобы на базе теоретической подготовки дать слушателю конкретные знания о выполнении летных упражнений и выработать практические навыки, необходимые для успешного освоение техники пилотирования.

Наземная подготовка подразделяется на три вида: предполетная, межполетная и послеполетная подготовка, направленная, в том числе, на проведение разборов полета, согласно методике проведения разборов полетов, утвержденной Директором ФГАУ ДПО «ЦП САП» от ДД.ММ.ГГГГ. Наземная подготовка может проводиться в кабине воздушного судна, около воздушного суда или в другом удобном месте.

Согласно п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденного Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, наземная подготовка входит в полетную смену, не является учебным занятием и законодательством в сфере образования не регулируется.

Кабинет летной подготовки, расположенный на посадочной площадке «Мочище» и принадлежащий ООО «Геликоптер», равно как и учебный кабинет вблизи посадочной площадки «Городской аэропорт» (<адрес>), принадлежащий автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Авиа-54» и имеющий Заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическое заключение, ФГАУ ДПО «ЦП САП» не арендуются, обучение слушателей в них не проводится. В отдельных случаях – при несоответствии метеоусловий проведению предполетных указаний возле воздушного судна, либо при необходимости заполнения полетной документации, вышеуказанные кабинеты могут использоваться для проведения кратковременных (10-15 мин.) предполетных указаний (брифинга), проводимых пилотом-инструктором с ограниченным (3-4 чел) количеством слушателей-пилотов.

Помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. в судебном заседании просила переквалифицировать действия юридического лица ФГАОУ ДПО «ЦПСАП» с части 3 статьи 19.20 КоАПФ РФ на ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения, поскольку факт грубого нарушения требований не нашел своего подтверждения.

Выслушав представителя ФГАОУ ДПО «ЦПСАП», помощника Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В., изучив представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.

Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 указанного Закона образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В силу пп. «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу пп. «а» ст. 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

Пунктом 11 статьи 19 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что Новосибирской транспортной прокуратурой была проведена проверка деятельности ФГАУ ДПО «ЦП САП», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по представлению услуг в сфере образования.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала» осуществляет образовательную деятельность в части дополнительного образования по подвиду «дополнительное профессиональное образование» на основании лицензии, выданной Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, действующей бессрочно.

ФГАУ ДПО «ЦП САП» осуществляет образовательную деятельность – обучение слушателей АУЦ в арендуемых у ОАО «Красноярский леспромхоз» на основании договора аренды нежилых помещениях, расположенных в здании по <адрес>.

ФГАУ ДПО «ЦП САП» осуществляет обучение слушателей (наземная подготовка, брифинг): 1) в кабинете летной подготовки, расположенном на посадочной площадке «Мочище»; 2) в учебном кабинете вблизи посадочной площадки «Городской аэропорт» (<адрес>), однако заключения о соответствии данных помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям, органами Роспотребнадзора также не выдавалось.

Из ответа Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества на указанные помещения не выдавалось.

Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что не смотря на наличие установленных по делу об административных правонарушениях нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществление образовательной деятельности в помещениях, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения, полученного в соответствии с требованиями закона, согласно пп. «а» п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ к грубым нарушениям лицензионных требований и условий, за которые наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при определении характера допущенного ФГАУ ДПО «ЦП САП» нарушения, влияющим на квалификацию таких действий, является установление фактов, свидетельствующих о том, что нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, повлекли наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Материалами дела не установлено обстоятельств того, что невыполнение ФГАУ ДПО «ЦП САП» вышеназванных требований Положения о лицензировании образовательной деятельности повлекло наступление последствий, установленных в части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что такие последствия в данном случае не наступили.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия ФГАУ ДПО «ЦП САП» должны быть переквалифицированы на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Переквалификация совершенного ФГАУ ДПО «ЦП САП» деяния с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 этого Кодекса согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Совершение ФГАУ ДПО «ЦП САП» административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснением директора учреждения ФИО3, объяснением начальника летно-методического отдела ФИО5, лицензией и приложением к лицензии, договорами аренды, актами передачи помещений в аренду, уставом ФГАУ ДПО «ЦП САП», иными материалами дела.

Приведенные доказательства дополняют друг друга, согласуются между собой, другими доказательствами по делу не опровергнуты, в связи с чем сомнений у суда в достоверности не вызывают.

Доводы представителя ФГАУ ДПО «ЦП САП» об отсутствии состава административного правонарушения не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении и при рассмотрении дела по изложенным выше основаниям.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность ФГАУ ДПО «ЦП САП», в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.

Обсуждая вопрос о наказании, суд учитывает, что ФГАУ ДПО «ЦП САП» ранее к административной ответственности не привлекалось, смягчающих или отягчающих его ответственность обстоятельств по данному делу не установлено.

В связи с этим суд считает возможным назначить ему наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9, 29.10, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Переквалифицировать действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала», с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья Хомякова И.В.