ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Светлый 25 октября 2017 года
Судья Светловского городского суда Калининградской области Федотов А.В.,
при секретаре Юргилевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кливер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица - 04.07.2013 г., находящегося по адресу: <...>),
УСТАНОВИЛ:
02 октября 2017 года поступили для рассмотрения судьей Светловского городского суда Калининградской области материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Кливер», которому вменено умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
Защитники ООО «Кливер» Капашинова Э.А. и Погорецкая О.В. вину юридического лица признали, не согласившись с умышленной формой вины, вмененной ООО «Кливер» пояснив, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ООО «Кливер» была утверждена в 2014 году, но в 2016 году в связи с изменением законодательства возникла необходимость в проведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ООО «Кливер», однако из-за неточности в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта вносились изменения, что повлекло нарушение сроков. Полагали, что поскольку оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ООО «Кливер» не была своевременно утверждена по объективным причинам, при этом работа в данном направлении ведется и часть нарушений уже устранена, полагали, что формой вины ООО «Кливер» является неосторожность, а не умысел.
Представители УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО1 и ФИО2 полагали доказанным наличие в бездействии ООО «Кливер» состава вмененного административного правонарушения.
Заслушав объяснения защитников юридического лица и изучив другие представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судом, в период с 25 по 26 сентября 2017 года управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая выездная проверка ООО «Кливер», имеющего в пользовании объект транспортной инфраструктуры - Причал ремонтной базы (УТехФ участок №) №.
По результатам проверки составлен акт №(А) от 26 сентября 2017 года, на основании которого 27 сентября 2017 года составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в ООО «Кливер» выявлены следующие нарушения:
1) порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не согласован с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями;
2) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о дополнительном досмотре, включающем мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения транспортной безопасности по обследованию объектов досмотра в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;
3) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о повторном досмотре, включающем мероприятия, осуществляемые при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях обеспечения транспортной безопасности и выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;
4) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о наблюдении и (или) собеседовании, включающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения транспортной безопасности в ходе досмотра в случаях, предусмотренных настоящим документом, и направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, по результатам проведения которых принимается решение о проведении дополнительного досмотра;
5) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о порядке сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск объектов досмотра в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части;
6) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о порядке учета и допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры объектов досмотра, и их учета;
7) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры не содержит раздела (приложения) о порядке действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на контрольно-пропускных пунктах и постах объектов транспортной инфраструктуры объектов досмотра, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части или на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
8) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о перечне технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства;
9) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о порядке оценки данных, полученных с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности;
10) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) о порядке выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры;
11) положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, не содержит раздела (приложения) согласованного с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел о порядке согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;
12) не проведена проверка сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры (ФИО7) с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», в части наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
13) не проведена проверка сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры (ФИО7) с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - Закона), в части проведения проверки, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», и отсутствия заключения органов внутренних дел о возможности/невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
14) не обеспечена подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (ФИО7) в соответствии со статьей 12.1 Закона;
15) отсутствуют разовые пропуска физических лиц, содержащие следующую информацию:
а) номер пропуска;
б) фамилия, имя и отчество владельца пропуска (при их наличии);
в) серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность;
г) наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
д) срок и временной интервал действия пропуска;
е) сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска;
16) образцы пропусков не согласованы с уполномоченными подразделениями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и Федеральным агентством морского и речного транспорта в целях их соответствия положениям пунктов 3, 4 и 6 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно абз. 13 подп. 9 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, (далее - Требований), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов ФСБ РФ, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями.
В соответствии с абз. 17-22, 24-26, 29 подп. 9 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры: положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, состоящее в том числе из следующих разделов (приложений):
- порядок организации и проведения дополнительного досмотра, включающего мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения транспортной безопасности по обследованию объектов досмотра в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;
- порядок организации и проведения повторного досмотра, включающего мероприятия, осуществляемые при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях обеспечения транспортной безопасности и выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;
- порядок организации и проведения наблюдение и (или) собеседование, включающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения транспортной безопасности в ходе досмотра в случаях, предусмотренных настоящим документом, и направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, по результатам проведения которых принимается решение о проведении дополнительного досмотра;
- порядок организации и проведения порядок сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск объектов досмотра в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее часть;
- порядок учета и допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры объектов досмотра, а также порядок допуска транспортных средств в зону безопасности искусственного сооружения и их учета;
- порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства;
- порядок оценки данных, полученных с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности;
- порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры;
- порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков.
В силу подп. 11 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона, и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Закона.
Согласно подп. 12 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Закона. К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона, а лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, обслуживающих транспортные средства, совершающие международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международным кодексом по охране судов и портовых средств, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 25 Требований для субъектов транспортной инфраструктуры в отношении транспортных средств III категории установлены дополнительные требования.
Наличие на момент проведения проверки, то есть 26 сентября 2017 года нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается исследованными судом материалами дела и не оспаривалось защитниками в судебном заседании.
Устранение ряда нарушений до рассмотрения дела судом не является основанием для освобождения ООО «Кливер» от административной ответственности.
Довод защиты, что вышеприведенные требования законодательства были исполнены путем утверждения отдельных порядков действий, не может свидетельствовать о соблюдении ООО «Кливер» положений Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований, поскольку такие положения должны являться приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, суд находит доказанным бездействие ООО «Кливер», являющегося субъектом транспортной инфраструктуры, выразившееся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кливер» с ООО «<данные изъяты>» заключен договор на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры «Причал ремонтной базы (УТехФ участок №) №», и ДД.ММ.ГГГГ оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры была утверждена.
В связи с неточностью в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, до утверждения отчета оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры необходимо было внести изменения в Реестр.
Изменения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта в части присвоения номера объекту транспортной инфраструктуры, принадлежащему ООО «Кливер» - причалу ремонтной базы (УТехФ участок №) №, внесены в мае 2017 года, дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ООО «Кливер» проведена ООО <данные изъяты>», и в настоящее время находится на согласовании.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения ООО «Кливер» требований вышеприведенных правовых актов, судом не установлено.
Проверив доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья находит, что все они получены и оформлены уполномоченными должностными лицами с соблюдением соответствующих требований законодательства, а потому могут быть положены в основу принимаемого решения.
Характер нарушений, допущенных ООО «Кливер» в части отсутствия разовых пропусков и согласования образцов пропусков, а также выполнения мероприятий, связанных с допуском ФИО7 к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, принимая во внимание допуск ФИО7 к выполнению указанных работ с ДД.ММ.ГГГГ и нахождение его в отпуске с 30 июля по ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует, по убеждению суда, об умышленном характере такого бездействия.
Таким образом, признавая изученные в ходе рассмотрения дела доказательства допустимыми и достаточными и оценивая их в совокупности, суд находит доказанным, что ООО «Кливер», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, допустило бездействие, выразившееся в невыполнении требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Поскольку обязанность утверждения положений, перечисленных в п.п. 1-11 протокола об административном правонарушении возникает после утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, учитывая наличие в ООО «Кливер»отдельных порядков действий, содержащих требования, указанные в абз. 17-22, 24-26, 29 подп. 9 п. 5 Требований, суд приходит к выводу о наличии в бездействии ООО «Кливер» неосторожной формы вины, в связи с чем квалифицирует бездействие ООО «Кливер» по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если это бездействие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается и в ходе рассмотрения дела не выявлено.
Поскольку срок давности привлечения ООО «Кливер» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек, оно должно быть подвергнуто административному наказанию.
При назначении ООО «Кливер» административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение этого юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено.
Учитывая все приведенные выше обстоятельства в совокупности, судья считает необходимым и соразмерным содеянному подвергнуть ООО «Кливер» административному наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Кливер» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора),
ИНН <***>,
КПП 783801001,
Счет № 40101810200000010001,
Банк - Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу,
БИК 044030001,
ОКТМО 40303000,
КБК 10611601000016000140,
Л/с 04721W08290,
Код УИН 10672327176310720175,
Административный штраф УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора по делу № 631/АП-07/2017.
В случае невыполнения этих требований соответствующие материалы будут переданы для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Предупредить законного представителя ООО «Кливер» о том, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ ООО «Кливер» может быть подвергнуто административному штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Копию настоящего постановления вручить (направить) законному представителю ООО «Кливер», защитникам Капашиновой Э.А., Погорецкой О.В., заместителю начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО8
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светловский городской суд Калининградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено в совещательной комнате 27 октября 2017 года на десяти страницах.
Судья А.В. Федотов