ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-680/2022 от 20.04.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 5-680/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Магадан 20 апреля 2022 г.

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Семенова Е.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, О., которому судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, рассмотрев в судебном заседании в помещении Магаданского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания», юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, ранее к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ не привлекалось,

заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,

УСТАНОВИЛА:

юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания» (далее – ООО «ЗДЭК», Общество) совершило правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно,

- в нарушении требований пп.1 и 7 п.1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пп. г п.3 и пп. г п. 4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209, пп. д п. 1.4 и п. 3.9 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, в связи с тем, что по адресу: <...> не представило документы, подтверждающие, что в проверяемый период с 1 февраля 2021 г. по 31 октября 2021 г. не реже чем один раз три месяца проверяло наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе со значением «ноль», не проверяло наличие своего клиента АО «Азиатско- Тихоокеанский банк» по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, со значением «1», только один раз направило отчет по форме ЗФМ 18 октября 2021 г; в период времени с 29 апреля по 18 октября 2021 г. не проверило наличие своего клиента АО «Азиатско - Тихоокеанский банк» по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, и не информировало о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, со значением «1»;

- в нарушении требований пп.4 п.1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пп. а п.3 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209; пп. а п. 1.4 и п. 3.9 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 подлежит исключению, в связи с тем, что по адресу: <...>, 9 сентября 2021 г. и 13 июля 2021 г., не направило исправленные сообщения по отвергнутым Росфинмониторингом двум операциям купли-продажи драгоценных металлов клиенту АО «Азиатско – Тихоокеанский банк».

Таким образом, ООО «ЗДЭК» не исполнены требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, О. признал вину общества в нарушении приведенных норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, судье пояснил, что предписание, выписанное в рамках проведенной проверки выполнено, правонарушение совершено в первые и учитывая, что организация отнесена к субъекту малого и среднего предпринимательства, просил применить требования ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и вынести наказание в виде предупреждения.

Помимо объяснений представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, его вина подтверждается представленными административным органом материалами дела об административном правонарушении, исследованными в ходе судебного заседания, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом проверки организации органов государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением к акту проверки;

- направлением предписания и копии акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с отчетом об отправлении и получении адресатом;

- распоряжением Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу о проведении плановой, документарной проверки ООО «ЗДЭК» и истребовании документов и информации, необходимых для проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГП с приложениями,

- сведениями ЕГРЮЛ.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у судьи не вызывают.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона №41-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), осуществляет и иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия, а также предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 г.N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" полномочия по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно пп.1, 4, 7 п.1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет", с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги (при наличии), для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности); сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

На основании пп. а, г п.3 и пп. г п. 4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 2093. организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию: о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. При этом информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности, судья приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, в совокупности представляют единую картину административного правонарушения.

Собранные доказательства соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочным должностным лицом административного органа. Существенных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущих его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов следует, что в ходе проведенной проверки в отношении ООО «ЗДЭК» административным органом обнаружены нарушения вышеприведенных норм, при таких обстоятельствах, с учетом всех доказательств по делу, действия юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЗДЭК» судья квалифицирует по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, как неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для соблюдения приведенных в постановлении норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, в ходе судебного заседания не установлено.

Согласно материалам дела ООО «ЗДЭК» ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «ЗДЭК», предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, судьей не установлено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «ЗДЭК», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судьей также не установлено.

При назначении наказания судья учитывает обстоятельства дела, личность виновного, его имущественное и финансовое положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также характер и последствия совершенного административного правонарушения.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, доводы, приводимые представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, факт совершения административного правонарушения впервые, отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного или растительного мира, окружающей среде, а также причинения имущественного ущерба, принимая во внимание, что ООО «ЗДЭК» является согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте налоговой службы, субъектом малого предпринимательства, а настоящее административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, кроме того, в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ статья 15.27 этого же Кодекса не поименована, судья приходит к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

Руководствуясь ч.2 ст. 4.1.1, п.1 ч.1.1. ст. 29.9 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо непосредственно в Магаданский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Семенова