ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-70/2018 от 25.04.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело

Постановление

г. Красноярск 25 апреля 2018 года

Судья Советского районного суда г. Красноярска Тупеко С.А.,

при секретаре Филипович Т.В.,

с участием: представителей ИФНС по Советскому району г. Красноярска – лицо 1 , выступающей по доверенности от 21.03.2018 года, лицо 2 , выступающей по доверенности от 13.03.2018 года, лицо 3 , выступающей по доверенности от 30.01.2018 года, лицо 4 , выступающей по доверенности от 25.01.2018 года,

представителя АО «СПОРТБЕТ» Дубницкая В.В. , выступающей по доверенности от 13.02.2018 года,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ в отношении АО «СПОРТБЕТ» (<данные изъяты>),

установил:

АО «СПОРТБЕТ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, – осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, при следующих обстоятельствах.

24.11.2017 года при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу АО «СПОРТБЕТ» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов установлено, что на том же земельном участке, в котором расположен пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ», по адресу: <адрес> часть нежилого помещения , комнаты этаж , находятся объекты жилищного фонда, а именно два многоэтажных жилых дома. Один жилой дом находится в процессе строительства, другой имеет табличку с адресом: <адрес>, так же на подъезде имеется вывеска с количеством квартир, что является нарушением подпункта 1 части 2 статьи 15 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 года. Кроме того, в нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006 года пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ», по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж , находится на земельном участке, на котором расположены объекты, перечисленные в части 2 статьи 15 Федерального закона №244-ФЗ (объекты жилищного фонда).

14.02.2018 года в отношении АО «СПОРТБЕТ» должностным лицом ИФНС России по Советскому району г. Красноярска – главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля лицо 1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст.14.1.1 КоАП РФ.

Представители ИФНС по Советскому району г. Красноярска – лицо 1 , лицо 2 , лицо 3 , лицо 4 доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержали в полном объеме.

Представитель АО «СПОРТБЕТ» Дубницкая В.В. указала о несогласии с протоколом об административном правонарушении, ссылаясь на следующее.

13 февраля 2017 г. АО «СПОРТБЕТ» выступающее в качестве Субарендатора заключило договор субаренды с ООО «Роща» (ИНН ), на основании которого Обособленное подразделение - пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ» находится по адресу: <адрес> часть нежилого помещения , комнаты этаж . ООО «Роща» в свою очередь, арендует часть указанного нежилого помещения () у АО «Сибагропромстрой».

На момент заключения договора субаренды от 13.02.2017 г., АО «СПОРТБЕТ» не располагало информацией о том, что строящиеся жилые дома по адресу: <адрес>, могут находится на одном земельном участке /кадастровый / с арендуемой АО «СПОРТБЕТ» частью нежилого помещения по <адрес>. Такое расположение не могло быть установлено и визуально, поскольку строящиеся объекты находятся в значительной удаленности от арендуемого помещения.

По вышеуказанному адресу обособленное подразделение АО «СПОРТБЕТ» поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Советскому району г. Красноярка 21.03.2017 г.

На основании постановки на налоговый учет в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска 21 марта 2017 г., АО «СПОРТБЕТ» приступило к осуществлению деятельности по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж Соответственно, поставив АО «СПОРТБЕТ» на налоговый учет 21.03.2017 г., налоговый орган тем самым разрешил АО «СПОРТБЕТ» осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в пункте приема ставок букмекерской конторы по указанному адресу, на спорном земельном участке.

Лицензия была выдана /внесены изменения/ уполномоченным органом после проведения проверки. Обстоятельства /строящиеся на одном земельном участке жилые дома/, являющиеся основанием для привлечения к административной ответственности, существовали уже на момент проверки и выдачи лицензии, однако не расценивались ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, как препятствие для выдачи лицензии.

АО «СПОРТБЕТ» заключило договор субаренды с ООО «Роща», намереваясь добросовестно вести свою деятельность исключительно в рамках требований Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 г., не знало и не могло знать о нахождении пункта приема ставок букмекерской конторы на одном земельном участке с объектами жилого фонда. Со стороны контролирующего органа, при проведении проверки не поступило никаких замечаний, возражений, иначе имея возможность заблаговременно предусмотреть противоправность своих действий, АО «СПОРТБЕТ» приняло бы все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных условий в указанной части, не допустив правонарушение. Внесение соответствующим органом изменений в лицензию в части адреса - места нахождения обособленного подразделения, подтверждает правомерность и добросовестность действий Общества.

Кроме того, представитель АО «СПОРТБЕТ» Дубницкая В.В. указала о несогласии с вмененным отягчающим обстоятельством - повторное совершение однородного административного правонарушения, ссылаясь на то, что ранее привлекалось к административной ответственности другое обособленное подразделение АО «СПОРТБЕТ», ведущее свою деятельность по иному адресу.

Нарушение лицензионных требований, произошло в отсутствие умысла и по независящим от АО «СПОРТБЕТ» причинам, и при отсутствии каких- либо замечаний, со стороны контролирующего органа, т.к. по результатам проведения проверки в Акте проверки ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Акционерного общества «СПОРТБЕТ» от 09 марта 2017 г., проверяющими сделаны следующие выводы: «Лицензиат АО «СПОРТБЕТ» ИНН в заявленном помещении для пункта приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж , имеет возможность осуществления деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах с соблюдением установленных лицензионных требований и условий».

В настоящее время АО «СПОРТБЕТ» приняты все зависящие от него меры для устранения противоправности своих действий, согласно письму АО «СИБАГРОПРОМСТРОЙ» от 20.02.2018 г. в срочном порядке ведется оформление документации по межеванию земельного участка, на котором расположено арендуемое помещение (<адрес>) с целью регистрации разделенных участков в соответствующем органе.

Заслушав представителей ИФНС по Советскому району г.Красноярска, представителя АО «СПОРТБЕТ», исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, суд находит вину АО «СПОРТБЕТ» по ч. 4 ст.14.1.1 КоАП РФ доказанной.

Так, вина АО «СПОРТБЕТ» подтверждается:

-протоколом об административном правонарушении от 14.02.2018 года, составленным с участием представителя АО «СПОРТБЕТ» лицо 5 ;

-лицензией от 06.04.2009г., выданной ФНС России на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, согласно которой по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж располагается пункт приема ставок букмекерской конторы;

- уведомлением о постановке на учет в российской организации в налоговом органе, согласно которому АО «СПОРТБЕТ» поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска 21.03.2017 года, обособленное подразделение (КПП ), 5.04.2017 года зарегистрирована контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) АТОЛ FPrint-22nTK, заводской , регистрационный и 12.04.2017 поставлен на налоговый учет объект налогообложения налогом на игорный бизнес - пункт приема ставок букмекерской конторы;

- запросом ИФНС по Советскому району г. Красноярска от 1.11.2017 в Департамент муниципального имущества и земельных отношений о предоставлении информации и сдаче в аренду АО «Сибагропромстрой» земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> по договору аренды земельного участка от 3.08.2011 года ;

- письмом департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 3.11.2017 , согласно которому, поступила информация о нахождении на земельном участке с кадастровым номером объектов жилищного фонда: два многоэтажных дома, в том числе многоэтажный дом с кадастровым номером , в виду этого установлены признаки нарушения подпункта 2 части 2 статьи 15 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ), а именно пункт приема ставок АО «СПОРТБЕТ» находится на одном земельном участке с объектами жилищного фонда;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.11.2017 , которое направлено в адрес АО «СПОРТБЕТ» письмом от 23.11.2017 ;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.11.2017 с применением видеозаписи, согласно которого установлено, что на том же земельном участке, в котором расположен пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ», по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж находятся объекты жилищного фонда, а именно два многоэтажных жилых дома. Один жилой дом находится в процессе строительства, другой имеет табличку с адресом: <адрес>, так же на подъезде имеется вывеска с количеством квартир, который направлен в адрес АО «СПОРТБЕТ» письмом от 24.11.2017 ;

- определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об
административном правонарушении от 27.11.2017 в отношении АО «Сибагропромстрой», направленным письмом от 27.11.2017 , а также направлено повторно письмом от 18.12.2017 ;

- договором аренды земельного участка от 3.08.2011 , согласно которому Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, передает в аренду ЗАО «Сибагропромстрой» ИНН (в настоящее время - АО «Сибагропромстрой»), сроком на десять лет с 31.08.2010 по 30.08.2020, земельный участок с кадастровым номером ;

- договором аренды нежилого помещения от 13.01.2017 , в соответствии с которым АО «Сибагропромстрой» передает в аренду часть нежилого помещения по адресу: <адрес>;

- договором субаренды от 13.02.2017 , заключенным между ООО «Роща» ИНН и АО «СПОРТБЕТ», выступающего в качестве «субарендатора», на основании которого Обособленное подразделение - пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ» находится по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж ;

- разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2017 , согласно которого разрешается ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства расположенного по адресу: <адрес> с общей площадью жилых помещений 10901,7 кв.м.

- протоколом опроса свидетеля лицо 6 от 24.11.2017 с приложением чека контрольно - кассовой техники от 22.11.2017 , согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в пункте приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ» по адресу: <адрес> часть нежилого помещения , комнаты этаж осуществлялась 22.11.2017 года;

- выпиской из ЕГРЮЛ от 14.02.2018.

Согласно пп. "г" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011г. N1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Пунктом 2 ч.2 ст.15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, помимо прочего, в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения.

Согласно ч.3 указанной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе пп. "г" п. 4 настоящего Положения.

Соблюдение требований статьи 15 Федерального закона № 244-ФЗ является лицензионным требованием, которое обязан соблюдать лицензиат, которое является специальным субъектом, поскольку имеет лицензию на право осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

24.11.2017 года в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов установлено, что пункт приема ставок букмекерской конторы АО «СПОРТБЕТ» по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения комнаты этаж расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен жилой многоквартирный дом с кадастровым номером .

Факт установленного нарушения также подтверждается письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска от 01.11.2017 и иными материалами дела.

Между тем, внеплановая проверка по факту возможности выполнения АО «СПОРТБЕТ» лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «в», «г», «ж», «з» (в части, касающейся части 2 статьи 8 Федерального закона № 244-ФЗ) пункта 4 Положения, проводилась в марте 2017 года.

На момент проведения указанной проверки объект жилищного фонда, а именно многоквартирный дом по адресу: <адрес> не имел статус «жилого» и не был отражен на общедоступном сервисе - «Публичная кадастровая карта», так как не состоял на кадастровом учете и не имел кадастрового номера.

В связи с чем, Инспекцией составлен Акт проверки от 09.03.2017 года с формулировкой, что лицензиат, а именно АО «СПОРТБЕТ» в заявленном помещении для пункта приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес> часть нежилого помещения , комнаты этаж , имеет возможность осуществления деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах с соблюдением установленных лицензионных требований и условий.

Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: <адрес> датировано 30.06.2017 года.

Постановка на учет многоквартирного дома с кадастровым номером , по адресу: <адрес> состоялась 27.07.2017 года.

В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ жилищный фонд это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Поскольку статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ жилой дом отнесен к жилым помещениям, что, в свою очередь, подпадает под понятие жилищного фонда, то после ввода в эксплуатацию жилого дома 30.06.2017 деятельность АО «СПОРТБЕТ» перестала отвечать требованиям ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 244-ФЗ, что и было установлено должностными лицами налогового органа.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО «СПОРТБЕТ» имелась, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На налоговый орган не возложена обязанность по уведомлению лицензиата о наличии на одном земельном участке с Обществом объектов жилого фонда и объектов незавершенного строительства.

Таким образом, тот факт, что налоговый орган в марте 2017 установил возможность АО «СПОРТБЕТ» осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес>, часть нежилого помещения , комнаты этаж , не является обстоятельством, освобождающим Общество от соблюдения установленных законом обязанности.

Лицензиат обязан обеспечить соблюдение требований к пункту приему ставок не только в период первоначального получения, переоформления лицензии, но и на всем протяжении деятельности букмекерской конторы, тотализатора, их пунктов приема ставок.

Исполнение лицензионных требований, соблюдение законодательства при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр является обязанностью именно лицензиата, вне зависимости от полноты и результатов проверок, которые осуществляются лицензирующим органом.

Закон устанавливает ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр на территории России в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Функционирование пункта приема ставок букмекерской конторы на одном земельном участке объектов жилищного фонда, объектов незавершенного строительства исключено в силу прямого указания закона и по смыслу закона должно быть прекращено.

Иное является нарушением лицензионных требований, наказуемым в установленном порядке.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте составления протокола последний был извещен своевременно, надлежащим образом.

Копия протокола по делу об административном правонарушении вручена представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Действия АО «СПОРТБЕТ» суд квалифицирует по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ – осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Переходя к вопросу о назначении наказания, суд учитывает следующее.

Санкция ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе в случае, в случае совершения административных правонарушений в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности.

Учитывая конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, то, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд полагает необходимым назначить АО «СПОРТБЕТ» наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Обстоятельств, смягчающих ответственность, согласно ст.4.2 КоАП РФ, судом не установлено.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, согласно ст.4.3 КоАП РФ, суд признает повторное совершение однородного административного правонарушения (ранее, постановлением Советского районного суда г. Красноярска от 13.10.2017
, согласно которому АО «СПОРТБЕТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей).Довод представителя АО «СПОРТБЕТ» о том, что ранее привлекалось к административной ответственности другое обособленное подразделение АО «СПОРТБЕТ», ведущее свою деятельность по иному адресу, не может указывать на отсутствие установленного отягчающего обстоятельства в отношении юридического лица.

Оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать Акционерное общество «СПОРТБЕТ» (<данные изъяты>), - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:

Получатель: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска.

Судья С.А. Тупеко