ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-67/20 от 16.07.2020 Чукотского районного суда (Чукотский автономный округ)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Чукотского районного суда Чукотского автономного округа Фролов В.В.,

при секретаре Потехиной О.В.,

с участием должностного лица, составившего протокол – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица:

ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, замужней, лиц на иждивении не имеющей, работающей в должности главы администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся.

У С Т А Н О В И Л:

Должностное лицо – глава муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5, являясь, согласно Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район, высшим должностным лицом муниципального района, возглавляющая администрацию муниципального района и руководящая ее деятельностью на принципах единоначалия, в нарушение требований ст.12 и ст.13 Федерального закона от 03.04.1995 года № 40 -ФЗ « О Федеральной службе безопасности», проигнорировала законные требования сотрудника органов федеральной службы безопасности, в связи с исполнением им служебных обязанностей, и не предоставила запрашиваемые им копии документальных материалов по проведению в 2019 году муниципального контракта на ремонт канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Должностное лицо, составившее протокол, ФИО1, в судебном заседании пояснил, что в марте 2020 года к исполняющему обязанности начальника отделения в Чукотском районе УФСБ России по Чукотскому автономному округу ФИО3 обратился житель <адрес>ФИО2, работающий начальником производственно-технического отдела МУП «Айсберг», сообщивший о том, что в локально-сметном расчете на выполнение работ по муниципальному контракту «Ремонт канализации многоквартирного дома по <адрес>» от 09.08.2019 года на общую <данные изъяты> рубля стоит подделанная кем-то его подпись, как лица составившего данный сметный расчет. В действительности на момент составления данного сметного расчета он находился в официальном отпуске за пределами <адрес>. Указанный сметный расчет был составлен с грубыми нарушениями действующих строительных норм, что привело в дальнейшем к замерзанию системы водоотведения и разрыву за счет расширения воды. Для устранения требуется повторный ремонт системы, предусматривающий полную замену труб водоотведения, стоимостью от 200 до 300 тысяч рублей бюджетных средств.

Поскольку для проверки полученной информации необходимы были все документы муниципального контракта с имеющимися на них подписями должностных лиц и, в частности, локального сметного расчета с поддельной подписью ФИО2, сотрудник ФСБ ФИО3 обратился к заказчику по муниципальному контракту в лице главы сельского поселения Свидетель №1 за копиями указанных документов. Однако получил от неё устный ответ об отсутствии во вверенном ей учреждении – администрации сельского поселения Лаврентия указанных документов. При этом Свидетель №1 пояснила, что за указанными документами ему необходимо обращаться к главе администрации Чукотского муниципального района ФИО5 и пояснила, что по существующему между органами местного самоуправления сельского поселения и муниципального района соглашению все вопросы по осуществлению процедур закупок товаров, работ, услуг и определению подрядчиков относятся к полномочиям муниципального района. После завершения контракта, подписания акта выполненных работ, расчетов с подрядчиками все документы хранятся в администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район.

В целях выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, в соответствие со ст.12 Федерального закона от 03.04.1995 года № 40 – ФЗ «О Федеральной службе безопасности» на имя главы муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 были направлены запросы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заверенных копий утвержденных документальных материалов муниципального контракта по проведению в 2019 году ремонта канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: техническое задание, локальный сметный расчет, муниципальный контракт, акты о приемке выполненных работ по форме справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме счета и счета-фактуры, комплект исполнительской технической документации, содержащей акты на скрытые работы, акты гидравлических испытаний.

На указанный запрос за подписью главы муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 поступило три ответа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с одинаковой информацией о том, что согласно п.3 ст.19 ФЗ от 9 января 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления» запрашиваемые документы находятся в открытом доступе в единой информационной системе zakypki.gov.ru в разделе «контракты-договоры» - «реестры 44 ФЗ» - номер контракта , при этом к последнему ответу от ДД.ММ.ГГГГ были приложены: заверенные копии акта освидетельствования скрытых работ на ремонт внутренней канализации и акта освидетельствования скрытых работ на ремонт наружной канализации объекта.

Еще после первого ответа главы администрации сотрудником ФСБ запрашиваемые документы были получены на указанном сайте. Поскольку находящиеся в открытом доступе на указанном сайте «закупок» документы не содержат подписей должностных лиц, получение копий таких документов с указанного сайта не имело для осуществления проверки юридического значения и не могло удовлетворять требованиям, предъявляемым к проверке информации. Не смотря на данное обстоятельство, глава администрации ФИО5 требования сотрудника ФСБ проигнорировала, надлежаще заверенные копии документов не предоставила. Полагает, что указанными действиями она совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.19.3 КоАП РФ- воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась, ходатайства об отложении дела не заявила (л.д.<данные изъяты>).

В письменном объяснении в суд ФИО5 просила о рассмотрении дела в её отсутствие, вину в совершении правонарушения не признала, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения и пояснила, что в период с 12 марта по 6 апреля 2020 года в её адрес от врио начальника отделения в Чукотском районе Управления ФСБ России по Чукотскому автономному округу ФИО3 поступило три запроса о предоставлении заверенных копий документальных материалов по проведению в 2019 году ремонта канализации многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>. На каждый из указанных запросов ею были даны ответы о нахождении указанных документов в открытом доступе в единой информационной системе zakypki.gov.ru в разделе «контракты-договоры» - «реестры 44 ФЗ» - номер контракта . Полагает, что в ответ на запрос государственного органа, орган местного самоуправления может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена указанная информация. Кроме того, полагает, что поскольку заказчиком по названному муниципальному контракту выступила администрация сельского поселения Лаврентия в лице его главы Свидетель №1, то и запросы по предоставлению названных документов, связанных с исполнением контракта, необходимо было направлять главе администрации сельского поселения Лаврентия. По этой причине глава администрации Чукотского муниципального района ФИО5 не может являться субъектом административного правонарушения. (л.д.<данные изъяты>).

Аналогичная позиция следует из объяснений защитника должностного лица по доверенности ФИО4 при составлении протокола, который указывает, что на все поданные запросы сотрудника ФСБ по Чукотскому району были даны ответы, в них приводилась норма ч.3 ст.19 ФЗ №8-ФЗ и ссылка на интернет ресурс, где размещены запрашиваемые документы, также письмом от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены копии отсутствующих в свободном доступе документов. Он также пояснил, что запросы были направлены в адрес неуполномоченного лица, так как запрашиваемые копии муниципального контракта и документов по его исполнению должны предоставляться заказчиком по контракту, то есть администрацией муниципального образования сельское поселение Лаврентия в лице главы вышеуказанной администрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, либо от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Принимая во внимание, что в деле имеются сведения о надлежащем извещении должностного лица ФИО5, учитывая позицию должностного лица, составившего протокол, считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствии.

Суд, выслушав должностного лица ФИО1, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 4 ст. 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

На основании ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О федеральной службе безопасности" федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В ст.12 указанного Федерального закона говорится, что органы федеральной службы безопасности, среди прочего, обязаны информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; выявлять, предупреждать, пресекать деятельность отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.

Как следует из копии представленного в суд протокола опроса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, последний, представив копию локально-сметного расчета, сообщил о наличии в локально-сметном расчете на выполнение работ по ремонту канализации многоквартирного дома по <адрес> его фиктивной (поддельной) подписи, нарушениях при выполнении работ, повлекших причинение необоснованного ущерба при эксплуатации объекта в размере около <данные изъяты> рублей бюджетных средств (л.д.<данные изъяты>)

Представленная в орган ФСБ информация предположительно может содержать признаки составов преступлений в сфере экономики, против общественной безопасности, против интересов службы в органах местного самоуправления, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ.

Как следует из ч.5 ст.151 УПК РФ, по части составов преступлений, относящихся к указанным главам Особенной части Уголовного кодекса РФ предварительное следствие может производиться следователями органа, выявившего эти преступления ( в том числе органов ФСБ). С учетом данного обстоятельства, проверка сотрудником органа ФСБ ФИО3 полученной от ФИО2 информации о совершенном противоправном деянии на предмет наличия того или иного состава преступления входит в должностные обязанности этого лица.

Согласно п. 1 и п. 5 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 03.07.2018), Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включены территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.

В соответствии с п. «м» ч. 1 ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности », органы федеральной службы безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

Как следует из материалов дела врид начальника отделения в Чукотском районе УФСБ России по Чукотскому автономному округу ФИО3 направил мотивированные запросы на имя главы муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 о предоставлении заверенных копий утвержденных документальных материалов по проведению в 2019 году ремонта канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: техническое задание, локальный сметный расчет, муниципальный контракт, акты о приемке выполненных работ по форме , справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме , счета и счета-фактуры, комплект исполнительской технической документации, содержащей акты на скрытые работы, акты гидравлических испытаний (л.д. <данные изъяты>).

Согласно трех ответов на запросы, глава муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 сообщала, что запрашиваемые документы по проведению в 2019 году ремонта канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, находятся в открытом доступе в единой информационной системе zakupki.gov.ru, номер контракта (л.д.<данные изъяты>).

Анализируя указанные ответы должностного лица, суд отмечает отсутствие в них ссылок на обращение за необходимой информацией и копиями требуемых документов к главе сельского поселения Свидетель №1, явившейся заказчиком работ по ремонту канализации <адрес> в <адрес>. Данное обстоятельство указывает на то, что требуемые должностным лицом копии документов находились в распоряжении главы муниципального района. Не вызывает сомнения и то обстоятельство, что отсылая должностное лицо ФСБ за копиями требуемых документов на сайт с открытым доступом, глава администрации Чукотского муниципального района ФИО5 понимала, что без надлежащего заверения такие копии юридической силы не имели. Кроме того, указанные копии нельзя использовать в целях проверки информации, ввиду отсутствия на них подписей ответственных должностных лиц. Так, проверяя доводы лица составившего протокол ФИО1, распечатанные с открытого для доступа сайта в единой информационной системе zakupki.gov.ru, копии указанных документов, а именно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, технического задания на выполнение работ «Ремонт канализации многоквартирного дома по <адрес>», локального сметного расчета ( на котором д.б. подпись ФИО2) каких – либо подписей должностных лиц не содержат (л.д.<данные изъяты>)

Как видно, запрашиваемые документы размещенные в открытом доступе в единой информационной системе zakypki.gov.ru не полностью соответствовали необходимой запрашиваемой информации, чем объясняется неоднократность запросов на получение юридически значимых копий документов.

Доводы защитника ФИО4 при составлении протокола и должностного лица ФИО5 в письменном объяснении о том, что запросы направлены в адрес неуполномоченного лица, считаю не обоснованными, по следующим основаниям.

Согласно постановления администрации МО чукотский муниципальный район от 14 февраля 2014 года № 05 «Об определении уполномоченного органа на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чукотского муниципального района», уполномоченным на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (независимо от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика), определена администрация муниципального образования Чукотский муниципальный район в лице управления промышленной политики и муниципального заказа администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (л.д. <данные изъяты>).Кроме того, согласно Соглашения о передаче органами местного самоуправления сельского поселения Лаврентия осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления Чукотского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Лаврентия в бюджет Чукотского муниципального района, органам местного самоуправления муниципального района переданы полномочия по осуществлению процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для осуществления закупки товаров, работ, услуг, по заявкам органов местного самоуправления сельского поселения.(<данные изъяты>)

Согласно протокола опроса от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №1, глава муниципального образования сельское поселение Лаврентия, сообщила, что проведением конкурсных процедур по закупкам товаров, работ, услуг, по заявкам органов местного самоуправления сельского поселения Лаврентия занимается управление промышленности администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район. В том, числе в 2019 году сотрудники данного управления занимались закупкой и разработкой всей документации на выполнение работ в рамках муниципального контракта по ремонту канализации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, то есть занимались разработкой технического задания, локального сметного расчета, проекта муниципального контракта на выполнение работ, актов о приемке работ по форме , справки стоимости работ и затрат по форме , счет фактуры. Комплекты исполнительской технической документации должны изготавливаться в трех экземплярах, то есть весь комплект документации по проведенным закупкам находится в Управлении промышленности администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район. В связи с чем, вышеуказанных документов у нее нет и Управлением промышленности администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район ей не передавались (л.д. <данные изъяты>).

Допрошенная в суде, свидетель Свидетель №1 пояснила, что копий документов муниципального контракта по ремонту канализации многоквартирного дома в <адрес>, после его выполнения, у неё не было. Все документы выполненных муниципальных контрактов прошлых лет, в том числе и данного, хранятся в управлении промышленной политики администрации Чукотского муниципального района. Сотруднику ФСБ ФИО3, который в марте 2020 года просил выдать ему копии документов из указанного контракта, она разъяснила, что для получения указанных документов ему необходимо было обратиться с письменным запросом к главе администрации Чукотского муниципального района ФИО5 В администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия также отсутствует архив для хранения документов. Не смотря на данное обстоятельство, с мая 2020 года папка с документами именно данного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту канализации многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ хранится у неё в кабинете и она готова выдать любые копии.

Показания данного свидетеля с очевидностью подтверждают, что копии документов указанного муниципального контракта ( и всех других, имевших место в прошлые годы) на момент поданных сотрудником ФСБ письменных запросов хранились в структурном подразделении администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район, на получение которых требовалось властное распоряжение руководителя- главы администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район.

Согласно штатного расписания и структуры администрации, управление промышленной политики непосредственно подчиняется главе муниципального образования Чукотский муниципальный район.

В соответствии с решением Избирательной комиссии муниципального образования Чукотский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГФИО5 избрана Главой муниципального образования Чукотский муниципальный район.

В соответствии с ч.7 ст. 35 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.

Объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности.

С учетом изложенного, действия должностного лица – главы муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 19.3 КоАП РФ - неповиновение законному требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ(л.д<данные изъяты>), запросами отделения УФСБ в Чукотском районе (л.д<данные изъяты>), ответами Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (л.д<данные изъяты>), копиями локально сметного расчета» (л.д<данные изъяты>), копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) и другими материалами дела.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 названного Кодекса, составляет три месяца.

В рассматриваемом случае событие, послужившее основанием к привлечению должностного лица – главы муниципального образования Чукотский муниципальный район к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ, имело место ДД.ММ.ГГГГ- даты, когда должностное лицо в третий раз игнорировало требование о выдаче копий документов.

Следовательно, срок давности привлечения должностного лица ФИО5 к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

При разбирательстве данного дела в судебном заседании обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, согласно ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, прихожу к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа, размер которого необходимо установить в пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст.ст. 4.1, 4.5, 2.4, 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо – главу муниципального образования Чукотский муниципальный район ФИО5 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель<данные изъяты>.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Чукотский районный суд Чукотского автономного округа (<...>).

Разъяснить ФИО5, что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления в Чукотском районном суде Чукотского автономного округа будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании ст. 32.2 КоАП РФ, экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Чукотский районный суд Чукотского автономного округа (<...>).

Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.

Копию настоящего постановления вручить должностному лицу, составившему протокол, ФИО1, направить должностному лицу, привлеченному к административной ответственности ФИО5, защитнику должностного лица ФИО4.

Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

ФИО6