ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-637/18 от 17.07.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июля 2018 года г. Ставрополь

Судья Октябрьского районного суда г. Ставрополя Кузнецова Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Международный аэропорт Ставрополь», расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

АО «Международный аэропорт Ставрополь» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 – ведущим специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по СКФО, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения плановой выездной проверки согласно приказу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 25.09.2017г. обнаружено, что юридическим лицам АО «Международный аэропорт Ставрополь» не соблюдаются требования природоохранного законодательства РФ, а именно: АО «Международный аэропорт Ставрополь» с октября 2016 года по настоящее время осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до настоящего времени АО «Международный аэропорт Ставрополь» не получено.

В судебном заседании представитель юридического лица АО «Международный аэропорт Ставрополь» по доверенности ФИО4 пояснил, что аэропорт за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КРФ об АП, привлекается впервые, общественно-опасных последствий нарушения не повлекли, просил суд применить положения ст. 2.9 КРФ об АП и освободить их от административного наказания в связи с малозначительностью правонарушения. Также просил учесть, что у аэропорта отсутствуют на счете денежные средств, которые могли бы быть оплачены в счет штрафных санкций по квалифицируемому деянию Обществу и являются для акционерного общества значительными, могут существенно повлиять на устойчивость финансового состояния аэропорта. Что касается приостановления деятельности аэропорта, то такое административное наказание за незначительное нарушение может привести к серьезным последствиям, поскольку аэропорт является социально значимым объектом для общества.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя государственного органа.

Суд, исследовав представленные материалы, выслушав представителя юридического лица, приходит к следующему.

Судом установлено, на территории АО «Международный аэропорт Ставрополь» имеется котельная, оборудованная отопительными котлами, работающими на природном газе, что подтверждается справкой о характере работы котельной.

Природный газ поставляется на основании договора поставки газа, заключенного с ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные соглашения П/14 от ДД.ММ.ГГГГ, П/15 от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения проверки с выездом на место экспертами Ставропольского отдела инструментального контроля - испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» осуществлен отбор проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника дымовая труба котельной по веществам: оксид азота, диоксид азота, оксид углерода (протокол отбора (измерений) проб промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ).

Факт выбросов оксида азота, оксида углерода, диоксида азота подтверждается протоколом испытаний (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ.

АО «Международный аэропорт Ставрополь» представлены акт отбора измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ и протокол испытаний (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждает наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с «Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч», разработанными Институтом Горючих ископаемых Минуглепрома СССР и утвержденным Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета (1985), при сжигании газа в топках действующих промышленных и коммунальных котлоагрегатов и бытовых теплогенераторов (малометражные отопительные котлы, отопительно-варочные аппараты, печи), осуществляется выделение в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: оксид азота, диоксид азота, углерода оксид и т.д. Загрязняющие вещества: азота диоксид, углерода оксид подлежат обязательному нормированию, т.к. входят в состав перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Таким образом, АО «Международный аэропорт Ставрополь» имеет действующие стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, характеризующиеся определенным местоположением на территории хозяйствующего субъекта (стационарные источники выбросов), от которых осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу части 8 статьи 15 Закона №96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных генеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Из изложенного следует, что выброс веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Однако, в нарушение установленных норм природоохранного законодательства АО «Международный аэропорт Ставрополь» в период с октября 2016 по настоящее время осуществляет сжигание природного газа в стационарных источниках выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сопровождающееся выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Факт наличия и использования источников подтверждается: справкой о характере работы котельной, протоколом отбора (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами испытаний (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актом отбора (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные соглашения П/14 от ДД.ММ.ГГГГ, П/15 от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, юридическим лицом нарушены требования: п. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, ч. 1ст. 14, ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96 -ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Вина АО «Международный аэропорт Ставрополь» подтверждается следующими письменными доказательствами: справкой о характере работы котельной, протоколом отбора (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ. , протоколами испытаний (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. , актом отбора (измерений) проб промышленные выбросы от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, П/15 от ДД.ММ.ГГГГ), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ/П/1, заключением эксперта.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт совершения АО «Международный аэропорт Ставрополь» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требования природоохранного законодательства РФ, а именно, выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения с октября 2016 года и на момент проведения проверки ( отбора проб).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное юридическим лицом административное правонарушение, относящееся к категории соблюдения порядка охраны атмосферного воздуха (оформления документации), не повлекло угрозы охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения и, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, степень общественной опасности допущенного административного правонарушения.

Таким образом, конкретные обстоятельства административного правонарушения, отсутствие серьезных последствий свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения, как не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Следовательно, имеются все правовые основания для освобождения юридического лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ.

При назначении административного наказания, за совершенное административного правонарушение, суд исходит из совокупности таких обстоятельств, как характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, обстоятельства, смягчающие административную ответственность ст. 4.2 КРФ об АП, совершение административного правонарушения впервые, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного АО «Международный аэропорт Ставрополь» правонарушения, и отсутствии существенных нарушений охраняемых общественных отношений, вредных последствий, отсутствие сведений о том, что ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, то полагает возможным с учетом всех характеризующих данных и установленных обстоятельств имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу его совершившему, устного замечания, влечет освобождение об административной ответственности, прекращение производства по делу об административном правонарушении. Устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения будет достаточной для достижения задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.1 – 29.11, ст. 8.21, 2.9 КРФ об АП, судья

ПОСТАНОВИЛ:

АО «Международный аэропорт Ставрополь», расположенный по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КРФ об АП.

Освободить АО «Международный аэропорт Ставрополь», расположенный по адресу: <адрес>, от административной ответственности на основании ст. 2.9 КРФ об АП и ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Н.М. Кузнецова