ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-63/2023 от 04.08.2023 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 5-63/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Владикавказ 04 августа 2023 года

Судья Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО-Алания Дзуцева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, .... года рождения, гражданина РФ, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты>, адрес временной регистрации: ....., адрес фактического проживания: ....., предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В адрес Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания поступили из Северо-Осетинской таможни материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1.

Из указанного материала следует, что .... г. в ходе проведения профилактических мероприятий сотрудниками оперативно- розыскного отдела Северо-Осетинской таможни во взаимодействии с должностными лицами ГИБДД МВД по РСО-Алания, было остановлено транспортное средство марки «<данные изъяты> года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, под управлением гражданина Республики Казахстан ФИО2, который на данное транспортное средство предоставил свидетельство об учете ТС (Республики Армения) № ...... от .... г. выданное на имя .......

В результате проверки на сайте ФТС России в разделе информация о таможенном оформлении легковых автомобилей, ввезенных на территории государств-членов Евразийского экономического союза, установлено, что сведения об указанном выше транспортном средстве отсутствуют.

Из ответа, полученного в телефонном режиме от сотрудника ОАО Северо-Осетинской таможни следует, что в электронных базах данных АС «Автотранспорт» ПЗ ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, «Реестр автотранспортных средств размещенный на официальном сайте ФТС России fhttps://customs.gov.ru/cars)» данные о транспортном средстве марки «...... года выпуска, ......, отсутствуют.

В связи с имеющими признаками возможного нарушения таможенного законодательство ЕАЭС, транспортное средство марки ...... года выпуска, ......, задержано и помещено на площадку задержанных транспортных средств Северо-Осетинской таможни по адресу: .....

.... г. был направлен запрос в Дорожную полицию Республики Армения, с целью проверки вышеуказанного транспортного средства.

.... г. получен ответ на запрос, из которого следует, что государственные регистрационные знаки: ...... учетно-экзаменационными подразделениями Дорожной полиции Республики Армения не выдавались.

Согласно служебной записке оперативно-розыскного отдела Северо-Осетинской таможне от .... г. № ......, транспортное средство марки «......», с регистрационным знаком Республики Армения ......, въехало на территорию РФ через таможенный пост МАПП Верхний Ларс .... г. под управлением ФИО1, .... года рождения.

Из объяснений ФИО1, .... года рождения, место рождения: <данные изъяты>, адрес временной регистрации: .....; адрес фактического проживания: ....., паспорт гражданина РФ серии ......, выдан МВД по О-Алания, дата выдачи - .... г., полученных .... г. следует: «Он, ФИО1 .... года перед таможенным постом МАПП Верхний Ларс к нему обратился ранее незнакомый мне человек, с просьбой перегнать транспортное средство, которое как он пояснил, расположено на нейтральной территории между Россией и Грузией. Указанное т/с данное лицо просило перегнать через таможенный пост МАПП Верхний Ларс в направлении въезда в Российскую Федерацию. За услугу перегонку транспортного средства он предложил ему ...... рублей. Он согласился, после чего на попутном транспорте он пересек таможенный пост МАПП Верхний Ларс, и после того, как он оказался на нейтральной территории Российско-Грузинской границы его встретил другой, также ранее незнакомый ему человек, который показал ему транспортное средство ...... которое он должен был перегнать через таможенный пост. Указанное лицо, передало ему ключ от транспортного средства «...... (......, г/н ...... и свидетельство о регистрации транспортного средства №......, после чего он выехал по направлению к таможенному посту МАПП Верхний Ларс.

При пересечении таможенного поста МАПП Верхний Ларс, он не декларировал транспортное средство марки «......», (......, и каких иных таможенных деклараций не подавал.

После пересечения т/п МАПП Верхний Ларс, метров 300 от поста он передал указанное паспортное средство и свидетельство о регистрации №...... ранее предложившему мне перегнать данное транспортное средство человеку. Более по обстоятельствам дела пояснить нечего».

Таким образом, установлено, что .... г. в зону таможенного контроля т/п МАПП Верхний Ларс на таможенную территорию ЕАЭС прибыло транспортного средство марки ...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, ......, под управлением гражданина РФ ФИО1, .... года рождения, место рождения: <данные изъяты>, адрес временной регистрации: .....; адрес фактического проживания: ....., паспорт гражданина РФ серии ......, выдан МВД по РСО-Алания, дата выдачи – .... г. (далее - ФИО1), следовавшее в Российскую Федерацию.

Исходя из изложенного, перемещаемое гражданином ФИО1 транспортное средство марки «...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, ......, не зарегистрировано в государствах-членах ЕАЭС, тем самым не имеет статуса товара Евразийского экономического союза и является иностранным товаром.

.... г. для определения рыночной стоимости транспортного средства марки ...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, в ЭИО г. Владикавказ, ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск была назначена товароведческая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ЭИО г. Владикавказ, ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск № ...... от .... года рыночная стоимость транспортного средства марки «...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, ......, явившегося предметом административного правонарушения, по состоянию на .... года составила ...... рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразилась в невыполнении гражданином ФИО1 обязанности по декларированию в установленной письменной форме транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения, ввезенного на таможенную территорию Евразийским экономического союза. В частности, в момент прибытия ...... года на таможенную территорию ЕАЭС и пересечении линии завершения таможенных операций без подачи таможенной декларации, что является заявлением об отсутствии товаров, подлежащих декларированию.

Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ является лицо, совершившее с товаром действие (бездействие), образующее объективную сторону рассматриваемого правонарушения. В данном случае этим лицом является гражданин ФИО1, переместивший транспортное средство марки ...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, ......, через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Таким образом, СОТ установлено, что ...... г. в зону таможенного контроля т/п МАПП Верхний Ларе на таможенную территорию ЕАЭС прибыло транспортное средство марки «...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, под управлением гражданина ФИО1, следовавшее в Российскую Федерацию.

В действиях лица переместившего ...... года транспортное средство марки «...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ...... на таможенную территорию ЕАЭС без декларирования по установленной письменной форме в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст16.2 КоАП РФ.

Обязанность лица выполнить то или иное положение в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Совершение данного административного правонарушения не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица, привлекаемого к ответственности. Данные обстоятельства указывают на наличие в действии (бездействии) гражданина Республики ФИО1 субъективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

В судебное заседание, извещенный надлежащим образом ФИО1 не явился, представительство своих интересов в суде доверил представителю (адвокату) Маликиеву М.М., действующему на основании доверенности ...... от .... года, который пояснил, что его доверитель вину в совершении административного правонарушения признал полностью. Деликвент просил не назначать ему наказание связанное с конфискацией имущества поскольку ФИО1 в содеянном раскаивается, не имеет постоянной работы, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей: ФИО3, .... года рождения и ФИО3, .... года рождения. Совершенное им правонарушение не повлекло за собой каких-либо тяжких последствий. Ходатайствовал о назначении ему (ФИО1) наказание менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.1 ст.16.1 КоАП РФ.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, признает ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) все лица на равных условиях имеют право наперемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ТК ЕАЭС при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.

Согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа. При этом декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 258, п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

Согласно пункту 8 статье 258 Таможенного кодекса ЕАЭС, пересечение физическим лицом линии завершения таможенных операций без подачи пассажирской таможенной декларации является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, если иное не установлено законодательством государств - членов.

Обязанность лица выполнить то или иное положение в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.

Вина ФИО1 в недекларировании транспортного средства, явившегося предметом по делу об АП, подлежащего обязательному письменному декларированию, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза подтверждается следующими доказательствами:

определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № ...... от .... г.;

протоколом изъятия вещей и документов № ...... от .... г.;

письмом - запросом КГД Республики Армения от .... г. № ......;

письмом - ответом Дорожной полиции Республики Армения от .... г. № ......;

объяснениями ФИО1 от .... г.;

протоколом об административном правонарушении от .... года и другими материалами дела.

Согласно заключению специалиста ЭИО г. Владикавказ ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск от .... г. № ......, стоимость автотранспортного средства составила ...... рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, в данном случае выразилась в невыполнении деликвентом обязанности по не декларированию в установленной письменной форме товара, явившегося предметом административного правонарушения, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС.

Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП России, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 .... года совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании по установленной форме транспортного средства марки «......», .... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, подлежащего обязательному письменному декларированию, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в постоянной зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларе Северо-Осетинской таможни.

Обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено

В соответствии с п.1 ч.1 ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, является обстоятельством смягчающим административную ответственность.

Пунктом 2 ч.1 ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность лица совершившего административное правонарушение не имеется.

Согласно экспертному заключению стоимость предмета административного правонарушения составляет ...... рублей, следовательно, в соответствии с санкцией ч.1 ст. 16.1 КоАП РФ с деликвента может быть взыскан административный штраф в размере одной четвертой стоимости товара - транспортного средства – ...... рублей.

При рассмотрении ходатайства представителя деликвента ФИО1 – Маликиева М.М. о назначении административного наказания менее минимального размера штрафа установленного санкцией ст. 16.9 ч.1 КоАП РФ суд исходит из следующего:

Согласно ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.3)

В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из особых обстоятельств, связанных с трудным материальным положением деликвента, наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей, отсутствие материального ущерба экономическим интересам РФ в связи с недоставкой товара, суд считает возможным не применять конфискацию транспортного средства, признать данный случай исключительным и назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.16.1 КоАП РФ в сумме – ...... рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

признать ФИО1, .... года рождения, гражданина РФ, уроженца ......, адрес временной регистрации: ....., адрес фактического проживания: ....., паспорт гражданина РФ серии ......, выдан МВД по РСО-Алания, дата выдачи – .... г., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ......) рубля.

Транспортное средство марки «...... года выпуска, с регистрационным знаком Республики Армения ......, возвратить ФИО1, гражданину РФ, .... года рождения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Дзуцева