ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-625/18 от 18.07.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«18» июля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

общества с ограниченной ответственностью «КЗБ-донка», юридический адрес: 688713, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому и поставленного на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 3 по Камчатскому краю 17 февраля 2016 года, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «КЗБ-донка» (далее – ООО «КЗБ-донка», Общество) допустило нарушение правил, регламентирующих осуществление прибрежного рыболовства, выразившееся в том, что посредством зафрахтованного судна МРС-150-136 при осуществлении прибрежного рыболовства на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958, выданного Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18 апреля 2017 года, в период с 4 по 9 октября 2017 года в усредненных географических координатах 59°28?северной широты 163°20?восточной долготы в Карагинской промысловой подзоне (6102.1) добыло уловы водных биологических ресурсов в количестве 39,41 т сырца наваги, который был перегружен на судно РМС «Багратион», на борту которого из указанного сырца была изготовлена продукция в виде «наваги дв бг мор. не менее 17 см» в количестве 23,21 т, которая 9 октября 2017 года была перегружена на судно ТР «Рустика» и в последующем доставлена указанным судном и 20 октября 2017 года выгружена в порту Рудная Пристань Приморского края, тем самым ООО «КЗБ-донка» не обеспечило доставку и выгрузку уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, на территорию прибрежного субъекта Российской Федерации - Камчатского края в места доставки, определенные распоряжением Правительства Камчатского края от 26 декабря 2008 года № 577-РП.

Генеральный директор ООО «КЗБ-донка» ФИО1 в поступивших в суд письменных возражениях по делу полагал производство по делу подлежащим прекращению, ссылаясь на то, что должностными лицами пограничного органа одновременно с настоящим делом было возбуждено еще дела об административных правонарушениях №№ 9862/323-18, 9862/324-18, 9862/325-18. Полагал, что Общество привлекалось по тому же факту доставки наваги в порт Рудная Пристань минуя порты Камчатского края при тех же обстоятельствах, что описаны в протоколе об административном правонарушении, являющемся предметом рассмотрения в данном делу, с разницей только в судах-добытчиках. Считал, что пограничный орган искусственно незаконно разделил на самостоятельные составы фактически длящееся административное правонарушение, которое выражалось в добыче судами, принадлежащими ООО «КЗБ-донки», наваги, сдачи рыбы на борт судна и дальнейшем ее доставлении единой партией в порт Рудная Пристань минуя порты Камчатского края. Разделение одного состава административного правонарушения на множество однородных составов привело к тому, что фабула обвинения, изложенная в протоколе об административном правонарушении, не соответствует обстоятельствам совершения административного правонарушения, что лишает суд возможности привлечь ООО «КЗБ-донка» к административной ответственности. То обстоятельство, что в материалах дел №№ 9862/323-18, 9862/324-18, 9862/325-18 фигурируют разные номера разрешений, разные суда и даты не является препятствием к объединению дел, так как вне зависимости от номера разрешения и наименования судна-добытчика пользователем квот является ООО «КЗБ-донка», вся продукция, добытая судами и вмененная Обществу в рамках административных дел №№ 9862/323-18, 9862/324-18, 9862/325-188, была сдана на судно переработчик ПЗ «Багратион», где из нее была изготовлена продукция, которая хранилась на борту, при этом действующее законодательство ООО «КЗБ-донка» нарушено не было. 7 июня 2018 года Общество постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда по делу № 5-488/2018 уже привлечено к административной ответственности по факту доставки и выгрузки продукции, изготовленной из наваги, судном ТР «Рустика» минуя порты Камчатского края.

Генеральный директор ООО «КЗБ-донка» ФИО1 при рассмотрении дела поддержал представленные письменные возражения, дополнительно пояснив, что факт недоставления улова имел место и не оспаривается, поскольку транспортное судно не заходило в порты Камчатского края. Вместе с тем, полагал, что административным органом произведено неоправданное искусственное разделение одного события на несколько составов административных правонарушений, поскольку рыбопродукция, изготовленная из уловов, добытых несколькими судами, была доставлена одним транспортным судном и выгружена в порту единой партией, когда правонарушение и было окончено. Однако юридическое лицо ранее уже было привлечено судьей городского суда к ответственности за недоставку уловов, продукция из которых была в указанной единой партии, в связи с чем, полагая, что юридическое лицо понесет ответственность дважды за одно и то же, считал о наличии основания для прекращения производства по делу.

Выслушав ФИО1, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о виновности ООО «КЗБ-донка» в совершении административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах по следующим основаниям.

Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ, прибрежное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных данным Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона № 166-ФЗ использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, а также в предусмотренных данным Федеральным законом случаях на судах рыбопромыслового флота.

Из содержания и анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что законодатель, выделяя прибрежное рыболовство в отдельный вид рыболовства и нормативно устанавливая и закрепляя требование о доставке и выгрузке уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при данном виде рыболовства, в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, преследует целью поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов за счет использования водных биологических ресурсов.

Статья 30 Федерального закона № 166-ФЗ относит установление порядка распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи к компетенции Правительства РФ.

Согласно п. 4 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2005 года № 768, общие допустимые уловы применительно к квоте для осуществления прибрежного рыболовства, в отличие от квот добычи для иных видов рыболовства, определяются с учетом данных о распределении квот между прибрежными субъектами Российской Федерации в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов за предыдущий год промысла по видам водных биоресурсов и районам промысла, а также данных по объемам фактического освоения этих квот прибрежными субъектами Российской Федерации за предыдущий год промысла.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 640 «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации» определены критерии для распределения квот между прибрежными субъектами Российской Федерации, к которым, помимо наличия и объемов запасов промысловых видов водных биоресурсов, относятся наличие на территории прибрежного субъекта Российской Федерации действующих рыбоперерабатывающих организаций, а также уровень освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, выделенных соответствующему прибрежному субъекту Российской Федерации, за предыдущий год.

Таким образом, объем выделенной конкретному субъекту Российской Федерации квоты добычи для осуществления прибрежного рыболовства на текущий год находится в непосредственной зависимости от наличия на территории соответствующего прибрежного региона производственных мощностей для переработки уловов водных биоресурсов и уровня освоения им квот добычи прибрежного рыболовства за предыдущий год.

Соответственно, определяя в пункте 10.1 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» прибрежное рыболовство как предпринимательскую деятельность, связанную, в том числе, с выгрузкой уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, законодатель исходил из возможности соответствующего прибрежного субъекта Российской Федерации освоить распределенные ему квоты прибрежного рыболовства.

Таким образом, при выборе субъекта Российской Федерации, в места доставки, которого должны быть выгружены уловы прибрежного рыболовства, определяющим является фактор того, квоты какого субъекта осваивает пользователь.

В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Федерального закона № 166-ФЗ распоряжением Правительства Камчатского края от 26 декабря 2008 года № 577-РП на территории Камчатского края определены следующие места доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства: Морской порт Петропавловск-Камчатский, портпункт Усть-Хайрюзово; портпункт Крутогорово; портпункт Ичинский; портпункт Кировский; портпункт Октябрьский; портпункт Озерновский; портпункт Усть-Камчатский; портпункт Оссора; портпункт Корф; портпункт Пахачи; вне границ морского порта Петропавловск-Камчатский и портпунктов, места фактического расположения причальных сооружений рыбопромышленных предприятий Камчатского края, осуществляющих прибрежное рыболовство, предназначенные для выгрузки уловов водных биологических ресурсов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для его возбуждения и проведения административного расследования в отношении ООО «КЗБ-донка» по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужили достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Так, согласно определению от 21 мая 2018 года, поводом для возбуждения дела в отношении ООО «КЗБ-донка» послужило то, что в ходе аналитического сопровождения осуществления рыболовства рыбопромысловыми судами обнаружено, что Общество, являясь пользователем водных биологических ресурсов, в нарушение п. 10.1 ст. 1, ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона № 166-ФЗ в период с 4 по 9 октября 2017 года при осуществлении посредством зафрахтованного судна МРС-150-136 на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958 прибрежного рыболовства добыло уловы водных биологических ресурсов в количестве 39,41 т сырца наваги, которая была перегружена на судно РМС «Багратион», на борту которого из данного сырца была изготовлена продукция в виде «наваги бг мор. не менее 17 см» в количестве 23,21 т, а 9 октября 2017 года указанная продукция была перегружена на судно ТР «Рустика», которым указанная продукция в дальнейшем была доставлена и выгружена 20 октября 2017 года в порту Рудная Пристань, то есть на территорию другого субъекта Российской Федерации – Приморского края, чем ООО «КЗБ-донка» не обеспечило доставление уловов водных биологических ресурсов в определенные органами государственной власти Камчатского края, являющегося прибрежным субъектом, места доставки на территории Камчатского края (л.д. 1-2, 3-4).

Так, в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958, выданным Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18 апреля 2017 года, ООО «КЗБ-донка» посредством судна МРС-150-136, находящегося у него во фрахте, в период с 25 апреля 2017 года по 14 октября 2017 года была разрешена добыча (вылов) снюрреводом (неводным) в Карагинской промысловой подзоне (6102.1) трески в количестве 105 т, минтая в количестве 75 т, камбалы дальневосточной в количестве 15 т.

Обязательным условием разрешения является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для рыбохозяйственного бассейна. Прибрежное рыболовство допускается осуществлять во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации (л.д. 63).

Из вышеуказанного разрешения следует, что квоты на добычу (вылов) указанных в нем водных биологических ресурсов (трески, минтая, камбалы дальневосточной) были распределены Обществу приказом Росрыболовства от 9 декабря 2016 года № 801 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна для осуществления прибрежного рыболовства по пользователям Российской Федерации на 2017 год», приказом Росрыболовства от 17 марта 2017 года № 150 «О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 9 декабря 2016 года № 801», приказом Росрыболовства от 20 марта 2017 года № 157 «О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 9 декабря 2016 года № 801».

В силу статьи 36 Федерального закона № 166-ФЗ допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биоресурсов, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях (часть 2).

Соответствующие изменения вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфной, электронной и иной связи и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (часть 3).

Согласно внесенным в указанное разрешение изменениям, ООО «КЗБ-донка» было дополнительно предоставлено право добычи по указанному разрешению наваги в Карагинской подзоне (6102.1) (л.д. 64-68).

Как следует из вышеуказанных материалов, а также информации и.о. начальника отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 25 мая 2018 года исх. № 07-01-18/3450, основанием для выдачи разрешения № 412017020958 является приказ Федерального агентства по рыболовству от 9 декабря 2016 года № 801 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна для осуществления прибрежного рыболовства по пользователям Российской Федерации на 2017 год». Квота наваги была распределена приказом Министерства рыбного хозяйства Камчатского края от 12 декабря 2016 года № 112-м, от 10 мая 2017 года № 32-м «Об утверждении распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства между пользователями Камчатского края на 2017 год» (л.д. 62).

Так, в соответствии с приказами Министерства рыбного хозяйства Камчатского края от 12 декабря 2016 года № 112-м «Об утверждении распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства между пользователями Камчатского края на 2017 год», от 10 мая 2017 года № 32-м «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства рыбного хозяйства Камчатского края от 12 декабря 2016 года № 112-м «Об утверждении распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства между пользователями Камчатского края на 2017 год» ООО «КЗБ-донка» были выделены квоты на добычу в 2017 году наваги в Карагинской подзоне в количестве 3598,442 т (л.д. 73-78).

Из данных судовых суточных донесений (далее – ССД) по судам МРС-150-136, РМС «Багратион», ТР «Рустика», коносамента № 31 от 9 октября 2017 года, промыслового журнала судна МРС-150-136, журнала учета выпуска готовой продукции и движения сырья за рейс судна РМС «Багратион», акта № 112/51 о регистрации объема добыча (вылова) от 20 октября 2017 года, схем перегруза с судна МРС-150-136 на судно РМС «Багратион», с судна РМС «Багратион» на судно ТР «Рустика» следует, что в период с 4 по 9 октября 2017 года ООО «КЗБ-донка» посредством зафрахтованного судна МРС-150-136 при осуществлении прибрежного рыболовства в усредненных географических координатах 59°28?северной широты 163°20?восточной долготы в Карагинской промысловой подзоне (6102.1) на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958, выданного Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18 апреля 2017 года, добыло уловы водных биологических ресурсов в количестве 39,41 т сырца наваги, который (сырец) был перегружен на судно РМС «Багратион», на борту которого из указанного сырца была изготовлена продукция в виде «наваги дв бг мор. не менее 17 см» в количестве 23,21 т, которая наряду с иной продукцией была перегружена 9 октября 2017 года на судно ТР «Рустика», а в последующем доставлена указанным судном и 20 октября 2017 года выгружена в порту Рудная Пристань Приморского края. При этом судно ТР «Рустика» после перегруза 9 октября 2017 года в морские порты Камчатского края не заходило, продукцию в виде «наваги дв бг мор. не менее 17 см» не выгружало, а всю продукцию судно ТР «Рустика» выгрузило 20 октября 2017 года в порту Рудная Пристань Приморского края, что также следует из данных ССД (л.д. 1-10-11, 15-36, 38-41, 44-46, 81-90, 93-103, 107-127).

По итогам проведенного административного расследования 20 июня 2018 года в отношении ООО «КЗБ-донка» был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Законный представитель Общества участия в составлении протокола не принимал, о месте и времени составления данного процессуального действия юридическое лицо было надлежащим образом уведомлено, в связи с чем составление протокола без участия законного представителя юридического лица соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 142-162).

Указание законного представителя Общества ФИО1 в своих письменных пояснениях от 28 мая 2018 года исх. № 102 на то, что продукция, изготовленная из улова судна МРС-150-136, была доставлена в порт Рудная Пристань минуя порты Камчатского края в связи с тем, что на борту судна ТР «Рустика» находился большой объем готовой продукции, и заход судна в порт значительно удлинил бы срок перехода судна из района промысла до порта Рудная Пристань, что в дальнейшем затруднило бы либо сделало невозможным исполнение Обществом обязательств по заключенным контрактам, правового значения для квалификации вмененного Обществу деяния не имеет.

В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под прибрежным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

На территории Камчатского края места доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, определены распоряжением Правительства Камчатского края от 26 декабря 2008 года № 577-РП.

Факт доставки уловов прибрежного рыболовства в порт Рудная Пристань не исключает административную ответственность юридического лица, поскольку указанный порт в качестве места доставки уловов прибрежного рыболовства в распоряжении Правительства Камчатского края от 26 декабря 2008 года № 577-РП не поименован.

Избрав такой вид деятельности как прибрежное рыболовство, Общество, выступая субъектом экономических отношений, осознанно и добровольно приняло установленные законодательно юридические условия его осуществления, что не противоречит конституционным принципам равноправия субъектов Российской Федерации, а также единства экономического пространства государства и свободы экономической деятельности.

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств с достоверностью установлено, что ООО «КЗБ-донка» при осуществлении прибрежного рыболовства на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958, выданного Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18 апреля 2017 года, с использованием судна МРС-150-136 не обеспечило доставку и выгрузку уловов водных биоресурсов на территорию прибрежного субъекта Российской Федерации в места доставки, определенные соответствующим прибрежным субъектом, в том числе в морские порты Российской Федерации, чем допустило нарушение требований п. 10.1 ст. 1, ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «КЗБ-донка» является самостоятельным действующим юридическим лицом, основным видом экономической деятельности которого является «Рыболовство морское» (л.д. 135-141).

Следовательно, являясь самостоятельным юридическим лицом, ООО «КЗБ-донка» может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.

Согласно материалам дела, генеральным директором ООО «КЗБ-донка», имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО1

Согласно свидетельствам о праве собственности на судно, о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, собственником судна МРС-150-136, 1998 года постройки, позывной сигнал УХПС, идентификационный номер <***> б/н является ОАО «Колхоз им. Бекерева» (л.д. 51-54).

Вместе с тем, согласно договору фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) № КБ-КД/2017-1 от 7 апреля 2017 года, заключенному между ОАО «Колхоз им. Бекерева» («Судовладелец») и ООО «КЗБ-донка» («Фрахтователь»), «Судовладелец» предоставил, а «Фрахтователь» принял рыболовное судно МРС-150-136 с укомплектованным экипажем во временное пользование для ведения промысла и транспортировки улова и продукции в соответствии с его назначением (л.д. 69-72).

В соответствии со ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (далее – КТМ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Согласно ст. 2 КТМ, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе, для рыболовства.

В главе X Кодекса торгового мореплавания РФ закреплены основные положения, касающиеся существа договора фрахтования судна на время (тайм-чартера). При этом в силу ст. 199 КТМ РФ правила, установленные данной главой, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.

Так, согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Согласно п. 2 ст. 206 КТМ РФ, для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

В соответствии со ст. 8 КТМ РФ под судовладельцем в данном Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Из содержания и анализа вышеизложенных правовых норм следует, что судовладельцем на время тайм-чартера является и фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени при производстве промысла водных биоресурсов.

Поскольку условиями заключенного договора фрахтования судна на время с экипажем от 7 апреля 2017 года № КБ-КД/2017-1 (тайм-чартер) не было установлено иное, судно МРС-150-136 в период с 4 по 9 октября 2017 года осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020958, выданного ООО «КЗБ-донка» Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18 апреля 2017 года, то есть эксплуатировалось именно данным юридическим лицом в своих коммерческих целях, капитан судна действовал от имени и в интересах фрахтователя - ООО «КЗБ-донка», которое законно владело судном и использовало его на основании договора фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер), в связи с чем ООО «КЗБ-донка», являясь пользователем биологических ресурсов на основании вышеуказанного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, при осуществлении деятельности по коммерческой эксплуатации судна МРС-150-136 (прибрежного рыболовства) в целях добычи (вылова) водных биологических ресурсов в рамках предоставленных ему квот обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к экипажу указанного судна и обязано было обеспечить соблюдение требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

ООО «КЗБ-донка», как пользователь водными биологическими ресурсами, вступая в правоотношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

На основании вышеизложенного установлено, что на момент совершения административного правонарушения ООО «КЗБ-донка» обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности судна МРС-150-136 и его экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства, было обязано принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений правил рыболовства, регламентирующих осуществление прибрежного рыболовства. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению правил ведения промысла водных биологических ресурсов, при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, ООО «КЗБ-донка» имело правовую и реальную возможность выполнить обязанности по ведению промысла, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.

Исходя из содержания вышеприведенных положений Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что пользователь, осуществляющий прибрежное рыболовство, обязан обеспечить выгрузку добытых им уловов водных биоресурсов на территорию прибрежного субъекта Российской Федерации в места доставки, определенные соответствующим прибрежным субъектом, в том числе в морские порты Российской Федерации. Кроме того, данный Федеральный закон не содержит каких-либо исключений в исполнении указанной обязанности по выгрузке уловов на территории прибрежных субъектов пользователями.

При этом, как указано выше, исходя из анализа действующего нормативного регулирования прибрежного рыболовства, установленного порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления данного вида рыболовства, при выборе субъекта Российской Федерации, в места доставки, которого должны быть выгружены уловы прибрежного рыболовства, определяющим является фактор того, квоты какого субъекта осваивает пользователь.

Иное толкование и применение норм действующего законодательства привело бы к утрате самого смысла выделения прибрежного рыболовства в отдельный вид рыболовства, заложенного законодателем в целях поддержания и развития социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов за счет использования водных биологических ресурсов.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, считаю доказанной вину ООО «КЗБ-донка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 данного Кодекса.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ссылки законного представителя Общества на экономическую нецелесообразность по доставке продукции, изготовленной из уловов, добытых в рамках прибрежного рыболовства, на территорию Камчатского края, не является основанием для невыполнения пользователем обязанности соблюдать условия, выданного ему разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и требований законодательства, касающихся доставки уловов на территорию прибрежного субъекта, и не освобождает лицо от ответственности за допущенное правонарушение.

Довод генерального директора Общества ФИО1 о повторном привлечении Общества к административной ответственности по тем же основаниям при рассмотрении дела своего подтверждения не нашел.

Так, из представленной копии постановления судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 7 июня 2018 года по делу № 5-488/18 следует, что ООО «КЗБ-донка» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с тем, что Обществом не была обеспечена доставка на территорию прибрежного субъекта продукции, изготовленной из уловов наваги, добытых в период с 1 по 4 октября 2017 года в рамках прибрежного рыболовства посредством принадлежащего на праве собственности судна РС «Первоуральск» по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412017020681, выданному Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 28 марта 2017 года.

Поскольку в данном случае правонарушение выразилось в необеспечении Обществом доставки на территорию прибрежного субъекта продукции, изготовленной из уловов наваги, добытых иным судном по иному разрешению, в иной период времени, указанные действия (бездействия) не взаимообусловлены, постольку эти действия (бездействия) нельзя расценивать как единое правонарушение, в связи с чем каждое из них образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина ООО «КЗБ-донка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.

Существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении дела, проведении административного расследования и закреплении процессуальных действий по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «КЗБ-донка» согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно материалам дела, постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 сентября 2017 года по делу № 5-878/2017, вступившим в законную силу 18 октября 2017 года, ООО «КЗБ-донка» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей. Административный штраф уплачен 3 ноября 2017 года (л.д. 134).

Поскольку на момент совершения Обществом нового административного правонарушения срок, установленный ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, постольку обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «КЗБ-донка», признаю повторное совершение однородного административного правонарушения.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, считаю необходимым в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений назначить ООО «КЗБ-донка» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при наличии которых судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, по настоящему делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «КЗБ-донка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 (сто десять тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель – Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ПУ ФСБ России по восточному арктическому району л/с 04381Y00980), Отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский, ИНН <***>, КПП 410101001, БИК 043002001, р/счет № <***>, КБК 189 116 130 000 17 000 140, ОКТМО 30701000.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков