ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-695/2021 от 18.08.2021 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело N 5-695/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 августа 2021 года г. Орск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2021 года

Мотивированное постановление составлено 18 августа 2021 года.

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мунтаевым С.Е.,

с участием защитника индивидуального предпринимателя ФИО1Улитина С.А.,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан – ведущего специалиста-эксперта Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Оренбургской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за продажу товара без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае когда такая маркировка и нанесение такой информации обязательны, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 25 мин. установлено, что ИП ФИО1, осуществляющий деятельность в магазине "<данные изъяты>", расположенном по адресу: <адрес>, допустил продажу шин без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Так, в нарушение положений пунктов 4 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", пунктов 2, 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин", ФИО1 допустил к реализации шины без кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель Улитин С.А. указал, что предпринимались меры по внедрению в учетную систему маркируемой продукции, однако из-за перегрузки ресурса такая работа была приостановлена. Отметил, что вывод шин из оборота предполагает осуществление продажи, что установлено в ходе производства по делу не было. При рассмотрении дела также просил учесть, что ФИО1 является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем просил определить меру наказания в виде предупреждения.

Возражая против доводов представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по доверенности ФИО2 в судебном заседании указала, что в связи с отсутствием маркировки товар является контрафактным. В связи с ведением общеобязательного правила о маркировки товара средствами идентификации, представленные предпринимателем документы не могут подтвердить качество и безопасность товара.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.

Объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют производство или продажа товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации.

Продажей немаркированных товаров (продукции) является возмездная передача организацией-производителем немаркированных требуемым образом либо маркированных поддельными марками товаров (продукции).

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут являться любая организация, ее руководитель или иной работник, индивидуальный предприниматель или гражданин.

Согласно положению статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.

Под маркировкой шин понимается введение новой схемы контроля за оборотом подконтрольной группы товаров. Для контроля используется нанесение на товар уникальных идентификационных меток, коды которых получают по запросу у оператора маркировки. Все данные фиксируются в информационной системе, получившей название Честный Знак. Участники отчитываются в систему и пользуются при передаче прав собственности универсальными передаточными документами при помощи программ электронного документооборота. Продажа товаров проходит по онлайн-кассе, которая, в свою очередь, информирует систему о выбытии из оборота товара.

Постановление Правительства Российской Федерации распоряжением от 28 апреля 2018 года N 792-р утвердило список товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Полный список шин подлежащих обязательной маркировке определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 515, куда включены резиновые шины для следующих видов транспорта: легковых автомобилей; моторного вида транспорта, предназначенного для грузоперевозок; автобусов; мотоциклов; лесо- и сельскохозяйственной техники; транспорта, предназначенного для горного дела, строительства, промышленности; других.

Пунктом 4 Правил от 26 апреля 2019 года N 515 предусмотрено, что маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

Участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1958 "Об утверждении правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин" утверждена следующая этапность вступления в силу требований об обязательной маркировке шин средствами идентификации:

1 ноября 2020 года вступил в силу запрет на ввод в оборот немаркированных средствами идентификации шин, введены требования об обязательной передаче сведений в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система маркировки), о первой продаже и розничной реализации маркированных средствами идентификации шин;

до 15 декабря 2020 года осуществляется маркировка шин, приобретенных до 1 ноября 2020 года, но ввезенных в Российскую Федерацию после 1 ноября 2020 года;

15 декабря 2020 г. вступает в силу запрет на оборот немаркированных средствами идентификации шин;

до 1 марта 2021 года осуществляется маркировка шин, введенных в оборот до 1 ноября 2020 года;

1 марта 2021 года вступают в силу требования о передаче в информационную систему маркировки сведений о всех операциях с маркированными средствами идентификации шинами всеми участниками оборота.

В соответствии с содержанием понятий, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 515 "оборот товаров" - хранение, транспортировка, получение и передача товара, в том числе его приобретение и реализация (продажа), на территории Российской Федерации; "вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара. Аналогичные понятия даны и в Правилах маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин, утвержденных постановлением Правительства от 31 декабря 2019 года N 1958.

Судом установлено, что ФИО1 на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, одним из видов деятельности является осуществление розничной торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 осуществляет свою деятельность в нежилом помещении по адресу <адрес>.

Из протокола по делу об административном правонарушении, приложенных к нему фото таблиц установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 25 мин. главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан проведена проверка по факту реализации шин в организации торговли ИП ФИО3

По результатам данной проверки установлено, что ИП ФИО3 в магазине "<данные изъяты>", расположенном по адресу <адрес>, допустил продажу шин без кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации.

Таким образом, ИП ФИО3 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП ФИО3 в его совершении, подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают у судьи сомнения, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом ареста товаров от ДД.ММ.ГГГГ;

- принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; N 1540;

- актом проверки выполнения требований Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт от ДД.ММ.ГГГГ;

- фотоматериалами;

- объяснениями ИП ФИО1;

- счет-фактурами, товариными накладными;

- договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРИП.

Не доверять представленным доказательствам у судьи оснований не имеется, поскольку данные доказательства ничем не опровергаются, дополняют друг друга и собраны в соответствии с действующим законодательством.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, ИП ФИО1 в материалы дела об административном правонарушении не представлено.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в протоколе указана дата и место совершения административного правонарушения, он составлен лицом, уполномоченным на его составление; указана статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривающая административную ответственность за совершенное административное правонарушение; протокол подписан лицом, его составившим.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что виновность ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана.

Доводы защитника Улитина С.А. о том, что ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор оказания услуг по внедрению в учетную систему маркируемой продукции, однако в связи с большой загруженностью программы сроки оказания услуг сдвинулись, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае предприниматель не должен был допускать шины к реализации.

Ссылки защитника на то, что шины находились в складском помещении и не были выставлены на реализацию, подлежат отклонению, поскольку из представленных фотоматериалов следует, что помещение, в котором находились шины, представляет собой магазин, а не склад для хранения. Кроме того, на всех шинах были размещены ценники.

При назначении административного наказания суд принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, посягающего на установленный общественный порядок и общественную безопасность, имущественное положение ИП ФИО1

Обстоятельств, смягчающих наказание, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации, суд признает факт совершения правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, на основании статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Санкция части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Доводы защитника о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоятельными не признаны.

В силу части 1 статьи 4.1.1 указанного Кодекса являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.1.1 указанного Кодекса в настоящем случае не применимы, в связи с чем довод жалобы о замене административного наказания на предупреждение подлежит отклонению.

При назначении наказания суд также учитывает положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Предложение немаркированных товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи) запрещено.

В силу приведенных выше норм конфискация как дополнительное административное наказание не может быть применена в отношении находящихся в незаконном обороте товаров легкой промышленности, указанных в протоколе осмотра помещений, и включенных в названный Перечень, они подлежат уничтожению.

В этой связи предметы административного правонарушения (шины) подлежат изъятию с последующим уничтожением в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей с изъятием и с последующим уничтожением в установленном порядке предметов административного правонарушения, указанных в протоколе осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещения и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ, на которые наложен арест согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.

Сумму административного штрафа внести и перечислить по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение - НБ Республика Татарстан Банка России//УФК по Республике Татарстан г. Казань, БИК: 019205400, р/с: <***>, КБК: 14111601191019000140, получатель УФК по РТ (Управление Роспотребнадзора по РТ), ИНН: <***>, КПП: 165501001, УИН: 14110116100005974478, КБК: 14111601151010012140.

Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Оригинал документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч.1 настоящей судья принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснить, что согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья(подпись) С.В. Студенов