Дело № 5-67/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 апреля 2019 года г. Уфа
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан, расположенного по адресу: РБ, <...>, Гареева Л.Ф.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении в отношении юридического лица - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова (далее - ГБПОУ УКРиС).
УСТАНОВИЛ:
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республике Башкортостан обратилось в суд с материалом об административном правонарушении в отношении юридического лица - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова (далее - ГБПОУ УКРиС) по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, указывая на то, что юридическое лицо, находясь по адресу места нахождения учреждения 450001, ... в период времени < дата > по настоящее время < дата > допустило:
- нарушение пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. в части наличия материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, а именно:
а) отсутствие необходимых лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены, лаборатории товароведения продовольственных товаров, лаборатории технического оснащения и организации рабочего места, предусмотренных п. 7.16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 №1569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер», п.7.16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 №798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер»;
б) отсутствие основного и вспомогательного технологического оборудования: холодильник «Стинол», холодильник «Орск», Тестомес - ТММ-1М, шкаф-жарочно-пекарный, шкаф-жарочный. блендер (ручной с дополнительной насадкой для взбивания), соковыжималка, кофемолка, щипцы кулинарные, насадки для кондитерских мешков, производственный стол с деревянным покрытием, шкаф-буфет, кондитерские мешки, насадки для кондитерских мешков, инструменты для работы с мастикой, подставка для тортов, совки для сыпучих продуктов для реализации рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента» по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденной директором ГБПОУ УКРиС 30.08.2018;
в) отсутствие оборудования, инвентаря, инструмента, посуды: рыбоочиститель. шкаф шоковой заморозки, машина для вакуумной упаковки, нитраттестер, щипцы универсальные, шенуа, тендрайзер ручной, пинцет, набор сковород, ножи для удаления глазков, экономичной очистки овощей, функциональные емкости из нержавеющей стали, корзины для отходов, стрейч пленка для пищевых продуктов, пакеты для вакуумного аппарата для реализации рабочей программы производственной практики ПМ 01. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, разнообразного ассортимента» по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденной директором ГБПОУ УКРиС 30.08.2018. что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) юридического лица ГБПОУ УКРиС признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Указанные нарушения могут нанести ущерб здоровью, правам, законным интересам потребителей образовательных услуг.
В судебное заседание представитель Управления по контролю и надзору в сфере образования Республике Башкортостан не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Исполняющий обязанности председателя ГБПОУ УКРиС ФИО1 в судебном заседании указала, что ГБПОУ УКРиС им. А. Давлетова не оспаривает факт наличия в действиях колледжа состава административного правонарушения. Нарушения по данному протоколу устраняются, что подтверждается приложенными документами. Отчет о результатах исполнения предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, лицо, привлекаемое к административной ответственности обязуется представить в срок до 25.09.2019 г. в Обрнадзор РБ. Минимальный размер штрафа, который просит назначить - 50% от минимума 150 000 руб. в соответствии 19.20, ч. 3. КоАП РФ. В связи с чем, просит при назначении наказания за совершение административного правонарушения в форме штрафа, установить его в размере 75 000 руб.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с подп. «в» и «д» п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Как усматривается из представленных материалов, < дата > в 17 ч. 00 мин. по адресу 450001, ... в ходе проведения плановой выездной проверки на основании приказа Обрнадзора РБ от < дата >... было установлено, что юридическое лицо ГБПОУ УКРиС, находясь по адресу места нахождения учреждения 450001, ..., в период времени < дата > по настоящее время < дата > допустило:
- нарушение пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. в части наличия материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, а именно:
а) отсутствие необходимых лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены, лаборатории товароведения продовольственных товаров, лаборатории технического оснащения и организации рабочего места, предусмотренных п. 7.16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 №1569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер», п.7.16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 №798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер»;
б) отсутствие основного и вспомогательного технологического оборудования: холодильник «Стинол», холодильник «Орск», Тестомес - ТММ-1М, шкаф-жарочно-пекарный, шкаф-жарочный. блендер (ручной с дополнительной насадкой для взбивания), соковыжималка, кофемолка, щипцы кулинарные, насадки для кондитерских мешков, производственный стол с деревянным покрытием, шкаф-буфет, кондитерские мешки, насадки для кондитерских мешков, инструменты для работы с мастикой, подставка для тортов, совки для сыпучих продуктов для реализации рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента» по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденной директором ГБПОУ УКРиС 30.08.2018;
в) отсутствие оборудования, инвентаря, инструмента, посуды: рыбоочиститель. шкаф шоковой заморозки, машина для вакуумной упаковки, нитраттестер, щипцы универсальные, шенуа, тендрайзер ручной, пинцет, набор сковород, ножи для удаления глазков, экономичной очистки овощей, функциональные емкости из нержавеющей стали, корзины для отходов, стрейч пленка для пищевых продуктов, пакеты для вакуумного аппарата для реализации рабочей программы производственной практики ПМ 01. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, разнообразного ассортимента» по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденной директором ГБПОУ УКРиС 30.08.2018., что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) юридического лица ГБПОУ УКРиС признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст. 19.20 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Указанные нарушения могут нанести ущерб здоровью, правам, законным интересам потребителей образовательных услуг.
Нарушения указанных лицензионных требований могут нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью потребителей образовательных услуг.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБПОУ УКРиС подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые оцениваются судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. При этом вина ГБПОУ УКРиС в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, законным представителем ГБПОУ УКРиС не оспаривается.
Таким образом, установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации в части нарушения лицензионных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГБПОУ УКРиС не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации, регулирующего лицензирование образовательной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2003 N 116-О и от 05.11.2003 N 349-О, установленная законодателем в Кодексе административная ответственность не препятствует судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Санкция за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3. 4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3. 4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
От законного представителя ГБПОУ УКРиС им. А. Давлетова поступило заявление об изменении наказания за совершение административного правонарушения в форме штрафа путем его снижения до 75 000 руб.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания ГБПОУ УКРиС им. А. Давлетова просит учесть следующие смягчающие обстоятельства:
Тяжелое имущественное положение учреждения (подтверждается планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019-2021 гг.);
Социально-значимый характер учреждения (это образовательное учреждение, которое, готовит портных, поваров, парикмахеров, закройщиков, основной контингент обучающихся - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из малоимущих семей), неполных семей и дети с ограниченными возможностями здоровья;
В соответствии с п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ
При наличии исключительных обстоятельств, связанных и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридической лица, судья, орган. Должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях… могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере не менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 настоящего кодекса, в случае. Если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2. настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 настоящего кодекса.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание, что юридическое лицо ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, имеется частичное устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, а также социальную функцию, выполняемую учреждением, суд пришел к выводу, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем назначение наказания в виде административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 настоящего кодекса, что составляет 75 000 руб. (150 000 руб./2), что в данном конкретном случае не будет соответствовать конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 4.3, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
Признать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова, юридический адрес: 450001, ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его вынесения через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Cудья Л.Ф.Гареева