УИД: 23RS0057-01-2020-001316-88
№5-64/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Усть-Лабинск 18 марта 2021 года
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Куликовский Г.Н., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Удинской И.А., действующей по доверенности № от 31 декабря 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Невинномысский маслоэкстракционный завод», юридический адрес: г. Невинномысск, ул. Матросова, д. 8, место фактического осуществления деятельности г. Усть-Лабинск – Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133, ИНН 2631805988, ОГРН 1142651023250, дата постановки на учёт в налоговом органе 19 сентября 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края поступило определение № от 14 мая 2020 года о привлечении юридического лица ООО «НМЭЗ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Постановлением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Колойда А.С. было прекращено производство в отношении юридического лица ООО «НМЭЗ» за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2020 года постановление судьи Усть-Лабинского районного суда от 05 августа 2020 года было отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Усть-Лабинский районный суд на новое рассмотрение.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 27 февраля 2020 года в адрес ООО «НМЭЗ» поступило Распоряжение о проведении плановой выездной проверки № от 26 февраля 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по адресу фактического осуществления деятельности обособленного подразделения ООО «НМЭЗ» в г. Усть-Лабинск – Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133
Из протокола по делу об административном правонарушении № от 14 мая 2020 года следует, что с целью исполнения ежегодного плана проведения проверок на 2020 год, утверждённого Приказом от 31 октября 2019 №01 апреля /795 (в редакции приказа от 16 января 2020 года №01-04/26), размещённого на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет», в ходе подготовки распоряжения на проведение плановой выездной проверки установлено, что ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» (ИНН 2303016652), эксплуатирующее объект негативного воздействия, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133 код объекта №, прекратило деятельность путём реорганизации в форме присоединения (изменения внесены в ЕГРЮЛ 22 ноября 2019 года регистрационный номер №), правопреемником является ООО «НМЭЗ» (ИНН 2631805988).
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были внесены изменения в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, издано Распоряжение №14 от 04/12 от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «НМЭЗ», Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133.
09 апреля 2020 года в 13часов 00 минут установлено, что юридическим лицом ООО «НМЭЗ» (юридический адрес: г. Невинномысск, ул. Матросова,8, место фактического осуществления деятельности г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133) совершено административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В ходе проверки Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было установлено, что ООО «НМЭЗ» в период с 27 декабря 2019 года (дата постановки объекта негативного воздействия №) по настоящее время, осуществляет производственную деятельность на объекте негативного воздействия №, в результате которой в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид, взвешенные вещества и др., однако, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ООО «НМЭЗ» отсутствует.
В соответствии с п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у ООО «НМЭЗ» имелась возможность до получения комплексного экологического разрешения получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предприятие ООО «НМЭЗ» осуществляет деятельность на объекте № 1 категории, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133, в результате производственной деятельности которого осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением: п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании представитель ООО «НМЭЗ» просила суд прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых Общество привлекается к административной ответственности.
В судебное заседание представитель ООО «НМЭЗ» представила дополнение к заявлению о прекращении производства по делу, где указала, что Определением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 14 мая 2020 года ООО «НМЭЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения), Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей и приостановки деятельности до 90 дней.
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) административные материалы были переданы на рассмотрение в Усть-Лабинский районный суд.
ООО «НМЭЗ» было подано заявление в Усть-Лабинский районный суд об оспаривании определения административного органа.
По результатам рассмотрения ходатайства ООО «НМЭЗ», постановлением Усть-Лабинского районного суда от 05 августа 2020 года, определение старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 14 мая 2020 года, было отменено, производство по делу прекращено.
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд на постановление Усть-Лабинского районного суда. В жалобе Управление просило отменить постановление Усть-Лабинского районного суда и вернуть дело на новое рассмотрение.
Решением от 17 ноября 2020 года Краснодарским краевым судом Постановление Усть-Лабинского районного суда по делу №5-252/2020 было отменено и возвращено на новое рассмотрение.
Решение апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда было получено Обществом 30 декабря 2020 года.
ООО «НМЭЗ» была подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. 12 марта 2021 года Четвертым кассационным судом Краснодарского края вынесено решение об оставлении без изменений ранее принятых решений. Таким образом, фактически дело не было рассмотрено Четвёртым кассационным судом общей юрисдикции Краснодарского края и решение будет вынесено Усть-Лабинским районным судом.
Просила обратить внимание Усть-Лабинского районного суда на следующие неопровержимые факты:
27 февраля 2020 года в адрес ООО «НМЭЗ» поступило Распоряжение о проведении плановой выездной проверки № от 26 февраля 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по адресу фактического осуществления деятельности обособленного подразделения ООО «НМЭЗ» в г. Усть-Лабинск – Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д.133.
Из протокола по делу об административном правонарушении № от 14 мая 2020 года следует, что с целью исполнения ежегодного плана проведения проверок на 2020 год, утверждённого Приказом от 31 октября 2019 года №01 апреля /795 (в редакции приказа от 16 января 2020 года №01-04/26), размещённого на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет», в ходе подготовки распоряжения на проведение плановой выездной проверки установлено, что ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» (ИНН 2303016652), эксплуатирующее объект негативного воздействия, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина,133 код объекта №, прекратило деятельность путём реорганизации в форме присоединения (изменения внесены в ЕГРЮЛ 22 ноября 2019 года регистрационный номер №), правопреемником является ООО «НМЭЗ» (ИНН 2631805988).
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования внесены изменения в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, издано Распоряжение №14 от 04/12 от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «НМЭЗ», Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина,133.
09 апреля 2020 года в 13:00 установлено, что юридическим лицом ООО «НМЭЗ» (юридический адрес: г. Невинномысск, ул. Матросова,8, место фактического осуществления деятельности г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина,133) совершено административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Апелляционной инстанцией не учтены следующие факты, которые были приняты во внимание Усть-Лабинским районным судом: на каждое из предъявленных нарушений, ООО «НМЭЗ» были предоставлены опровергающие документы, которые не были приняты во внимание проверяющим органом и не отражены в акте проверки.
27 февраля 2020 года в адрес ООО «НМЭЗ» поступило Распоряжение о проведении плановой выездной проверки № от 26 февраля 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по адресу фактического осуществления деятельности обособленного подразделения ООО «НМЭЗ» в г. Усть-Лабинск – Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133. Распоряжение поступило в день проведения проверки, что является нарушением со стороны Управления.
В силу части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
В нарушение указанной нормы представителями Росприроднадзора проверка была начата в день вручения Распоряжения – 27 февраля 2020 года, о чем свидетельствуют акты отбора проб, протокол осмотра помещений.
В решении Краснодарского краевого суда верно указано, что на официальном сайте Управления в установленные сроки был размещён приказ от 24 января 2020 года № о внесении изменений в план проведения проверок, после чего было издано Распоряжение № от 37 января 2020 года о проведении проверки в отношении ООО «НМЭЗ» в соответствии с которым, период проверки установлен с 04 февраля 2020 по 03 марта 2020 года.
Управлению было отказано в допуске на территорию ООО «НМЭЗ» в связи с отсутствием актуальных сведений о проведении плановой проверки на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Руководство ООО «НМЭЗ» усомнилось в правомерных действиях представителей Управления, которые не смогли подтвердить легитимность и обоснованность проверки. Ранее представители Управления направляли уведомление о проведении проверки, в котором были указан адрес ЗАО «БКЗ» в г. Белореченске, ул. Аэродромная, 51.
Также представитель ООО «НМЭЗ» отметила, что представители Управления пришли в конце рабочего дня, что подтверждено актом о невозможности проведения проверки №-П от 13 февраля 2020 года. Проверяющие прибыли на территорию ООО «НМЭЗ» после 16:00, за час до окончания рабочего дня. Представитель с надлежаще оформленной доверенностью был в отъезде, так как не знал о предстоящей проверке.
Таким образом, представители Управления неоднократно нарушили регламент проведения проверки и у руководства юридического лица были все основания для не допуска на территорию представителей Управления без надлежаще оформленных документов. Не предоставление Управлением надлежаще оформленной документации для поведения проверки не является виной Общества.
После надлежащего оформления документации представители Управления были допущены для проведения проверки.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения № от 26 февраля 2020 года срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней, к проведению проверки приступить 27 февраля 2020 - проверку окончить 26 марта 2020 года.
Однако, в материалах представленных Управлением указано, что правонарушение выявлено 09 апреля 2020 года в 13:00, то есть за пределами сроков проводимой проверки.
В Решении апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда указана недостоверная информация, о том, что период проведения проверки в соответствии с Распоряжением от 26 февраля 2020 года № обозначен с 27 февраля 2020 года по 09 апреля 2020 года. Ни один из представленных документов в материалах дела данные сроки не подтверждает.
Окончена проверка за пределами срока проверки 09 апреля 2020 года, составлением акта проверки №, при этом в акте не отражена дата и время проверки, указана общая продолжительность проверки – 20 дней, тогда как согласно приложенным документам фактически проверка проводилась 30 рабочих дней.
В соответствии с Распоряжением 14-04/26 от 26 февраля 2020 года проверка Росприроднадзора в отношении ООО «НМЭЗ» должна была быть начата 27 февраля 2020 года и окончена 26 марта 2020 года. По факту проверка была окончена 09 апреля 2020 года, что подтверждено актом проверки и определением Росприроднадзора.
Ссылки Управления об отсутствии необходимости продления сроков проверки несостоятельны, так как в соответствии с Распоряжением № от 27 января 2020 года срок проведения проверки был установлен с 04 февраля 2020 по 03 марта 2020 года. Далее, в связи с необходимостью внесения изменений в Распоряжение, срок был установлен с 27 февраля 2020 года по 26 марта 2020 года. Таким образом, срок проверки дважды менялся из-за несоответствий в Распоряжениях и далее не продлевался.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона не может превышать (20 дней) двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В нарушение указанной нормы закона, распоряжение, равно как и приказ руководителя Росприроднадзора о продлении плановой проверки в адрес ООО «НМЭЗ» не поступало, в акте не отражено.
Судом апелляционной инстанции не исследовано Распоряжение № от 26 февраля 2020 года, а именно пункт 8, где указано приступить к проверке 27 февраля 2020 - проверку окончить 26 марта 2020 года.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание процессуальные нарушения со стороны Управления при проведении проверки: проведение проверки без предварительного уведомления (не менее чем 3 дня в соответствии с 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля); проведение проверки без опубликования на сайте Генеральной прокуратуры; нарушены сроки проведения проверки более 20 дней (согласно ч. 1 ст. 13 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»); фиксация нарушений за пределами проводимой проверки (нарушение ч.2 ст. 13 Закона №?294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В акте проверки № от 09 апреля 2020 года не представлены акты отбора проб промышленных выбросов с подписью уполномоченного представителя ООО «НМЭЗ».
В акте представлено заключение эксперта № от 23 марта 2020 года, в котором указано, что пробы были отобраны 27 февраля 2020 года акт отбора № и 16 марта 2020 года акт №. Сами акты отбора проб промышленных выбросов с подписью представителя ООО «НМЭЗ» отсутствуют. Данные материалы были изучены Усть-Лабинским районным судом, но не приняты во внимание Апелляционной инстанцией Краснодарского краевого суда.
Акт проверки от 09 апреля 2020 года также нельзя принимать как достоверное доказательство, так как в результате исследования материалов дела установлено, что представленная документация не содержит достоверных сведений и составлена с нарушениями. В актах отбора проб представленных Управлением имеются исправления и зачёркивания, что недопустимо. Также нумерация актов, представленная в акте Обществу и представленная Управлением в Усть-Лабинский районный суд, не совпадает. Данный факт также является нарушением при проведении проверки.
В решении апелляционной инстанции также присутствует противоречивая информация, которая опровергает саму суть правопреемства в соответствии со ст. 58 ГК РФ.
В соответствии со ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Объект - маслоэкстракционный завод №, расположенный по адресу: <адрес> передан в собственность ООО «НМЭЗ» в связи с реорганизацией ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» в форме присоединения (лист записи ФНС от 22 ноября 2020 года).
Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена актуализация сведений о юридическом лице, в том числе, в связи с реорганизацией в форме преобразования.
Таким образом, ссылки Управления на применение пункта 7 указанной статьи в случае реорганизации в форме присоединения неправомерно. Срок постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - маслоэкстракционный завод 03-0123-003951, расположенный по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133, составляет шесть месяцев со дня его эксплуатации, и истекает 22 мая 2020 года.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
ООО «НМЭЗ» (ранее ООО «Флорентина») получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от 29 декабря 2018 года № сроком действия с 29 декабря 2018 года по 07 ноября 2025 года.
Также, у ООО «НМЭЗ», есть разрешение № от 29 декабря 2018 года на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (ранее получено ЗАО «БКЗ»).
Кроме того, представлены протоколы анализа проб промышленных выбросов загрязняющих веществ, разработанные ЗАО «БКЗ» от 13 марта 2019 года.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
22 ноября 2019 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО «Флорентина» и ЗАО «БКЗ», путем присоединения к ООО «НМЭЗ».
Таким образом, у ООО «НМЭЗ» имеется разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от 29 декабря 2018 года № сроком действия с 29 декабря 2018 года по 07 ноября 2025 года. Срок обращения (по 31 декабря 2022 года) в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения на момент проведения плановой проверки не пропущен.
На основании ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В ходе изучения материалов административного дела в Усть-Лабинском районном суде представителем Общества были представлены все необходимые разрешения. Данная разрешительная документация была проигнорирована представителями Управления в ходе проведения проверки и не отражена в акте. В апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда также не были изучены материалы и нормативные документы, представленные в дело Обществом.
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав представителя ООО «НМЭЗ», изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как следует из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования издано Рапоряжение № от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «НМЭЗ», однако юридическое лицо отказало в допуске на территорию, что повлекло невозможность проведения проверки. 26 февраля 2020 года издано распоряжение № о проведении плановой выездной проверки по месту фактического осуществления деятельности по адресу: Краснодарский край, гор. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133.
09 апреля 2020 года в 13:00 часов было установлено, что юридическим лицом ООО «НМЭЗ» осуществляется деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду №, 1 категории по производству пищевых продуктов: растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более), что предполагает наличие комплексного экологического разрешения.
ООО «ЕМЭЗ» 29 декабря 2019 года подана заявка № об актуализации сведений по объекту, расположенному по адресу: Краснодарский край, гор. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133, согласно которой, по указанному адресу имеются стационарные источники выбросов, суммарный выброс которых составляет 315,60906 т/г.
В ходе проведения проверки сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» был произведен отбор проб (протокол № от 27 февраля 2020 года) загрязняющих веществ на источнике «выбросная труба котельной» по показателям следующих загрязняющих веществ: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид.
По результатам лабораторных исследований (испытаний) составлено экспертное заключение № от 23 марта 2020 года, согласно которому, установлена концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от источника № – труба котельной.
Также были проведены испытания по определению эффективности работы пылеочистных циклонов ПОУ 4БЦШ-500, 4 БЦЩ-400 и установлено, что они работают с эффективностью 66,2% и 67,5% соответственно.
В период с 27 декабря 2019 года до даты проверки ООО «НМЭЗ» осуществляло производственную деятельность на объекте негативного воздействия, в результате которой, в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид, взвешенные вещества и др, однако разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ООО «НМЭЗ» отсутствует.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 11 декабря 2018 года ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» и еще три общества (ЗАО «Масло Ставрополья», ООО «Дружба», ООО «Флорентина») были присоединены к ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод».
Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что договор о присоединении (11 декабря 2018 года) юридических лиц был заключен ранее, чем ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от 29 декабря 2018 года. При этом фактическое присоединение, как было указано ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод», произошло только 22 ноября 2019 года.
Вместе с тем, не указано в каком объеме разрешенные полномочия перешли от ЗАО «Белореченский комбикормовый завод» к ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» при реорганизации и с какого момента.
Давая оценку доводам представителя ООО «НМЭЗ» о нарушении должностным лицом Росприроднадзора срока проведения проверки в отношении общества и составления по ее результатам акта, судья исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ЮФО направлен Приказ № от 24 января 2020 года о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с документами, подтверждающими наличие оснований (исх. № от 28 января 2020 года).
На официальном сайте Управления в установленные сроки был размещен Приказ от № от 24 января 2020 года о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора внесены изменения в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, после чего издано Распоряжение № от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод», в соответствии с которым, период проведения проверки установлен с 04 февраля 2020 года по 03 марта 2020 года.
Распоряжение № от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки с целью своевременного уведомления направлено в адрес ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» и получено юридическим лицом 28 января 2020 года.
Однако 04 февраля 2020 года в Управление Росприроднадзора поступило письмо от ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» о несогласии с проведением плановой проверкой в связи с отсутствием на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации информации.
04 февраля 2020 года сотрудниками Управления был осуществлен выезд на место фактического осуществления деятельности ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод». На пропускном пункте предприятия должностными лицами предъявлены удостоверения для оформления пропуска. В кабинете директора ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» были предъявлены удостоверения и озвучены основания проведения плановой выездной проверки в соответствии с Распоряжением. На неоднократные вопросы о возможности проведения мероприятий в соответствии с Распоряжением, получен отказ от директора, который сослался на отсутствие информации на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К проведению проверки должностные лица Управления допущены не были.
12 февраля 2020 года сотрудниками Управления, уполномоченными на проведение плановой выездной проверки, осуществлен повторный выезд на место фактического осуществления деятельности ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» по адресу: Краснодарский край, гор. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133. На пропускном пункте должностными лицами предъявлены удостоверения, но допуск на территорию получен не был. После ожидания на пропускном пункте был осуществлен звонок в дежурную часть г. Усть-Лабинска с целью вызова сотрудника полиции для фиксации факта воспрепятствования проводимой плановой выездной проверке (КУСП № от 12 февраля 2020 года).
В 16 часов 45 минут сотрудник полиции прибыл, в его присутствии зафиксирован факт воспрепятствования проверке, проводимой в соответствии с Распоряжением № от 27 января 2020 года..
Таким образом, сотрудникам Южного межрегионального управления Росприроднадзора неоднократно отказывалось в допуске на территорию ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод», что повлекло невозможность своевременного проведения плановой выездной проверки, утв. Распоряжением от 27 января 2020 года.
Указанное явилось основанием для составления 13 февраля 2020 года Акта о невозможности проведения проверки в отношении ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод».
27 февраля 2020 года сотрудниками Управления вновь осуществлен выезд на место фактического осуществления деятельности ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод», директору Нефедову А.Л. было вручено Распоряжение от 26 февраля 2020 года № о проведении плановой выездной проверки в период с 27 февраля 2020 года по 09 апреля 2020 года.
В ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» сотрудниками Управления рассмотрены документы, относящиеся к предмету проверки, произведен осмотр производственной территории юридического лица, произведен отбор проб почвы, выбросов в атмосферный воздух от стационарного источника загрязняющих веществ с привлечением экспертов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
08 апреля 2020 года в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора из ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю поступили результаты проведенных исследований, экспертиз.
09 апреля 2020 года Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен Акт выездной проверки, т.е. в течение трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, получению заключений по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, что соответствует требованиям ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемая по статье 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, результатами лабораторных исследований, свидетельствующими об эксплуатации источников выбросов на момент обнаружения события правонарушения, и иными доказательствами.
Таким образом, исследовав и оценив в совокупности приведённые выше доказательства, считаю, что вина ООО «НМЭЗ» нашла своё подтверждение, его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении административного наказания в соответствии со ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, учитывая характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья назначает ООО «НМЭЗ» наказание в виде административного штрафа в размере 180 000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «НМЭЗ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Предупредить ООО «НМЭЗ», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию постановления вручить (выслать) лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись (Куликовский Г.Н.)
Судья Усть-Лабинского
районного суда Г.Н. Куликовский