ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-738/2022 от 06.05.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2022-002624-43

Дело №5-738/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 мая 2022 года <...>

Судья Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Совина О.А.

с участием законного представителя юридического лица ФИО1

защитника Жаворонкова Е.С.

должностного лица административного органа ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Башкирские пасеки +» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

установила:

24.12.2021 года заместителем начальника отдела государственного надзора и правовой работы Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ ФИО2 выявлено, что юридическое лицо ООО «Башкирские пасеки +», являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения «II-й дом усадьбы П-вых» 1890-е годы, расположенного по адресу <...> (67), в нарушение положений пунктов 3, 4 статьи 40, статьи 45, подпунктов 1, 2, 5, 7 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ):

- провело ремонтные и строительные (монтажные) работы без задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также без осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, допустив к производству этих работ организации (лиц), не имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- допустило разрушение объекта культурного наследия: на юго-восточном и северо-восточном дворовом фасадах объекта имеются трещины различных размеров, разрушение кирпичной кладки, в кирпичной кладке отсутствуют отдельные кирпичи. Дверной проем со стороны юго-восточного фасада заколочен доской. Часть элементов архитектурно-художественного оформления юго-восточного и северо-восточного дворовых фасадов утрачена (часть подоконного пояса, часть арочных обрамлений окон, часть участков многопрофильного (многоступенчатого) карниза).

- возвело новую крышу;

- не известило Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и не приняло мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не провело противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не известило Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ о ненадлежащем техническом состоянии фасадов и крыши объекта, о проведенных работах на объекте, повлекших изменение предмета охраны и причинивших вред объекту культурного наследия.

В результате проведенной на основании решения от 19.01.2022 года №1 Управлением по государственной охране объектов культурного наследия РБ внеплановой документарной проверки установлено, что строительно-ремонтные работы на объекте культурного наследия с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия РБ не согласовывались, задание на проведение указанных работ, разрешение на проведение указанных работ, Управлением не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, включенного в реестр, в Управление не представлялась и Управлением не согласовывалась. Юго-восточный и северо-восточный (дворовые) фасады объекта находятся в ненадлежащем техническом состоянии и нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ.

Таким образом, ООО «Башкирские пасеки+» не предприняло необходимых мер для сохранения объекта культурного наследия, а также не известило Управление о проведенных работах на объекте, повлекших изменение предмета охраны и причинивших вред объекту культурного наследия.

По данным фактам в отношении ООО «Башкирские пасеки +» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 и защитник Жаворонков Е.С. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признали, ссылаясь на то обстоятельство, что здание «II-й дом усадьбы П-вых» в реестре объекта культурного наследия регионального значения не значится, ремонтные работы проведены в целях предотвращения ухудшения состояния объекта.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника отдела государственного надзора и правовой работы Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ ФИО2 показал, что 31.01.2018 года ООО «Башкирские пасеки+» обращалось в Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ с заявлением о согласовании проекта перепланировки объекта культурного наследия регионального значения «II-й дом усадьбы П-вых» 1890-е годы. К указанному заявлению приобщена проектная документация, разработанная ООО «Компания Проект Центр». Письмом от 06.02.2018 года Управление уведомило ООО «Башкирские пасеки+» об отказе в согласовании представленной проектной документации, как не соответствующей требованиям Федерального закона № 73-ФЗ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав доказательства, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ проводятся на основании статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, регламентирующего порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия.

Пунктом 3 статьи 40 Федерального закона №73-ФЗ установлено, что изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу пункта 4 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от 04.07.2019 года выявленный объект культурного наследия «II-ой дом усадьбы П-вых», расположенный по адресу <...> включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятник) с наименованием «II-ой дом усадьбы П-вых», 1890-е годы, расположенного по адресу <...>. Указанным приказом Управления от 04.07.2019 года утверждены предмет охраны, границы и режим использования территории объекта.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2022 года, нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное на этаже №1 по адресу <...> жилое помещение с кадастровым номером , расположенное на этаже №1 по адресу <...> принадлежат на праве собственности ООО «Башкирские пасеки+». Указанные помещения расположены на первом этаже объекта культурного наследия «II-ой дом усадьбы П-вых».

Согласно справке Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Уфы Республики Башкортостан от 27.04.2004 года , зданию с кадастровым номером , расположенному по адресу <...> присвоен новый адрес <...> (л.д.125).

Как усматривается из материалов дела, в период с 19.01.2022 по 28.02.2022 года должностными лицами Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения (памятник) с наименованием «II-ой дом усадьбы П-вых», 1890-е годы, расположенного по адресу <...>.

В ходе данного мероприятия выявлено, что на объекте проведены строительно-ремонтные работы без проектной и (или) разрешительной документации, согласованной и выданной Управлением. При проведении работ затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Демонтирован примыкавший к юго-восточному фасаду поздний одноэтажный деревянный пристрой. Произведена полная замена оконных коробок и рам на современные (пластиковые). Произведена полная замена конструкций (элементов) крыши, в том числе стропильной системы. Изменены габариты (параметры) крыши (увеличена их высота). Демонтирована кирпичная дымовая труба с крыши. Фасад по всей плоскости очищен от старого окрасочного слоя. На юго-восточном и северо-восточном дворовом фасадах имеются трещины различных размеров, разрушение кирпичной кладки, в кирпичной кладке отсутствуют отдельные кирпичи. Дверной проем со стороны юго-восточного фасада заколочен доской. Часть элементов архитектурно-художественного оформления юго-восточного и северо-восточного дворовых фасадах утрачена (часть подоконного пояса, часть арочных обрамлений окон, часть участков многопрофильного (многоступенчатого) карниза). Также произведен демонтаж перегородок внутри объекта, а именно проведена перепланировка внутри помещений первого этажа объекта.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: служебной запиской должностного лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ с приложенной фототаблицей на 12-ти листах ( от 19.01.2022, л.д. 24-37); мотивированным представлением должностного лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ о проведении контрольного (надзорного) мероприятия ( от 19.01.2022, л.д.38-40); обращением гражданина по факту проведения работ на объекте культурного наследия ( от 24.12.2021, л.д. 19-23); актом внеплановой документарной проверки от 10.02.2022 года (л.д.49-27); приказом от 04.07.2019 года (л.д.61-76); актом государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «II-ой дом усадьбы П-вых», расположенного по адресу: Республика Башкортостан г.Уфа л.Октябрьской Революции д.67, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.77-106); кадастровыми паспортами (л.д.109-113, 137,138); выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (114-116); письмом главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с приложением (л.д.118); письмом главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с приложением (л.д.120); приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от 07.04.2017 года (л.д.119); письмом Администрации городского округа город Уфа РБ от 26.07.2018 года (л.д.120, 121); приказом Министерства культуры от 11.02.2021 «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «II-й дом усадьбы П-вых»,1890-е годы (Республика Башкортостан) в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.122, 123); письмом Администрации городского округа город Уфа РБ от 12.01.2022 года (л.д.124); схемой размещения объекта (л.д.126); письмом Администрации городского округа город Уфа РБ от 10.12.2021 года (л.д.127, 128); письмом эксперта ФИО3 от 11.01.2022 г. (л.д.129); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.01.2022 (л.д.130-136); сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.139-144); письмом ООО «Башкирские пасеки+» от 31.01.2018 с просьбой согласования проекта перепланировки объекта культурного наследия (л.д.145); письмом Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от 06.02.2018 года об отказе в согласовании представленной проектной документации (л.д.146, 147); постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от 17.05.2018 года (л.д.148); проектом перепланировки квартиры с целью присоединения к нежилому помещению, литера А, расположенному по адресу ул.Октябрьской Революции д.67 в Кировском районе (стадия: проектная документация), разработанной ООО «Компания Проект Центр» (л.д.149-167); Томом ,ПЗ проекта перепланировки квартиры , с целью присоединения к нежилому помещению, литера А, расположенному по адресу: ул.Октябрьской Революции д.67 в Кировском районе, разработанным ООО «Компания Проект Центр», (л.д.168-181); техническим паспортом жилого помещения (л.д.182-185); техническим паспортом на нежилые помещения 1-го этажа 1-этажного жилого здания (л.д.186-191); решением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий от 28.03.2018 (л.д.201,202); уведомлением о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение от 28.03.2018 (л.д.203, 204); техническим заключением ООО «Компания Проект Центр» по результатам обследования основных несущих и ограждающих конструкций квартиры и нежилых помещений 1-го этажа 1-но этажного жилого здания, расположенных по адресу Республика Башкортостан г.Уфа Кировский район ул.Октябрьской Революции д.№67 на предмет возможности выполнения мероприятий по внутренние перепланировки от 08.03.2018 (л.д.205-229); дополнительным пояснением Жаворонкова Е.С. от 08.02.2022 (л.д.230, 231).

С учетом положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные доказательства признаю относимыми, допустимыми и достоверными доказательством по делу, соответствующими требованиям закона.

На основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой, прихожу к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность ООО «Башкирские пасеки+» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.

Доводы законного представителя и защитника юридического лица о неосведомленности о включении объекта «II-й дом усадьбы П-вых», 1890-е годы (Республика Башкортостан) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и переадресации объекта, нахожу несостоятельными, эти доводы опровергаются письмом от 31.01.2018 года, направленном в Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ, в котором директор ООО «Башкирские пасеки+» ФИО1 просит согласовать проект перепланировки помещения, расположенного по адресу <...> с целью присоединения к нежилому помещению, расположенному по адресу <...> принимая на себя обязательства по сохранности и охране выявленного объекта культурного наследия «II-й дом усадьбы П-вых» (л.д.145).

Доводы ФИО1 о принадлежности объекта культурного наследия «II-й дом усадьбы П-вых» Жаворонкову Е.С., также являются несостоятельными, поскольку, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2022 года видно, что право собственности на объект культурного наследия «II-й дом усадьбы П-вых» зарегистрировано за ООО «Башкирские пасеки +» (л.д.139-144).

Соответственно собственник объекта ООО «Башкирские пасеки +» обязан соблюдать требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Доводы законного представителя и защитника о том, что все работы на объекте проведены на основании решения межведомственной комиссии от 28.03.2018 года и постановления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.05.2018 года о переводе помещения в нежилой фонд и выполнении работ по перепланировке, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Башкирские пасеки+» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку работы проведены в отсутствие проектной и (или) разрешительной документации, согласованной и выданной Управлением по государственной охране объектов культурного наследия РБ.

В нарушении закона ООО «Башкирские пасеки+» допустило к производству работ Жаворонкова Е.С. и других лиц, не имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Утверждения законного представителя и защитника о несоответствии адреса объекта не нашло своего объективного подтверждения. Так из справки Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Уфы РБ от 27.04.2004 «О присвоении почтового адреса» видно, что объект культурного наследия «II-й дом усадьбы П-вых» расположен по адресу <...> (л.д.125,127).

Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Правонарушение, совершенное ООО «Башкирские пасеки+», посягает на общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, учитывая, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации, являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия и их разрушение повлечет утрату народного достояния.

Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вышеуказанные положения закона предоставляют возможность судье, органу либо должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что после составления протокола по делу об административном правонарушении, ООО «Башкирские пасеки+» обратилось в Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ с заявлением о разъяснении порядка проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, получило список лицензированных компаний, занимающихся разработкой проектной документации, предпринимает меры для устранения допущенных нарушений, принимая во внимание финансовое положение юридического лица и характер совершенного административного правонарушения, на основании требования статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ считаю необходимым назначить ООО «Башкирские пасеки +» административное наказание в виде административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

юридическое лицо ООО «Башкирские пасеки+» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

ИНН <***> КПП 770301001

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>)

Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва

БИК 024501901

Единый казначейский счет 40102810045370000002

Казначейский счет 03100643000000019500

ОКТМО 45382000

КДБ 054 1 16 01071 01 0013 140 - ст. 7.1З КоАП РФ

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его получения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Совина О.А.