ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-62/20 от 13.04.2020 Тындинского районного суда (Амурская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тында 13 апреля 2020 года

Судья Тындинского районного суда Амурской области Киритова С.В.

при помощнике судьи Чуйко А.Н..,

рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Благие Намерения» (сокращенное наименование ООО МКК «БН», ОГРН , дата регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , адрес (место нахождения): 676282, <адрес>А),

У С Т А Н О В И Л:

Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Благие Намерения» (далее ООО МКК «БН») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) не в полном объеме представило в Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации документы и информацию, прямо указанные в предписании, тем самым не исполнило предписание, вынесенное надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В судебное заседание представитель отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка РФ надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, просил дело рассмотреть без его участия. Законный представитель ООО МКК «БН» в соответствии с разъяснением, данным в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Иследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение предписаний, выносимых надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая диспозицию ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.27 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

В соответствии с положениями ст.76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее 86-ФЗ) ООО МКК «БН» является не кредитной финансовой организацией.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 № 115-ФЗ (ред. от 26 июля 2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО МКК «БН» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами.

Согласно ч.9 ст.7 указанного Федерального закона контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами.

В соответствии со ст.76.5 Федерального закона 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности не кредитных финансовых организаций, направляет не кредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к не кредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Таким образом, Банк России, по отношению к ООО МКК «БН» является государственным органом, осуществляющим контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма, и надзорным органом, осуществляющим контроль за организацией и осуществлением внутреннего контроля за организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, уполномоченным выносить предписания.

Как усматривается из материалов дела Банком России в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес ООО МКК «БН» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в связи с неполным предоставлением документов, запрошенных письмом Отделения Благовещенск от ДД.ММ.ГГГГ и наличием расхождений в представленных документах вынесено предписание о предоставлении информации и документов не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а именно: 1. Письменное подтверждение того, что документы в отношении клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, являются полным пакетом документов, входящих в анкету (досье) клиента, и других документов анкета (досье) клиента не содержит; 2. Документы, подтверждающие использование НФО при идентификации клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 информации из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, а именно сервиса, размещенного на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети «Интернет», содержащего сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. В случае отсутствия подтверждающих документов необходимо представить пояснения причин неиспользования НФО при идентификации клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 информации из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации; 3. Документы, в которых зафиксированы следующие сведения, отсутствующие в представленных «Анкетах (сведениях о физическом лице)»: 3.1. В отношении клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8: обоснование отнесения клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента; дата оформления анкеты; фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника НФО, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание; фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника НФО, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента; сведения о результатах проверок наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществленных в рамках исполнения пп. 7 п. I ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (даты проведения проверок приведены в графе 3 Таблицы). 3.2. В отношении клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8: даты обновлений анкеты (досье) клиента; сведения о результатах проверок наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, проведенных при идентификации клиента (в дату начала отношений с клиентом) и при каждом обновлении сведений, полученных в результате идентификации (в даты обновления сведений); в случае отсутствия указанных в п.3 настоящего предписания документов необходимо представить пояснения причин нефиксирования сведений, перечисленных в п. 3 настоящего предписания, в анкетах и досье клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8; 4. Документы, подтверждающие проведение идентификации клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 до приема на обслуживание (с учетом дат начала отношений с клиентом, указанных в «Анкетах (сведениях о физическом лице)» - ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно); 5. Пояснения причин расхождения в «Анкетах (сведениях о физическом лице)» клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 сведений о результатах проверок наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а именно: в графе таблицы «Результаты проверки» указано значение «не выявлено», что означает отсутствие совпадений данных клиента с Перечнями/Решением, а в графе «Информация о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму» перечислены даты Перечней/Решения, содержащих сведения о клиенте.

В случае непредставления документов и/или информации, указанных в настоящем предписании, необходимо представить справку, содержащую объяснения причин непредставления, с приложением документов, подтверждающих изложенную информацию.

Данное предписание Обществом не обжаловалось, его законность не оспаривалась.

Предписание вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах полномочий, в связи с неполным предоставлением документов, запрошенных письмом Отделения Благовещенск от ДД.ММ.ГГГГ и наличием расхождений в представленных документах и в соответствии с п.9 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансового терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ), ст. 76.1 и 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон № 86-ФЗ), содержит конкретные требования, в связи с чем, является законным и обоснованным.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ информация и документы по п. 3 и п.4 в срок ДД.ММ.ГГГГ представлены не были.

Предписание о предоставлении информации по пяти пунктам в соответствии со ст. 76.9 Федерального закона № 86 –ФЗ Банком России в лице Отделения Благовещенск ДД.ММ.ГГГГ форме электронного документа направлено в личный кабинет ООО МКК «БН» на официальном сайте Банка России и размещено в личном кабинете Организации ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.3 главы 4 Указания Банка России -У предписание в виде электронного документа считается полученным Организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. ООО МКК «БН» обязано было исполнить предписание в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Фактически предписание в установленный срок юридическим лицом исполнено не было, так как ООО МКК «БН» не представило информацию по п. 3 и п. 4 предписания Банка России в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центробанка России, а именно не представлены документы, в которых зафиксированы сведения, отсутствующие в представленных «Анкетах (сведениях о физическом лице)», указанные в п.3.1 и 3.2 предписания. Организацией не представлены пояснения причин не фиксирования сведений, перечисленных в п.3 предписания, в анкетах и досье клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые необходимо было предоставить в случае отсутствия указанных в п.3 документов.

Представленные пояснения Организацией по п.3 не содержат пояснения причин не фиксирования обоснования уровня риска, даты оформления анкеты и Ф.И.О. сотрудника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, в анкетах и досье клиентов Организации; пояснения причин не фиксирования дат обновлений в анкетах и досье клиентов Организации.

По п.4 не представлены документы, подтверждающие проведение идентификации клиентов организации ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 до приема на обслуживание (с учетом дат начала отношений с клиентом, указанных в «Анкетах (сведениях о физическом лице)» - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно). Справки, предусмотренные предписанием, содержащие объяснения причин непредставления документов (информации) по п.3 и п.4 не предоставлены.

Факт совершения юридическим лицом ООО МКК «БН» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо нарушения; выпиской из ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО МКК «БН»; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, направленного в адрес ООО МКК «БН» посредством электронного документооборота; ответом на предписание от ДД.ММ.ГГГГ, направленного посредством электронного документооборота с приложениями; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о перечне должностных лиц Центробанка России Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о перечне должностных лиц Центробанка России Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО МКК «БН» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства РФ, доказательства невозможности соблюдения Обществом данных положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась и которые позволили бы судить об отсутствии вины Общества.

Нарушений норм административного законодательства при составлении в отношении ООО МК «Благие Намерения» протокола об административном правонарушении, судом не установлено. Форма и содержание протокола соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, не доверять сведениям, в нем указанным, оснований нет, протокол составлен надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных полномочий.

При таких обстоятельствах, действия ООО МКК «БН» суд квалифицирует по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ как не исполнение предписания вынесенного надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При назначении наказания ООО МКК «БН» суд учитывает тяжесть административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО МКК «БН» не установлено.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.

Постановлением заместителя управляющего Отделением по Амурской области дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ООО МКК «БН» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением заместителя управляющего Отделением по Амурской области дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ООО МКК «БН» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Тындинским районным судом Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО МКК «БН» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что срок, в течение которого Общество считается подвергнутым административному наказанию по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ не истек, обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО МКК «БН» следует признать повторное совершение однородного противоправного деяния.

На основании изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице, несмотря на наличие отягчающего обстоятельства, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

Судом не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в материалах дела отсутствуют сведения об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, суд не находит оснований для применения положений ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания.

Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Благие Намерения» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 (девятьсот тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате в течение 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу. Реквизиты для уплаты административного штрафа: счет получателя:40101810500000001901, получатель платежа: «Межрегиональное операционное УФК (Банк России)», ИНН/КПП <***>/770201001, Банк получателя: Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, ОКТМО 45379000, КБК 999 116 120 000 16000 140. УИН 0355263001008180220304392 и идентификатор плательщика ЮЛ (ИП) 2002808001506280801001.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти суток с момента вручения либо получения копии постановления.

По вступлению в законную силу определение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (по адресу г. Владивосток Приморского края, ул. Светланская, д.54).

Судья Киритова С.В.